ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Социальный заказ под диктовку не
пишется
Он может сформироваться лишь при
взаимодействии школы и общества. Но какими могут
быть формы этого взаимодействия?
Модернизация образования заключается, с
нашей точки зрения, в том, чтобы создать
гражданские институты принятия решений в
области образовательной политики.
Но просто пригласить граждан стать главными
управляющими в школе не менее опасно, чем
оставить образование в монополии ведомства.
«Эврика» выдвигает проект развития
общественного управления школой, основанный на
трех главных принципах:
– выгодное попечительство;
– подготовка общественных управляющих;
– делегирование союзам попечителей части прав
учредителей образовательных учреждений.
Проект уже начал реализовываться в Красноярском
крае, Бурятии, Иркутской и Омской областях, а
также в Приволжском федеральном округе.
Общество постоянно недовольно школой – так было
всегда и так будет вечно.
– В наше время учили хорошо, а сейчас учат плохо.
И возразить нечего.
– Нас в школе воспитывали, а сейчас дети
предоставлены сами себе.
И снова нечего возразить. Действительно: раньше
воспитывали, сейчас нет.
– Нагрузка была меньше…
– Учебников хватало…
– Поступить в вуз было проще…
А еще одна заветная мечта, особенно мечта
управленцев, да и учителей тоже, – это социальный
заказ школе.
– Раньше был социальный заказ, и мы знали, что от
нас требует общество, – говорят многие учителя и
директора.
И это, на наш взгляд, очень правильно: хорошо, если
знаешь, чего от тебя хочет общество.
Но как это узнать?
Справедливости ради давайте все-таки согласимся,
что в прежние времена вместо социального заказа
мы получали заказ партии. Да и реалистичность
такого заказа (гармонически развитая личность)
тоже вызывала большие сомнения.
И тем не менее: может ли школа быть чуткой к
потребностям общества?
На наш взгляд, это очень трудная задача, потому
что в обществе доминируют традиционные ценности:
хорошая успеваемость, поступление ребенка в вуз,
дисциплина в школе, строгие и требовательные
учителя.
Если сделать школу полностью зависимой только от
желаний родителей, она не сможет развиваться.
Потому что новые стандарты образования – я имею
в виду не «минимальное содержание образования»,
а требования к образованию как к условию
самореализации человека, – эти новые стандарты
появляются медленно и не могут в одночасье стать
достоянием массового сознания.
Откуда приходит в школу сигнал о новых,
становящихся, еще не сформированных и не
сформулированных образовательных потребностях?
С нашей точки зрения, от инновационных
образовательных проектов.
Но есть еще один способ развития образования, а
вместе с ним страны и нации – это развитие такого
общественного управления образованием, чтобы у
школы появлялся тот самый социальный заказ, но не
на укорененные стереотипы, не на сложившиеся
предрассудки, а на развитие школы.
И на наш взгляд, такое общественное управление
возможно.
Попечительство и общественное управление в
России связаны исторически и органически
переплетаются между собой.
Для школы попечительские советы уже устоявшаяся
форма, им нужно придать еще больше полномочий и
улучшить нормативно-правовую базу для финансово-хозяйственной
деятельности.
Кроме школьных попечительских советов в
институт общественного управления образованием
могут войти муниципальные и региональные союзы
попечителей.
Таким образом, гражданским институтом
управления образованием мы считаем:
– школьные попечительские советы как советы
управления школой;
– муниципальные и региональные союзы
попечителей.
Если со временем у нас появится российский союз
попечителей – это будет серьезный общественный
противовес ведомству.
О школьных попечительских советах мы писали уже
не раз, поэтому сейчас укажем лишь основные их
функции: согласование с администрацией школы
образовательной программы и бюджета этой
образовательной программы, переговоры с
учредителем относительно обеспечения бюджета со
стороны учредителя, по возможности покрытие
дефицита бюджета, а также влияние на кадровую
политику учредителя по отношению к школе.
Попечительский совет дает согласие на
образовательную программу и ведет собственную
финансово-хозяйственную деятельность для
покрытия дефицита этого бюджета и поддержки
особых направлений деятельности школы.
Новым витком в развитии общественного
управления, с нашей точки зрения, является
развитие союзов попечителей в муниципалитетах и
регионах.
Что такое выгодное попечительство?
Прежде всего – никаких льгот в налогообложении.
Выгодность достигается тем, что власть делает
открытым и прозрачным механизм предпочтений при
конкурсном распределении своих ресурсов.
Ситуация, когда власть вынуждена “при прочих
равных условиях” при распределении
муниципального или регионального заказа
отдавать предпочтение той или иной фирме или
организации, – самая обычная ситуация. Но власть
при этом действует в собственных интересах –
граждане никогда не понимают, почему, например,
подряд на уборку мусора в том или ином городе
получила эта фирма, а не другая.
Мы предлагаем сделать эти предпочтения не только
прозрачными, но и понятными – преимущество
получают те, кто внес наибольший вклад в
попечительство над образованием.
Все открыто и выгодно.
Из лидеров попечительства можно создавать союзы
попечителей – но при одном важном условии.
Институт «Эврика» разработал программу
подготовки «общественных управляющих». Это
двухлетняя программа, в которой на высоком
технологическом уровне, с использованием
интерактивных дистантных технологий лидеры
попечительства осваивают квалификацию
общественных управляющих образованием и
получают соответствующий документ. Причем и сама
программа, и этот документ согласуются с
местными властями прежде всего. Потому что
следующий шаг: местная власть делится своими
полномочиями учредителя с союзом попечителей,
который состоит из лидеров попечительства, не
только внесших свой вклад в развитие образования
– это условие обязательное, но и получивших
соответствующую подготовку – это условие
достаточное.
– А зачем успешным и влиятельным
предпринимателям становиться общественными
управляющими образованием? – самый
распространенный вопрос.
Наш ответ может показаться кому-то слишком
романтичным, но мы убедились в реалистичности
такого подхода.
В России формируется новая элита, представителям
которой уже не хочется вести диалог с властью на
основе коррупции, или совместных походов в баню,
или игры в теннис, или даже катания на лыжах. Тем
более что в России сто лет тому назад было
великое и жестоко истребленное явление –
земство. Попечительская элита, союзы попечителей
в муниципалитетах и регионах – это возрождение
земства, восстановление той связи времен,
которая прервалась революцией.
Может ли общество управлять школой?
С нашей точки зрения, может. Но только в одном
случае: если школа станет управлять развитием
самого общества. Например, создавая новое
земство, выращивая новую общественную элиту – не
через грязные выборы или коррупцию, а через
попечение школы и управление образованием.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|