Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

О музыке без нот


Самин Д.К. 100 великих музыкантов.
М.: Вече, 2002

В книге Дмитрия Самина представлены самые знаменитые профессиональные музыканты (исполнители на народных инструментах в справочник не вошли) всех времен и народ от органиста Яна-Питера Свелинка, жившего в конце XV – начале XVI века (после смерти его назвали последним великим голландцем), и до нашего современника – лучшего гитариста России Виктора Зинчука. Как отмечает автор в предисловии, «музыку не зря называют исполнительским искусством. Только исполнитель может заставить музыку зазвучать и погрузить нас в тот мир чувств, мыслей, который заложил композитор в свое произведение». В книге представлены как исполнители классической музыки, так и представители рока и других современных музыкальных направлений. Большинство исполнителей играют на фортепиано, скрипке и виолончели – самых популярных музыкальных инструментах в Европе нового времени. Вместе с тем в справочнике не забыты и музыканты, предпочитающие более редкие инструменты – такие как альт, арфа, клавесин или контрабас. Из русских исполнителей первым по хронологии представлен Антон Рубинштейн, который был также выдающимся дирижером и очень неплохим композитором. Антон Григорьевич сильно обижался, что его творчество считают не вполне русским, и с грустью замечал: «Для евреев я – христианин, для христиан – еврей, для русских я – немец, для немцев – русский, для классиков я – новатор, для новаторов – ретроград». Точно так же многих виртуозных исполнителей, намного опередивших свое время, сторонники классической традиции обвиняли во вредных новациях, а представители музыкального авангарда – в ретроградстве. Но, как правило, все персонажи книги были признаны еще при жизни, хотя некоторые, вроде Свелинка, были забыты после смерти учеников и вновь открыты лишь в конце XIX или в XX веке.
Скрипач Никколо Паганини стал великим скрипачом во многом благодаря тому, что его матери явился во сне ангел, предрекший сыну карьеру гениального музыканта. Паганини же заслуженно называли в начале XIX века «величайшим скрипачом мира, чья игра поистине непостижима». Однажды недоброжелатели сделали так, что у маэстро лопнула струна. Но Паганини, не смутившись, без единой ошибки виртуозно доиграл свою партию, а потом еще и повторил ее на бис. А Александр Скрябин, более известный как композитор, прославился также особой техникой пианиста, «техникой нервов». Ференц Лист убеждал: «Не пороком, но необходимым элементом музыки является виртуозность… Она не пассивная служанка композиции – от ее дуновения зависит жизнь и смерть доверенного ей художественного произведения: виртуоз может произвести его в блеске красоты, свежести и вдохновения, но он может также исказить, обезобразить и извратить его». Другой великий пианист, Владимир Горовиц, признавался: «Я индивидуалист, каким должен быть каждый художник. Я слышал и знал всех пианистов и вынес о них отрицательное мнение. Моя индивидуальность тверда, как сталь, и никто не в силах поколебать ее». Великий скрипач Иегуди Менухин всю жизнь играл с больной правой рукой, что, однако, никак не сказалось на мощи его гения. Как писал один из критиков, «Менухин с трудом опускает смычок на струны, с трудом доводит его до конца, сила его щедрого таланта такова, что этого скрипача нельзя достаточно наслушаться. У Менухина слышишь то, что ни у кого другого, – каждой музыкальной фразе он придает неповторимые нюансы».
Из исполнителей современной музыки в справочнике представлены, в частности, Дюк Эллингтон и Луи Армстронг, Александр Цфасман и Алексей Козлов, Джимми Хендрикс и Карлос Сантана. Хендрикс был звездой рок-авангарда и гитаристом от Бога. Но «средний слушатель воспринимал его как дикаря, идола поколения наркоманов с нечленораздельной речью и бесконтрольным поведением». А ведь в действительности «настоящий Хендрикс был чувствительным, мягким и даже робким человеком, талантливым композитором и поэтом, которого любили и которому поклонялись не только рок-музыканты, но и музыканты, играющие в стиле джаз, блюз или фолк». О «золотом саксофоне России» Алексее Козлове мы узнаем, что он начал играть во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году, а сегодня верит в то, что в России в скором времени возродятся джазовые концерты.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru