УЧЕБНИКИ
О музыке без нот
Самин Д.К. 100 великих музыкантов.
М.: Вече, 2002
В книге Дмитрия Самина представлены
самые знаменитые профессиональные музыканты
(исполнители на народных инструментах в
справочник не вошли) всех времен и народ от
органиста Яна-Питера Свелинка, жившего в конце XV
– начале XVI века (после смерти его назвали
последним великим голландцем), и до нашего
современника – лучшего гитариста России Виктора
Зинчука. Как отмечает автор в предисловии,
«музыку не зря называют исполнительским
искусством. Только исполнитель может заставить
музыку зазвучать и погрузить нас в тот мир
чувств, мыслей, который заложил композитор в свое
произведение». В книге представлены как
исполнители классической музыки, так и
представители рока и других современных
музыкальных направлений. Большинство
исполнителей играют на фортепиано, скрипке и
виолончели – самых популярных музыкальных
инструментах в Европе нового времени. Вместе с
тем в справочнике не забыты и музыканты,
предпочитающие более редкие инструменты – такие
как альт, арфа, клавесин или контрабас. Из русских
исполнителей первым по хронологии представлен
Антон Рубинштейн, который был также выдающимся
дирижером и очень неплохим композитором. Антон
Григорьевич сильно обижался, что его творчество
считают не вполне русским, и с грустью замечал:
«Для евреев я – христианин, для христиан – еврей,
для русских я – немец, для немцев – русский, для
классиков я – новатор, для новаторов –
ретроград». Точно так же многих виртуозных
исполнителей, намного опередивших свое время,
сторонники классической традиции обвиняли во
вредных новациях, а представители музыкального
авангарда – в ретроградстве. Но, как правило, все
персонажи книги были признаны еще при жизни, хотя
некоторые, вроде Свелинка, были забыты после
смерти учеников и вновь открыты лишь в конце XIX
или в XX веке.
Скрипач Никколо Паганини стал великим скрипачом
во многом благодаря тому, что его матери явился
во сне ангел, предрекший сыну карьеру
гениального музыканта. Паганини же заслуженно
называли в начале XIX века «величайшим скрипачом
мира, чья игра поистине непостижима». Однажды
недоброжелатели сделали так, что у маэстро
лопнула струна. Но Паганини, не смутившись, без
единой ошибки виртуозно доиграл свою партию, а
потом еще и повторил ее на бис. А Александр
Скрябин, более известный как композитор,
прославился также особой техникой пианиста,
«техникой нервов». Ференц Лист убеждал: «Не
пороком, но необходимым элементом музыки
является виртуозность… Она не пассивная
служанка композиции – от ее дуновения зависит
жизнь и смерть доверенного ей художественного
произведения: виртуоз может произвести его в
блеске красоты, свежести и вдохновения, но он
может также исказить, обезобразить и извратить
его». Другой великий пианист, Владимир Горовиц,
признавался: «Я индивидуалист, каким должен быть
каждый художник. Я слышал и знал всех пианистов и
вынес о них отрицательное мнение. Моя
индивидуальность тверда, как сталь, и никто не в
силах поколебать ее». Великий скрипач Иегуди
Менухин всю жизнь играл с больной правой рукой,
что, однако, никак не сказалось на мощи его гения.
Как писал один из критиков, «Менухин с трудом
опускает смычок на струны, с трудом доводит его
до конца, сила его щедрого таланта такова, что
этого скрипача нельзя достаточно наслушаться. У
Менухина слышишь то, что ни у кого другого, –
каждой музыкальной фразе он придает
неповторимые нюансы».
Из исполнителей современной музыки в
справочнике представлены, в частности, Дюк
Эллингтон и Луи Армстронг, Александр Цфасман и
Алексей Козлов, Джимми Хендрикс и Карлос Сантана.
Хендрикс был звездой рок-авангарда и гитаристом
от Бога. Но «средний слушатель воспринимал его
как дикаря, идола поколения наркоманов с
нечленораздельной речью и бесконтрольным
поведением». А ведь в действительности
«настоящий Хендрикс был чувствительным, мягким и
даже робким человеком, талантливым композитором
и поэтом, которого любили и которому поклонялись
не только рок-музыканты, но и музыканты, играющие
в стиле джаз, блюз или фолк». О «золотом саксофоне
России» Алексее Козлове мы узнаем, что он начал
играть во время Всемирного фестиваля молодежи и
студентов в Москве в 1957 году, а сегодня верит в то,
что в России в скором времени возродятся
джазовые концерты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|