Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Что такое хорошая сельская школа? Та, которая кормит своих учеников завтраками со своего огорода, та, которая обеспечивает им городской уровень образования прямо дома, при помощи заочного обучения? Или та, которая сохраняет особенный, сельский колорит? А может быть, вообще вопрос надо ставить по-другому? Хорошая – значит, живая. Живая в своем стремлении наладить контакты с внешним, нешкольным миром и влиять на этот мир, а не только приглашать взрослых людей к детям в школу вести кружки и уроки. Живая, потому что учебный процесс движется не от одного пункта программы к другому, а от ребенка к ребенку, от ребенка к его родителям и учителю. Но, оказывается, это невероятно трудно.
Свои же коллеги не понимают и осуждают за излишнюю альтернативность. И не всякие родители с таким образом учения соглашаются.
Трудно плыть против течения и пытаться изменять маленький сельский мир. Всегда есть опасность сделаться бессмысленным революционером.
И всегда приходится думать, куда и зачем идешь.

Марина ГУРЬЯНОВА,
руководитель ВНИК “Сельская школа и социум”
Российской академии образования

Спасительный узел традиций и разнообразия

Сельская школа поставлена в такие обстоятельства, что без создания нестандартных педагогических моделей ей просто не прожить

Обстоятельства места

Довольно замкнутая и взаимозависимая жизнь людей в сельской социальной общности создает специфический контекст, в котором происходит деятельность школы. Типы учебных заведений, расположенных в сельской местности, так же разнообразны, как и традиции местных сообществ, как сами типы поселений людей – села, деревни, аулы, хутора, заимки. Численность детского населения в них заранее предопределяет и тип школы, и ее наполняемость. Среди большого разнообразия типов школ выделяются три основные группы – пригородные школы, ориентированные на районный или областной центр, школы, расположенные на центральных усадьбах хозяйств, и школы, расположенные в отдаленных населенных пунктах.
Особенности расселения людей в сельской местности, обширные зоны бездорожья, малолюдье северных и сибирских регионов определили такую особенность сельской школы, как малочисленность. По данным Министерства образования Российской Федерации, около 70% всех сельских школ – малочисленные. Маленькое количество учеников в классе создает свою специфическую атмосферу учения, свои специфические проблемы.
Уникальна и сама позиция сельского учителя, особенно учителя малочисленной школы. Хороший учитель на селе всегда выполнял не только свои прямые обязанности наставника, транслятора знаний. Однако даже и эта основная деятельность часто находится в состоянии нестабильности, во многих сельских школах не хватает учителей-предметников, из-за отъезда учителя в город может разрушиться весь образовательный процесс. Спасением в этой ситуации оказывается многопрофильность сельских педагогов, что при творческом подходе к школьному делу имеет и свои преимущества (например, так легче обеспечивать межпредметные взаимосвязи). Подобная многопрофильность – сигнал для педагогических вузов о необходимости особенной, полипредметной подготовки будущих сельских учителей, о потребности в интегрированных образовательных программах для детей.
О сельском учителе вообще разговор особый. В отечественной культуре существует его сложившийся образ, идущий еще от времен земских деятелей образования. Учитель – человек культуры, всегда более высокой, чем у его односельчан. И, естественно, перед всяким педагогом встает проблема соответствия идеальному образу. Ежедневная работа в условиях постоянной общественной оценки ставит учителя перед выбором: либо профессиональный рост, позволяющий заниматься “культурной работой” не только в школе с учениками, но и в открытой среде сельского социума, либо приспособление к имеющимся обстоятельствам, когда учитель ничем в культурном отношении не отличается от односельчан (особенно если он сам уроженец этого места). Однако же и “культурное превосходство” таит в себе опасность слишком сильного отрыва учителя от местных обстоятельств жизни, когда его перестают понимать и воспринимать и ученики, и их родители. Поэтому проблема социальной адаптации, профессионально-ролевого самоопределения сельского учителя – одна из основных и болезненных.
Отдельная болевая точка – единственность школы в конкретном населенном пункте, когда нет никакой возможности выбора учебного заведения для ребенка и он ходит учиться в ту школу, которая есть, вне зависимости от качества ее работы, потому что другой нет. Это отсутствие альтернативы (или необходимость ехать куда-то очень далеко, чтобы эту альтернативу найти) порождает ситуацию зависимого уровня развития детей. Более того, возможности сельской школы в развитии личности ученика напрямую зависят от места расположения конкретного населенного пункта, от социально-экономических условий жизни там. Чем ближе школа к городу, тем большими возможностями она располагает для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, тем успешнее решается проблема ее кадрового обеспечения, тем проще организовать тесные контакты педагогов, повышение квалификации и обмен опытом. (Однако, с другой стороны, пригородные, поселковые школы часто маргинализируются, утратив связь с землей, но и не обретя “городского культурного уровня”.) В условиях же отдаленного населенного пункта такие возможности практически исчезают или их появление требует колоссальных личных усилий учителей-энтузиастов.
Одна из отличительных особенностей сельской школы, наиболее интересная и проблемная, – ее стихийная интегративность (возрастная, территориальная, предметная). В силу вышеперечисленных причин в ней вместе обучаются дети здоровые и ученики с ограниченными возможностями, в одном классе могут заниматься первоклассники, четвероклассники и шестиклассники. Практически само собой происходит то, чего на протяжении десятилетий не удается достичь отечественной городской школе и к чему с большим упорством идет в последние двадцать пять–тридцать лет мировая школа. Кроме того, большинство сельских школ сознательно или бессознательно ориентировано на традиции народной культуры, на укладность, традиционность, семейственность образования и воспитания в большей степени, чем городские.

Обстоятельства образа действия

Специфические социальные условия работы сельской школы, слаборазвитая социальная инфраструктура, изолированность, отдаленность, потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей обусловили необходимость выполнения сельской школой функций, не связанных напрямую с передачей знаний, усилили роль школы как культурообразующей среды села. Школьные учителя в содружестве с работниками местного клуба (дома культуры) становятся часто единственными создателями развивающей социальной среды для деревенских детей и взрослых, устанавливают нормальные отношения в семьях учеников. Кроме того, школа в селе до сих пор остается единственным местом базовой допрофессиональной подготовки подростков, особенно в тех местах, где еще сохранились (или восстановились) прежние тесные отношения с местной администрацией или руководителями хозяйств. В зависимости от того, в какую сферу деятельности больше всего включена конкретная школа, среди деревенских, сельских и пригородных поселковых школ выделяются несколько их типов: “школа – детский сад”, “школа – сельский клуб – детский сад”, “учебно-воспитательный комплекс”, “школа – хозяйство”, “школа – филиал профессионального училища”, “школа – детский дом – сельский клуб”, “агрошкола” и другие.
Сельская школа имеет более обширный микрорайон педагогической деятельности, чем городская. Как правило, это от двух до десяти населенных пунктов, часто удаленных друг от друга и от самой школы на километры, что ставит проблемы организации подвоза детей, их дополнительного образования во внеурочное время в число главных. Часто территория, которую “обслуживает” определенная школа, совпадает с границами владений хозяйства или административными границами, что предопределяет ее тесные контакты с местной администрацией и руководителями хозяйств. И большинство школ решает свои “дорожные” проблемы при помощи тесного сотрудничества с местной властью. И там, где местные власти действительно понимают, что в отличие от города главным фактором в образовании и сохранении конкретного населенного пункта является не наличие конкретного предприятия в нем и даже не количество рабочих мест, а прежде всего наличие в нем школы, – там жизнь, несмотря на существующие проблемы, продолжается. В практике известны многие случаи, когда “живая” школа спасала угасающую жизнь деревни. Поэтому, говоря о характерных особенностях педагогики села, нельзя забывать об этом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru