Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Социальный заказ под диктовку не пишется

Он может сформироваться лишь при взаимодействии школы и общества. Но какими могут быть формы этого взаимодействия?

Модернизация образования заключается, с нашей точки зрения, в том, чтобы создать гражданские институты принятия решений в области образовательной политики.
Но просто пригласить граждан стать главными управляющими в школе не менее опасно, чем оставить образование в монополии ведомства.
«Эврика» выдвигает проект развития общественного управления школой, основанный на трех главных принципах:
– выгодное попечительство;
– подготовка общественных управляющих;
– делегирование союзам попечителей части прав учредителей образовательных учреждений.
Проект уже начал реализовываться в Красноярском крае, Бурятии, Иркутской и Омской областях, а также в Приволжском федеральном округе.

Общество постоянно недовольно школой – так было всегда и так будет вечно.
– В наше время учили хорошо, а сейчас учат плохо.
И возразить нечего.
– Нас в школе воспитывали, а сейчас дети предоставлены сами себе.
И снова нечего возразить. Действительно: раньше воспитывали, сейчас нет.
– Нагрузка была меньше…
– Учебников хватало…
– Поступить в вуз было проще…
А еще одна заветная мечта, особенно мечта управленцев, да и учителей тоже, – это социальный заказ школе.
– Раньше был социальный заказ, и мы знали, что от нас требует общество, – говорят многие учителя и директора.
И это, на наш взгляд, очень правильно: хорошо, если знаешь, чего от тебя хочет общество.
Но как это узнать?
Справедливости ради давайте все-таки согласимся, что в прежние времена вместо социального заказа мы получали заказ партии. Да и реалистичность такого заказа (гармонически развитая личность) тоже вызывала большие сомнения.
И тем не менее: может ли школа быть чуткой к потребностям общества?
На наш взгляд, это очень трудная задача, потому что в обществе доминируют традиционные ценности: хорошая успеваемость, поступление ребенка в вуз, дисциплина в школе, строгие и требовательные учителя.
Если сделать школу полностью зависимой только от желаний родителей, она не сможет развиваться. Потому что новые стандарты образования – я имею в виду не «минимальное содержание образования», а требования к образованию как к условию самореализации человека, – эти новые стандарты появляются медленно и не могут в одночасье стать достоянием массового сознания.
Откуда приходит в школу сигнал о новых, становящихся, еще не сформированных и не сформулированных образовательных потребностях? С нашей точки зрения, от инновационных образовательных проектов.
Но есть еще один способ развития образования, а вместе с ним страны и нации – это развитие такого общественного управления образованием, чтобы у школы появлялся тот самый социальный заказ, но не на укорененные стереотипы, не на сложившиеся предрассудки, а на развитие школы.
И на наш взгляд, такое общественное управление возможно.

Попечительство и общественное управление в России связаны исторически и органически переплетаются между собой.
Для школы попечительские советы уже устоявшаяся форма, им нужно придать еще больше полномочий и улучшить нормативно-правовую базу для финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме школьных попечительских советов в институт общественного управления образованием могут войти муниципальные и региональные союзы попечителей.
Таким образом, гражданским институтом управления образованием мы считаем:
– школьные попечительские советы как советы управления школой;
– муниципальные и региональные союзы попечителей.
Если со временем у нас появится российский союз попечителей – это будет серьезный общественный противовес ведомству.
О школьных попечительских советах мы писали уже не раз, поэтому сейчас укажем лишь основные их функции: согласование с администрацией школы образовательной программы и бюджета этой образовательной программы, переговоры с учредителем относительно обеспечения бюджета со стороны учредителя, по возможности покрытие дефицита бюджета, а также влияние на кадровую политику учредителя по отношению к школе.
Попечительский совет дает согласие на образовательную программу и ведет собственную финансово-хозяйственную деятельность для покрытия дефицита этого бюджета и поддержки особых направлений деятельности школы.
Новым витком в развитии общественного управления, с нашей точки зрения, является развитие союзов попечителей в муниципалитетах и регионах.
Что такое выгодное попечительство?
Прежде всего – никаких льгот в налогообложении.
Выгодность достигается тем, что власть делает открытым и прозрачным механизм предпочтений при конкурсном распределении своих ресурсов. Ситуация, когда власть вынуждена “при прочих равных условиях” при распределении муниципального или регионального заказа отдавать предпочтение той или иной фирме или организации, – самая обычная ситуация. Но власть при этом действует в собственных интересах – граждане никогда не понимают, почему, например, подряд на уборку мусора в том или ином городе получила эта фирма, а не другая.
Мы предлагаем сделать эти предпочтения не только прозрачными, но и понятными – преимущество получают те, кто внес наибольший вклад в попечительство над образованием.
Все открыто и выгодно.
Из лидеров попечительства можно создавать союзы попечителей – но при одном важном условии.
Институт «Эврика» разработал программу подготовки «общественных управляющих». Это двухлетняя программа, в которой на высоком технологическом уровне, с использованием интерактивных дистантных технологий лидеры попечительства осваивают квалификацию общественных управляющих образованием и получают соответствующий документ. Причем и сама программа, и этот документ согласуются с местными властями прежде всего. Потому что следующий шаг: местная власть делится своими полномочиями учредителя с союзом попечителей, который состоит из лидеров попечительства, не только внесших свой вклад в развитие образования – это условие обязательное, но и получивших соответствующую подготовку – это условие достаточное.
– А зачем успешным и влиятельным предпринимателям становиться общественными управляющими образованием? – самый распространенный вопрос.
Наш ответ может показаться кому-то слишком романтичным, но мы убедились в реалистичности такого подхода.
В России формируется новая элита, представителям которой уже не хочется вести диалог с властью на основе коррупции, или совместных походов в баню, или игры в теннис, или даже катания на лыжах. Тем более что в России сто лет тому назад было великое и жестоко истребленное явление – земство. Попечительская элита, союзы попечителей в муниципалитетах и регионах – это возрождение земства, восстановление той связи времен, которая прервалась революцией.
Может ли общество управлять школой?
С нашей точки зрения, может. Но только в одном случае: если школа станет управлять развитием самого общества. Например, создавая новое земство, выращивая новую общественную элиту – не через грязные выборы или коррупцию, а через попечение школы и управление образованием.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru