Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Все о городе Орел

Один из исследователей, орловский краевед Г.М.Пясецкий, замечал: “Весело красуется теперь Орел, украшенный множеством церквей и великолепных зданий”.
“Теперь” – это столетие тому назад. С тех пор Орлу довелось пережить немало испытаний. Его упорно разрушали во времена воинствующих атеистов, когда пострадало множество прекрасных церквей; во времена войны, когда было разрушено огромное число подлинных шедевров провинциальной архитектуры; во время брежневских градостроительных преобразований, когда по русским городам вживую нарезались широченные проспекты и огромные заасфальтированные площади, никому, вообще-то говоря, не нужные.
Тем не менее городу удалось сохранить свое очарование. Все так же высятся на берегах Оки и Орлика храмы и храмики, в торговых рядах идет неспешная торговля, а в двери старинной гимназии входят ученики, правда, уже Орловского университета.
Орловцы бесхитростны и непосредственны. Понравься им – и для тебя сделают все на свете. Накормят, напоят, город покажут и в гости позовут. Не понравишься – скрывать не станут. Если не придешься по душе официанту или же администратору в гостинице, то все свои обязанности они, конечно, будут выполнять. Но не постесняются и скажут все, что думают по поводу твоей персоны.
Подобная прямолинейность свойственна южанам. Собственно говоря, Орел действительно южнее, чем Москва. Но все же севернее, чем привычный юг, чем то, что мы чаще всего под этим словом понимаем. Этакий буфер. Черноземная зона. Даже подготовленному путешественнику в городе Орле бывает очень трудно – многое как бы не сходится, ожидаешь одно, а получаешь другое. Существует один лишь приемлемый выход – пробудить любопытство исследователя. И не ожидать ничего.
Только тогда можно сполна насладиться этим широко раскинутым городом, его старинными улочками, самобытными статуями, густыми садами, старинными храмами.
И еще два весьма приятных для туриста обстоятельства. Во-первых, цены здесь на редкость низкие. Путешественник, как правило, тратит намного меньше, чем предполагает. И во-вторых, в главном орловском книжном магазине (Московская улица, 17) книгам по истории Орла и области отведен весьма объемный шкафчик. Но рекламных глянцевых буклетов в нем не обнаружишь. Орел вовсе не популярный туристический центр. Чем, собственно говоря, и хорош.

Книги

А.В. Гольцова Сергей Есенин и Зинаида Райх
(Орловские страницы биографии поэта)
Орел: “Вешние воды”, 1995

“Варвара Ивановна вышла замуж за орловского мещанина Владимира Ивановича Данцигера, у которого в Орле были красильня и собственный дом. А когда дом в пять окошек стал тесен, на той же усадьбе по улице Кромской, 58, в 1906 году был построен каменный флигель, судя по проекту и сохранившимся в шестидесятые годы развалинам, очень красивый и просторный. После революции флигель отобрали, в нем до самого последнего времени размещались детские ясли. А дом превратили в коммунальную квартиру, хозяев “уплотнили”, оставив Варваре Ивановне и Зинаиде Петровне одну комнатку… В этот дом и приехали в августе 1917 года Сергей и Зинаида Есенины и Алексей Ганин. Анна Ивановна и Николай Андреевич встретили их приветливо, вот только с Николаем Андреевичем произошел конфуз: вначале он принял за своего зятя не Есенина, а “более подходящего”, на его взгляд, спутника Есенина. Об этом он рассказывал частенько и с юмором своим внукам, Константин Сергеевич рассказывал уже своим детям, знакомым”.
Мало кто помнит о том, что актриса Зинаида Райх – уроженка Орла. Тем не менее в самом Орле об этом знают очень хорошо и посвящают ей исследовательские труды.

К истории Орловского Бахтина кадетского корпуса
Сборник статей
Орел, 2002

“Степень поведения и нравственного достоинства воспитанников было принято определять баллами: 12 баллов – поведение отличное, 11 и 10 – очень хорошее,
9, 8, 7 – хорошее, 6, 5, 4 – посредственное, 3, 2, 1 – дурное. Действовал следующий распорядок дня:
6.00 – подъем, умывание, одевание, чистка обуви и одежды, молебен. Завтрак.
7.00 – 8.00 – приготовление уроков.
8.00 – 11.00 – два урока, между которыми прогулка полчаса на чистом воздухе в любую погоду. До 10 мороза без шинелей.
11.00 – 12.00 – фронтовые и строевые занятия.
12.00 – 13.00 – гимнастика, танцы, фехтование, пение.
13.00 – 13.30 – прогулка на свежем воздухе.
13.30 – 14.00 – обед из трех блюд.
14.00 – 15.00 – отдых.
15.00 – 18.00 – два урока, между которыми прогулка.
18.00 – 18.30 – отдых.
18.30 – 20.00 – приготовление уроков.
20.30 – 21.00 – ужин, потом молитва и повестка.
21.00 – 21.30 – зоря, умывание, отбой”.

Орловский Бахтина кадетский корпус – одно из известнейших в царской России военных учебных заведений. Сборник, как нетрудно догадаться, посвящается его истории.

Мнения

“Орел город, мерою острог малой по городской осыпи сто шестьдесят по полторы сажени, проезжих две башни, глухих пять башен; от тово малова острогу – острог большой мерою около петсот сорок девять сажен с полусоженью, проезжих чатыря башни, да у острогу двои ворота к воде, да глухих шесть башен; тойник в городе один, колодезей нет, в осадное время воды скудно нельзе”.

Роспись города Орла, 1641 год

“Живописный Орел мне нравился, хотя удобств в городе не было никаких. Непролазная грязь, отсутствие водопровода, газа и уборных делали жизнь не особенно привлекательной, но орловцы, видно, привыкли ко всему этому и недочетов городского благоустройства совершенно не ощущали… Общественной жизни почти не было.
Здесь жители ценили домашний уют, тепло семейного очага и деревню… По домам играли в картишки, занимались разведением тирольских канареек, по вечерам любители ходили друг к другу слушать их пение, некоторые возились с цветами и любили похвастаться цветущей камелией или азалией. Все жили за ставнями, жили тепло, сытно и уютно”.

В.Н.Давыдов, актер, о 1870-х годах

“Мостов не было, передвигались с одной стороны реки Оки и Орлика на лодках, которые вечерами освещались фонариками, затем орловцы с багажом и покупками двигались дальше. Кто состоятельный – брал извозчика, которых в то время в городе было много. И легковых и ломовых. Извозчики стояли на бирже, которая находилась в начале Болховской улицы (теперь Ленинская улица), в начале бульвара, которого в то время еще не было. Бульвар был только около городского сада (теперь Парк культуры и отдыха). На этой бирже стояли кормушки, выкрашенные в голубой цвет. Извозчики ставили к этим кормушкам лошадей, насыпали в них овес и таким образом кормили своих лошадей. Стая голубей всегда шумно взлетала и старалась вместе с лошадьми полакомиться овсом. С тротуара мы, дети, гуляя с матерями, подолгу останавливались и смотрели на эту картину.
Глубокое впечатление оставлял на нас – детей – провод по улицам арестантов: их вели в кандалах, сторожа отгоняли от них прохожих вглубь тротуаров, не позволяли останавливаться и смотреть на арестантов, а не дай Бог кому-нибудь дать арестованному монету или кусок хлеба, тогда городовые грубо отталкивали и ругали того, кто дал подаяние. Звон этих кандалов так и остался на всю жизнь в моей памяти”.

О.Н.Голковская, жительница Орла, о 1890-х годах

Летопись

1566 – основана крепость Орел.
1698 – введена в строй парусиновая фабрика.
1708 – Орел приписан к Киевской губернии.
1719 – учреждена Орловская провинция.
1722 – Орел приписан к Белгородской губернии.
1727 – заложена церковь Михаила Архангела.
1778 – образована Орловская губерния с центром в Орле.
1779 – построен первый деревянный мост через Оку.
1827 – завершено строительство Орловской духовной семинарии.
1859 – в Орле построен первый телеграф.
1868 – начато железнодорожное сообщение между Орлом и Тулой.
1878 – пущен в строй водопровод.
1895 – пущена в строй электростанция.
1898 – в Орле начато трамвайное движение.
1908 – построен Орловский каторжный централ.
1920 – в городе торжественно открыт прижизненный памятник В.И.Ленину.
1928 – Орел входит в состав Центрально-черноземной области.
1934 – Орел входит в состав Курской области.
1937 – образована Орловская область с центром в Орле.
1941 – начало фашистской оккупации.
1943 – освобождение города Орла.
1945 – принято постановление “О восстановлении города Орла”.
1966 – открыт памятник в честь 400-летия основания Орла.

Музеи

Орловский краеведческий музей
Гостиная улица, 2

Этот музей начинается с вешалки. Точнее говоря, с фойе. Дело в том, что здесь можно не только сдать пальто и приобрести билет на экспозицию, но и покопаться в обилии краеведческой литературы, предложенной к продаже. Цены на эти книги, естественно, низкие.
Орловский краеведческий музей – один из крупнейших представителей этого жанра. И вместе с этим он достаточно традиционный. Имеется тут, например, так называемый отдел досоветской истории. Естественно, археология, естественно, доспехи русских воинов, естественно, фарфор. Невзирая на обилие текстового и документального материала, некоторые уголки той экспозиции приятно изумляют. Например, сбившаяся в кучку старая сельскохозяйственная техника.
Есть в музее и отдел природы (с обязательным бурым медведем, поднявшим себя на передние лапы и грозно разинувшим пасть). Но это все же на любителя. Не многие задерживаются у стендов наподобие “Чирки и крачка” или же рассматривают горностая и куницу. Большинство спешно проходят дальше.
Самая, пожалуй, любопытная из экспозиций – отдел истории советского общества. Может быть, потому, что городу пришлось пережить тогда один из самых драматических периодов своей истории. В первую очередь это, конечно, годы фашистской оккупации. Кстати, необычной была судьба и самого музея в это время. Один из современников писал: “Интерес, который немцы проявили к местному краеведческому музею, носил вначале чисто утилитарный характер: гостиный гарнитур начала XIX века был увезен на квартиру к самому генерал-майору Гаманну, часы и ценные антикварные вещицы разошлись по рукам более мелкой офицерской сошки. Все же не представлявшее непосредственной меновой ценности, как, например, облезлое чучело бурого медведя, в кои-то веки водившегося в брянских лесах, а незадолго до музея стоявшее в одном из орловских трактиров; покрытые плесенью портреты каких-то анонимных красавиц XVIII века и др., должно было представить, по мнению германского командования, наглядное пособие для господ офицеров, изучающих новую восточную колонию”.
Большую роль в жизни орловцев играли репрессии. Солженицын писал в “Архипелаге ГУЛАГ”: “В Орле в тридцать восьмом году не скроешь, что в городе нет дома, из которого не было бы арестованных, да и крестьянские подводы с плачущими бабами запружают площадь перед Орловской тюрьмой, как на стрелецкой казни у Сурикова”.
Но не все было столь драматично, и теперь посетители с интересом рассматривают не только экспонаты, посвященные этим трагическим явлениям в жизни Орла, но и уголок советского мещанского быта – с патефоном, аккуратненькой белой салфеточкой и черным диском приемника.
КСТАТИ, Орловский краеведческий музей занимает часть помещений бывших торговых рядов, построенных в 1849 году.

Музей И.А.Бунина
Георгиевский переулок, 1

Музей Ивана Бунина находится в особнячке, в котором сам писатель не бывал ни разу. Это здание было построено в середине XIX века и до революции являлось обычным частным домом, а после в нем находилась Красноармейская студия, Губернская художественная школа, всякие медучреждения и молочная кухня.
Тем не менее этот музей вполне можно назвать мемориальным. Дело в том, что здесь полностью воссоздан парижский кабинет Ивана Алексеевича – с книгами, кушеткой, столом, “ундервудом” и другими крупными и мелкими деталями. При желании можно сравнить с подлинной фотографией – точность реконструкции, что называется, впечатляет.
Вообще, бродя по музею И.А.Бунина, проникаешься в первую очередь физической и творческой мобильностью героя. Тема “Бунин-путешественник” почти не оставляет посетителя. Вот фотография его первой супруги, урожденной Цакни. Среди множества девушек наш путешественник выбрал гречанку. Фотография Бунина в Нижнем Новгороде. Виды Петербурга. Альбом с видами Капри. Русская глубинка – фотография с подписью самого Бунина: “В шляпе – я, в тележке – калека, возле его головы – тот мужик, что возит его”. Множество открыток – Константинополь, Дамаск. Программа чествования Ивана Бунина в связи с его четвертьвековой литературной деятельностью – на сей раз в Москве.
Кроме этого – египетский паспорт писателя, визитная карточка его палестинского проводника (господина Ахмеда Саввата). И апофеоз экспозиции – витрина, в которой собраны в одну живописную кучку карта Азии, пробковый шлем, четки (янтарные и кипарисовые) и несколько путеводителей.
КСТАТИ, здание было передано Государственному литературному музею И.С.Тургенева в 1989 году, а уже в 1991 году здесь открылась первая экспозиция.

ИНТЕРНЕТ

http://www.art.oryol.ru/
«В те времена проживало в Орловской губернии много всяких старушек-причудниц. Так, одна из них, малоархангельская помещица, была помешана на всевозможных придворных церемониях. Зал, в котором она принимала своих знакомых и подданных (крепостных крестьян), представлял собой большую комнату, расписанную в виде рощи. Пол его изображал паркет из цветов. Посередине этой комнаты сверкала поверхность пруда, выполненного из зеркальных стекол, по которым плавали искусственные лебеди. Между искусственных деревьев порхали живые снегири и синицы. Вдоль дорожки этого бутафорского сада стояли алебастровые фигуры богов и богинь Древней Греции. “Помпезность” старушки доходила до того, что, чтобы добраться к обедне до церкви, которая находилась в полуверсте от усадьбы, составлялась основная свита. Она представляла собой поезд из 5-ти и более экипажей. Сама владелица ехала в громадной колымаге, называвшейся “Лондоном”, запряженной восьмериком. Кучер в нем сидел так высоко, что находился на уровне крестьянских крыш. О таких выездах и торжественных приемах старушки Рогозиной рассказывали даже в Петербурге.

Другая владелица орловского имения, чей почтеннейший сын жил в Пензенской губернии и которому она посылала то липового меду, то сливового варенья, держала массу болонок. И так она их любила, что выделила специальную комнату и приставила девушек для ухода за ними. Однако эти болонки были очень злобные от слишком целомудренной жизни и поэтому постоянно пугали слуг. Бывало, подающий чай слуга стоял, танцуя с подносом перед барыней, а та, наливая сливки в чашку, замечала: “Скажи, Иван, зачем ты так подносом трясешь?”
“Фиделька больно ноги кусает”. “Должно ли из-за этого трясти подносом, когда мне чай подаешь”. Все это говорилось довольно простодушно, без всякого намека на издевку».
Сайт “Арт-Орел” – один из лучших сайтов, посвященных культуре и искусству регионов. Краеведческая составляющая в нем довольно ощутима. Практически в каждом разделе, будь то “Театры”, “Выставки”, “Библиотеки”, “Памятники” или же “Персоны” содержатся занятные истории из прошлого Орла.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru