ЛЮБИМЫЙ ГОРОДА
ХАРАКТЕР
Дремучее место
У каждого места – своя уникальная
слава. Тула, например, славится самоварами и
пряниками, Иваново – ткачами и ткачихами, а
Сергиев Посад – игрушками и лаврой.
С Орлом все гораздо сложнее. В двух словах не
сказать.
Орловщина – место дремучее. Историк
Пясецкий писал в девятнадцатом веке: “Во многих
местах находятся глубокие овраги и обрывы,
образовавшиеся постепенно от накопления здесь
массы снега и воды и от времени увеличивающиеся
или изменяющие свою форму; в весеннее время вода
устремляется отсюда с особенною силою и
прорывает себе путь к берегам рек иногда со
значительной высоты. Здесь до настоящего времени
часто находят разные окаменелости, как то:
морские раковины, чешую, зубы и кости хищных
морских рыб (из рода акул)… В древности здесь
залегал дремучий, непроходимый лес, и предания
говорят, что этот лес тянулся вплоть до Карачаева
и Брянска”.
Даже обычное географическое описание местности
смотрится страшной историей, которую в пору
рассказывать на ночь. Не говоря уже о том, какими
были обитатели Орловщины.
Самым колоритным из жителей здешних лесов был
легендарный атаман Кудеяр. Он жил в шестнадцатом
столетии и наводил ужас не только на простых
орловских обывателей, но и практически на всю
среднюю полосу России. Газета “Орловские
губернские ведомости” сообщала о нем: “Этот
где-где не разбойничал! И к Калуге, и к Туле, и к
Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Севску, и к
Брянску, и к Смоленску – везде побывал, везде
свои станы расставлял и много кладов позарыл в
землю, да все с проклятиями; страшный колдун был.
И какой поганой силой владел: раскинет на берегу
речки, озера, какого ручья полушубок или свиту и
ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит,
нет ли погони где; а там левый спи, правый сторожи
– так впеременку; а как завидит где сыщиков,
вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем
спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка
с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку, и поминай как
звали”.
Поговаривали, что разбойник этот был “пригож
лицом, статен телом, имел обширный ум и
богатырскую силу, во пиру был ласков, а во хмелю
весел”. Впрочем, не многие из тех, кто лично
сталкивался с атаманом, могли похвастаться
своими мемуарами. Большинству не удавалось
вырваться живым от этого злодея.
До сих пор исследователи российской старины не
оставляют Кудеяра своим пристальным вниманием.
Среди последних их версий – новое прочтение
известной ранее записи атамана, касающейся
одного из Кудеяровых кладов: “В Курском уезде,
близко от Ямской слободы, погреб с поклажей, а в
том погребе 12 бочек серебряных копеек, да 4 котла
жемчуга насыпаны, да лежит 1 тыс. бердышей, да
1 тыс. мушкетов, и книги, и Евангелие, и всякая
церковная утварь, и платье, и сабля булатная”.
По мнению калужских краеведов, это не что иное,
как знаменитая библиотека Ивана Грозного,
захваченная атаманом.
Конечно же список лихих людей Орловщины не
ограничивался этой исторической фигурой. Были
деятели и попроще, с меньшими амбициями.
Например, Сирота Зерин, прославивший себя не
только как разбойник, но и как незауряднейший
парламентарий. Когда его ловили, он все время
договаривался со своими судьями – дескать,
давайте вы меня отпустите, а я вам укажу своих
подельников. Да не простых, а самых именитых и
богатых граждан. В результате этих граждан все же
отпускали, но до того брали с них неимоверные
взятки.
Сирота стал пользоваться истинной, чуть ли не
официальной безнаказанностью. Каждый знал, что
доносить на него смысла нет – из острога Сироту
отпустят, после чего он обязательно прознает, кто
был виноват в его поимке, и не поленится, пойдет и
подожжет избу доносчика.
Этим таланты Сироты не ограничивались. Он,
например, сложил про себя песню, которая еще в
прошлом столетии была одной из популярных на
Орловщине:
Сирота ли, Сирота,
Ты сиротушка!
Сиротец, удалец,
Горе-вдовкин сын.
Да ты спой, Сирота,
С горя песенку!
“Хорошо песни петь,
Да пообедавши;
А и я ли, молодец,
Лег не ужинал,
Поутру рано встал,
Да не завтракал;
Да плохой был обед,
Коли хлеба нет!
Нет ни хлеба, нет ни соли,
Нет ни кислых щей.
Я пойду ли, молодец,
С горя в темный лес,
Я срублю ли, молодец,
Я иголочку!
Я иголочку, я дубовую,
Да я ниточку
Я вязовую!
Хорошо иглой шить,
Под дорогой жить:
Уж и раз-то я стебнул
Да я сто рублей,
А в другой-то раз стебнул –
Казны сметы нет!”
Сирота ты, Сирота!
Ты сиротушка,
Где твоя казна?
“А моя, братцы, казна
Во сыром бору
Под сосною
Под зеленою!”
Впрочем, с орловскими разбойниками
связаны не только страшные, но и умилительные
истории и воспоминания. К примеру, как-то раз на
деревенском празднике один купец подал на храм
целую тысячу рублей. Игуменья ближайшего
монастыря велела выяснить, кто этот щедрый
человек, чтобы занести его в особенную книгу и
поминать “вечные времена”. Оказалось, что он
вовсе не купец, а злой разбойник Тришка Сибиряк.
Неудивительно, что в такой местности отлажен был
и репрессивный механизм. Для наказания
преступников на одной из центральных площадей
Орла устроили особое приспособление –
“глаголь”. Этот глаголь представлял из себя
нечто наподобие виселицы, но не с петлей, а с
крюком, на который и подвешивался провинившийся.
До наших дней дошли воспоминания свидетельницы
одной казни – некого Ивана Федорова Давыдова:
“Мы стояли с этой стороны, у самого берега, и все
было видно; да и тень-то в воде была видна; было
видно, как рвался и метался, и слышно, как кричал;
а повесили его за зебры”.
Правда, впоследствии глаголь был заменен на
“эшафот с кобылкой” – несколько более гуманное
орудие.
* * *
Неудивительно, что даже сказки здесь
проникнуты какой-то особенной, до ужаса
обыденной и притом изощренной жестокостью. Вот,
например, одна из них – “Два брата”.
“Два брата охотниками были, зайцев, волков, лисиц
били. Как-то раз идут по лесу, а навстречу им
старик.
– Не ходите на просеку, там змея лежит, – говорит
старик.
Подумали, подумали братья и решили
идти.
Идут просекой, глядь – куча денег лежит, целый
воз.
– Вот, старик сказал “не ходите”, а здесь не
змея, а денег воз. Ступай за лошадью, а я постою,
покараулю, – говорит один другому.
Брат пошел ко двору за лошадью, да и рассказал все
жене.
– Я быстренько на змеином сале лепешечку натру.
Брат съест, умрет – все деньги наши будут, –
говорит жена.
Сейчас же все ему приготовила, на змеином сале
лепешечку натерла и дала ему.
Поехал. Двадцать сажен не доезжает, а другой брат
думает: “Дай из ружья бабахну – все деньги мои
будут”.
Стрельнул из ружья и убил брата. Деньги на телегу
сложил, посмотрел на брата, лепешечку нашел.
“Дай съем, до дома далече”, – думает.
Натирушку съел и помер. Деньги никому не
достались.
Говорил старик, что змея лежит. Змея и поела этих
братьев”.
Другая, “Про ленивую жену”, казалось бы, не столь
жестокая, но доброй все равно ее назвать нельзя.
“Жил-был мужик, а у него была дочь, да такая
ленивая, что ничего делать не хотела, только на
печи лежала. Сядет, поест да опять на печку.
Приходит к ней Иван свататься, а отец ее и говорит
жениху:
– Она тебе, Иван, не пара. У вас в доме надо
работать, а она работать не хочет.
А Иван отвечает:
– Что ж, отец, я работать ее не буду заставлять. У
меня кот есть, он все делать будет.
– Ну, тогда ладно, – согласился отец и женил его
на своей дочери.
Привел Иван ее в хату, а она наелась, напилась и
залезла на печку. Иван уехал в извоз. А кот тоже
залез на печку и лег жене под бок. Она и говорит:
– Ишь, дурак, работать не хочет, на печку лезет, –
да как толкнет кота с печи ногою.
Приезжает Иван домой, а дома ничего не сделано:
хата не метена, в печи ничего нет. Вот Иван и давай
ругать кота:
– Ты что же, дурак, ничего не сделал! Вот я тебя
сейчас накажу!
– Ну-ка, держи кота, – говорит он жене.
Вот Иван и давай кота бить, а он как выпустил
когти, так молодке в спину и в руки впился. Жена
кричит, а Иван все лупит кота да лупит.
С тех пор не надеялась на кота, а все сама делала.
– А то еще, – говорит, – опять заставит кота
держать!”
Но есть и настоящие народные “страшилки”, пусть
и со счастливым (правда, тоже не всегда) концом.
Вот, например, сказка “Безручка”:
“Жили-были старик со старухой. И были у них сын и
дочь. Долго ли, коротко ли, умерли старик со
старухой, и остались брат с сестрой вдвоем. Но
пришло время, и брат женился. А жена его молодая
невзлюбила сестру. И вот однажды приказала она
мужу увезти девушку в лес и убить ее. Приехали
брат с сестрой в лес, брат дрова рубит, сестра
ягоды собирает. Жалко брату стало ее, решил: “Не
буду убивать, брошу ее в лесу, и все”. Сел он в
свою телегу и поехал. А сестра хватилась, что нет
брата, и бегом за ним. Бежала, бежала, почти
догнала телегу, схватилась за край, а брат
размахнулся топором и отсек ей руки.
И пошла девушка куда глаза глядят. Шла она, шла и
пришла к царскому дворцу. А вокруг дворца
огромный сад с райскими яблочками. Захотелось
девушке яблочка съесть, она и откусила ртом одно.
А в это время в саду гулял царский сын. Увидел он
девушку, и полюбилась она ему. Сыграли свадьбу.
Однажды уехал царский сын в заморские страны
свой товар продавать и чужой покупать. А в это
время жена его молодая родила мальчика. Царь
пишет сыну письмо: “Родила твоя жена сына. Во лбу
у него месяц, а на теле – звезды”. Поехал
посланник с письмом к царскому сыну, а по дороге
заночевал у брата девушки. Вот заснул ночью
посланник, а невестка вынула письмо, прочла и
другое написала: “Родила твоя жена не то кошку,
не то собаку”. Царский сын получил это письмо и
написал ответ: “До моего приезда не прогоняйте
мою жену”. На обратом пути посланник снова
остановился в том же доме. Невестка снова вынула
письмо и другое написала: “До моего приезда
выгоните мою жену из дворца”.
Получил царь письмо сына, погоревал, пожалел
бедную женщину, но делать нечего – собрали ее в
дорогу. Привязали ей ребенка на плечи, и пошла она
куда глаза глядят. Шла она, шла, подошла к колодцу,
решила сама попить и сына напоить. Стала она пить
и уронила ребенка в воду. Сидит и плачет.
Вдруг откуда ни возьмись идет старичок.
– Что ты плачешь? – спрашивает.
– Сына уронила в колодец, рук у меня нет, достать
не могу.
– А ты помаши плечами, – отвечает старик.
Стала женщина махать, и выросли у нее новые руки.
А старичок пропал, как сквозь землю провалился.
Достала она сына и пошла дальше. Вечером
постучалась в дом к попу. А в это время у него
царский сын гостил, муж ее. Как увидела она мужа,
сразу узнала его, а он ее – нет. Тогда села она
рядом и стала рассказывать ему всю свою жизнь. А
потом сына принесла и показала, что на лбу у него
– месяц, а на теле – звезды. И тогда понял муж, что
перед ним жена и сын его.
И стали все вместе жить-поживать да добра
наживать”.
Такие вот сказочки.
* * *
Цивилизация пусть медленно, но верно
изменяла быт орловцев. Местный купец Дмитрий
Басов писал об одном из чудесных событий,
случившихся под конец восемнадцатого века: “Лет
семьдесят тому назад орловский купец Иван
Афанасьевич Давыдов в первый раз привез самовар
в город Орел и поставил его на окошке… Народ с
неделю толпился вокруг двора его. Все говорили и
дивились, что сам греется. А прежде этого
самовара были в употреблении черные медные
чайники. И в те поры чаю мало пивали, а больше
употребляли шалфей вместо чая”.
Отдельная тема – орловские моды. Как вспоминал
тот же Дмитрий Иванович Басов, “до тысяча
восемьсотнего года господа дворяне мундиры
носили длинные, а шляпы косые; с пудрою были
головы и косы назади; а сапоги были большие, выше
колен, ежедневно ваксили их и наводили лак; а
штаны по большей части были желтые лосиные. В
руках имелись трости.
А барыни были в чепчиках. А шляпок в те поры не
было. Платье по большей части белое; хвост
длинный, аршина в 3, который несла за ней девка; в
жаркое время были у барынь в руках махалы. Тогда
гребешков головных мало было в употреблении.
Купечество и мещанство, почтенные города Орла
жители, первостепенные, носили на головах шляпы
поярчатые, простые, крылья большие у шляп. Шляпа
обвита бархоткой, и зимою треушок небольшой; и
были бобровые; в летнее время в кафтанчиках,
подпоясавшись, с валиками, а сверху – свита
хорошая, сапоги простые, большие. А зимою в
полушубках с пуговками серебряными, а сверху
шуба лисья и кеньги на ногах”.
Естественно, свои особенности были в облике
жителей города различных возрастов. Вот,
например, как выглядели орловские подростки: “До
осьмисотого года малые до 15 лет бегали по улицам
безо всякого дела, а девки без юбок до 12 лет были.
И маленьких девочек, когда они были 5 лет, тогда у
них на косах привязывали махор, вынизанный
разным бисером, видом треугольника, дабы он
тягостью своей тянул вниз, а коса бы более росла.
В 10 лет девочек обучали прясть”.
Орловцы подрастали и мужали. Соответственно
менялся внешний вид: “А молодцы щеголяли –
волосы лежали по плечам; шляпы поярчатые, колпаки
высокие, а крылья большие, почти в 4 вершка, и
опушены бархоткою, на шляпе внизу около лба
бархотки шириною в вершок, на бархотке пряжка. А у
самого щеголя – две, разноцветные и яркие, кафтан
лучшего сукна с валами назади, всех 48 валов;
поверх валов была подпояска хорошего шелку,
отличной работы складкою шириною в четверть и
более; а сапоги козловые, лучшие; каблуки
строченные белою бумагою и сбоку каблуков –
белой же бумагой; а носы в сапогах острые и
длинные, иногда по вершку, со скрипом; а на руках
перчатки были нитяные. А хаживали особливо на
светлое Христово воскресенье девичьих корогодов
– человек по 20-ти”.
Не отставали и орловские девицы: “А невесты,
девушки богатые, когда невестились, выносили
стул на улицу и ставили против ворот, аршина на 2
от строения, а девушка наряжается, надевает
рубаху тамбурную, какая только лучше, с манжетом,
надевает юбку золотой парчи, душегрейку золотой
парчи, вокруг облаженную хорошим позументом или
газом. Лицо набеливши и нарумянивши; на голове
платок, шитый весь золотом убравши, серьги в ушах
удевши весом с полфунта и меньше, на шее жемчуг
крупный во всю шею, сядет на стуле, а в руках
держит платок. А бедные хотя на стуле или на
скамейке сидели, платье надевали шелковое или
ситцевое. А женихи около их по улице хаживали и
так себе невест выбирали”.
Кстати, проблем в жизни невесты было множество.
Вот лишь одна из них: “Около 1790 года, когда на
квартиру солдата поставят, и в том доме есть
девушка невеста, то солдат и холостой, а ее не
увидит, все держали девок взаперти, и девки
боялись солдата, как какого-либо демона”.
А собственные моды были даже у людей преклонных
возрастов: “Старухи хаживали богатые – на
голове были косые кокошники; они низенькие, почти
около головы парчовые или шелковые; в ухах
серьги, рубахи кисейные; охабенок шелковый или
китайчатый, обложен вокруг кружевами и с
серебряными пуговицами; на ногах были ходики; а
хаживали в церковь или в гости, одевши меховую
шубу, крытую шелковой или китайчатою материей; а
голову покрывали белым кисейным покрывалом; и с
палкою в руках”.
И еще в первой половине XIX, как в столицах
говорили, “просвещенного” столетия, бани в
городе были совместные. Но и в них существовал
определенный кодекс поведения. Один из орловских
батюшек, некто Н.Соколов, писал о событии,
произошедшем с ним в 1821 году: “В последний год
пребывания моего в орловском духовном училище я
ходил в торговую баню, будучи 16 лет; но право
равнодушно смотрел на молодых женщин, только
любовался иногда прекрасною фигурою 15-летней
девочки, и то нисколько не обращая внимания на
детали фигуры. В раздевальной не позволялось (как
обычаем принято было) мужчинам обращаться к
женщинам ни одним словом. Я помню, что досталось
мещанину за несколько
безобидных слов, обращенных к молодой женщине...
Все женщины, бывшие в раздевальне, взъелись на
несчастного. Выходят из бани два геркулеса;
узнав, в чем дело, накидываются на озорника: “Ты
что?” “А вы что?” – отвечает озорник тихо. “Ты
что?” – вскрикивают громче первые. “А вы что?” –
отвечает последний еще тише. “Давно у тебя
считались ребра?” – вскричали первые. Тогда
озорник, схватив остальное платье свое, которого
не успел надеть, скорее вон из раздевальной;
женщины дружным хохотом проводили труса”.
* * *
Вполне естественно, что город и губерния
славились большим числом разнообразных чудаков.
Об одном из них, графе С.М.Каменском, писал видный
исследователь этой темы Михаил Пыляев:
“Проживал он в Орле в большом деревянном доме
или лучше в нескольких больших постройках к дому,
занимавших почти целый квартал. После своего
отца он наследовал до семи тысяч душ крестьян, но
до того разоренных, что граф нуждался даже в
сотне рублей. В большом доме его, как внутри, так и
снаружи, царствовала неописуемая грязь и
нечистота. Более чем в половине окон торчали
какие-то тряпки и подушки, заменяя стекла,
лестницы и крыльца без одной, а то и без двух и
более ступеней, без балясинок, перила валялись на
земле, одним словом – беспорядок страшный. В этих
комнатах, более похожих на сараи, помещался сам
граф и с ним четыреста человек прислуги и театр”.
Тем не менее Сергей Михайлович старался жить, что
называется, на широкую ногу: “У него всегда был
накрыт стол на пятьдесят персон. К столу мог
приходить всякий порядочно одетый человек,
совершенно незнакомый хозяину. Стол был
обильный, вин много, прислуги при столе толпилось
очень много, но больше ссорившейся и ругавшейся
громко между собой, чем служившей. Сервирован
стол был очень грязно, скатерти немытые, в пятнах,
потертые, порванные и залитые, салфетки тоже;
стаканы и рюмки разных фасонов: одни – граненые,
другие – гладкие, некоторые с отбитыми краями;
ножи и вилки – тупые, нечищеные”.
А по окончании застолья был спектакль
крепостного графского театра. Впрочем,
представление было не обязательным – желающие
пировать могли и дальше оставаться за столами.
Правда, уже без хозяина – тот сидел в зрительном
зале и в особенный журнал записывал ошибки своей
труппы, чтобы сразу же их наказать с помощью
плеток, висевших тут же на стене.
Отец этого театрала был ничуть не меньшей
знаменитостью. Правда, он являл собою полную
противоположность общительному сыну.
Фельдмаршал Михаил Федотович Каменский обычно
проживал в деревне и никого не пускал в свои
комнаты. Одиночество затворника охраняли две
огромные собаки, сидевшие перед входом в кабинет
фельдмаршала. А когда он выезжал, то отдавал
лакею приказание – сидеть только на козлах и
смотреть вперед, на барина не оборачиваться.
Славилась и орловская помещица Настасья
Дмитриевна Офросимова (с нее Лев Николаевич
Толстой списал Марью Дмитриевну Ахросимову для
своего романа). Она была стара и внешне
неприглядна (имела, например, довольно видные
усы), при этом пользовалась славой человека
беспринципного. Однажды, когда известный граф
Закревский был назначен губернатором в
Финляндию, старуха Офросимова на этот счет
сказала:
– Да как же он будет там управлять и объясняться?
Ведь он ни на каком языке, кроме русского, не в
состоянии даже попросить у кого бы то ни было
табачку понюхать!
Офросимову побаивались.
Любил чудачить и помещик Н.В.Киреевский. Он
соорудил в своем саду беседку, где собрал всех
хищников, питающихся птицами (в том числе и самих
хищных птиц). Здесь находились чучела сов,
филинов, орлов, ворон, а также шкурки мышей,
хорьков и ласточек. Больше всего
неподготовленного гостя поражали головы обычных
кошек, прикрепленные к стене, а также скрещенные
лапки под этими головами. На особенных табличках
говорилось, за что именно подверглась казни та
или иная особь: “Приговорена к смерти за
покушение на жизнь голубя” или: “Лишена жизни за
убийство воробья”.
Не менее занятным был “некрополь” другого
орловского помещика, князя Алексея Куракина.
Алексей Борисович, страдавший непомерными
амбициями, оборудовал свое имение на манер целой
страны с необходимыми для жизнедеятельности
большого государства армией, полицией и прочими
структурами (благо крепостных на такую забаву
хватало). Он и хоронил их соответствующим
образом. На куракинском кладбище красовались
такие могильные камни: “Здесь похоронена девица
Евпраксия, служившая до конца дней своих при
дворе его сиятельства камерюнгферой” или: “В
ней покоится Сенька Триангильянов, бывший в
ранге полицмейстера в придворном штате его
сиятельства”.
Граф Г.И.Чернышев любил изображать официанта или
повара – выходил к гостям, надев на голову пышный
белый колпак, и предлагал всякие блюда и напитки
из меню (естественно, бесплатно). Один из
губернаторов, страдая бессонницей, переиначил
режим дня работы своего присутствия – чиновники
трудились по ночам, а отсыпались днем.
Но самым удивительным было, пожалуй, то, что более
чем самобытные орловцы вовсе не стеснялись своей
самобытности, а наоборот, гордились ею. Скидку не
делали даже для самых высокопоставленных персон.
К примеру, когда в город прибыл император Петр
Первый, ему вместо хлеба-соли поднесли блюдо
малины. Не менее странно встречали и Екатерину
Вторую. На ее пути заранее установили прямо на
песке лодку с гребцами, выряженными в
праздничные красные рубахи. Когда императрица
приблизилась к городу, они закричали “Ура” и
принялись с необычайной яростью грести веслами
прямо по песку.
Нет слов, прекрасно, что Орел сегодня –
современный город с современным транспортом, с
большими магазинами, заполненными европейскими
изделиями, словом, со всеми признаками русского
областного центра начала двадцать первого века.
Но вместе с этими приобретениями город утратил
нечто странное, неописуемое, то, что
сформулировать, наверное, нельзя. Этакую
обаятельную дикость.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|