Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ЧУР, НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ!

Что в тебе хорошего?

Вот очень показательный тест для взрослых и детей одновременно, который, увы, дает большей частью весьма грустные результаты, но в своей наглядности сразу показывает односторонность и перекосы наших воспитательных усилий.

Итак, мама, папа, бабушка, дедушка мирным вечерком вооружаются карандашами и листочками бумаги. На одной стороне листка нужно перечислить те качества ребенка, которые в нем неприятны, раздражают, требуют исправления или даже искоренения. Нужно назвать не менее десяти качеств – за это десять очков, а за каждое сверх десяти – два очка. Засеките время. На всю работу три минуты. Перечисляйте в произвольном порядке и в свободном грамматическом оформлении. Получилось? “Упрямый, огрызается, неряха, копуша, ленивый, разгильдяй, ни трудолюбия, ни прилежания, скрытный, капризный, дурацкие интересы, сомнительные друзья, вещи не бережет, за собой не убирает, вечером не уложишь – утром не поднимешь, за уроки не усадишь, от телевизора не оттащишь...” За три минуты набралось больше десяти качеств, правда?
Сравните, что получилось. Какие качества совпадают у всех отвечавших? Кто выделил что-то неожиданное? У кого набралось больше всего очков? Только не поссорьтесь, пожалуйста, дорогие взрослые.
А потом кто-то один осторожно, деликатно и шутливо предложит ребенку написать то же самое. Скажите, что так проверяется здоровая самокритичность, тем более что это правда. За десять очков пообещайте приятный маленький сюрприз, а если наберется больше десяти очков, то и сюрприз побольше. Придумайте, какую забавную мелочь ребенку хотелось бы получить, и поощрите за эту самую “здоровую самокритичность”.
Ну что? Набрал ваш тинейджер десять очков? Десять скорее всего набрал, а со сверхплановыми вышло затруднение, верно?
Разобравшись с отрицательными качествами, что никаких трудностей ни у кого не вызвало, перевернем исписанный листок и перейдем к перечислению достоинств ребенка. Нужно набрать те же десять очков, а лучше больше. Называйте именно достоинства, то, что в ребенке хорошо, то, что вызывает уважение, а не то, “за что я его люблю” (тут-то все ясно: за то, что “мой, маленький, глупый, вредный...”).
На перечисление достоинств время не ограничивается.
Но почему никак не удается перечислить не то что десять, а хотя бы пять? Ну хоть три-то качества набралось? Ну хоть два? Как, и одного написать не можете?
Вот они, грустные результаты. Искоренение в ребенке недостатков идет, увы, за счет и в ущерб воспитанию в нем самоуважения.
А теперь попросите ребенка перечислить те качества, которые он сам считает в себе ценными и достойными. Объясните, что вслед за здоровой самокритичностью вы хотите проверить здоровое самоуважение. У детей это задание не вызывает таких безнадежных трудностей, как у взрослых, но десяти достоинств они точно не наберут – иссякнут на четырех-пяти: «Я верный друг, я бабушке помогаю, я люблю справедливость, я не трус...»
Вот такая суровая правда: дети воспитываются в убеждении, что их личность – это какое-то поле сорняков, которые только и успевай выпалывать. А что на этом поле растет хорошего, мы объяснять забываем...

Подготовила
Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru