УЧЕБНИКИ
Тысячелетие России
Смирнов В.Г.
Россия в бронзе.
Памятник “Тысячелетию России” и его герои.
М.: Вече, 2002
Книга Виктора Смирнова по-своему
уникальна. Это не только история создания
памятника “Тысячелетию России” в Великом
Новгороде и биография его автора – скульптора
Михаила Микешина. Здесь читатели также найдут
рассказы об изображенных на памятнике в общей
сложности 110 выдающихся деятелях российской
истории и культуры. Жаль только, что в конце книги
нет их алфавитного постраничного указателя.
Кроме того, здесь содержится подробное
искусствоведческое описание знаменитого
памятника, а также история его спасения от вывоза
в Германию в 1944 году и последующей реставрации
96-тысячетонной громады. Как отмечает автор в
предисловии, памятник “рассказывает о
тысячелетней истории громадной страны, но
изображает ее такой, какой она виделась
современникам. Это бронзовый сгусток идей и
надежд того времени; в сущности, перед нами
памятник великим реформам Александра II”.
24-летний живописец Микешин в ноябре 1859 года
выиграл конкурс, объявленный
Санкт-Петербургской академией художеств,
опередив маститых академиков и профессоров. Он
был сыном небогатого дворянина –
героя-партизана войны 1812 года. Насчет даты, когда
праздновать тысячелетие Руси, вышел спор.
Некоторые историки трактовали летописные данные
так, будто Рюрик был призван на княжение в 852 году.
Но большинство, возглавляемое известным
историком Николаем Погодиным, держалось
традиционного 862 года. Их поддержал и император
Николай I, написавший: “Того мнения и я, ибо так
учен был в свою молодость, и слишком стар, чтобы
верить другому”. Это решило спор. Но возвели
памятник уже при Александре II.
Попутно Смирнов касается и “варяжского
вопроса”. Ведь памятник Микешина был задуман
прежде всего как памятник Рюрику – легендарному
основателю Русского государства. Автор книги
отмечает, что в последние годы жизни Сталина, в
эпоху борьбы с космополитизмом, “особое
раздражение у властей вызывала фигура Рюрика.
Материализованный в бронзе варяг самим своим
видом опровергал официальную науку, объявившую
его сказочным, вымышленным персонажем.
Норманисты в те годы приравнивались к генетикам
и запросто могли оказаться в ГУЛАГе”. Смирнов
справедливо утверждает, что слово “русь”
происходит от древнескандинавского rops,
означающего “гребцы”, т. е. участники похода на
гребных судах. Аналогично викинги – это
участники “вика”, морского похода на парусных
судах. По морю норманны шли под парусом, а по
рекам Восточной Европы им приходилось плыть в
основном на веслах, отсюда и “русь”. По мнению
Смирнова, “скандинавские дрожжи помогли взойти
славянскому тесту”, и в самом общем виде с таким
образным определением процесса образования
Древнерусского государства можно согласиться. А
вот предложение дополнить памятник
скульптурными изображениями Жукова, Сахарова,
Солженицына, Королева, Гагарина, Рахманинова,
Шаляпина, Шостаковича, Есенина, Бунина, Шолохова
не представляется правильным. Каждый памятник –
это памятник своей эпохи, и не стоит его
переделывать. Может быть, к 2000-летию России и
стоит возвести еще один монумент с новым набором
персонажей. Но кто, кроме Рюрика, попадет в их
число, сегодня не возьмется предсказать никто.
Все будет зависеть от политических и
эстетических симпатий правителей и скульпторов.
Следует отметить, что короткие очерки о
персонажах памятника весьма насыщены интересной
информацией. Среди их героев – те, кто хорошо
известен и сегодня, вроде Пушкина, Гоголя, Петра
Великого, Владимира Святого… Иван Грозный
блистательно отсутствует. В либеральную эпоху
Великих реформ заклейменный Карамзиным тиран не
считался положительным героем русской истории.
Да и неудобно было ставить ему памятник в
Новгороде, отданном в 1570 году опричникам на
разграбление. Зато среди фигур памятника
оказались многие ныне незаслуженно забытые
государственные деятели. Например, соратник
Петра Великого Яков Долгорукий, неподкупный
президент ревизион-коллегии, любивший повторять:
“Царю правда лучший слуга. Служить, так не
картавить, картавить, так не служить”. Однажды на
царском пиру среди всеобщей лести он весьма
критически отозвался о правлении Петра, за что
против ожидания не только не лишился головы, а
удостоился царской похвалы. И об известных
исторических личностях Смирнов сообщает
малоизвестные подробности. Так, император
Николай I, которого до недавнего времени рисовали
у нас в учебниках истории одной только черной
краской, оказывается, обладал недюжинным
самообладанием и мужеством. В холерном 1831 году он
не испугался без охраны выйти к разбушевавшейся
толпе на Сенной площади и несколькими словами
успокоил людей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|