РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ЧУР, НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ!
Что в тебе хорошего?
Вот очень показательный тест для
взрослых и детей одновременно, который, увы, дает
большей частью весьма грустные результаты, но в
своей наглядности сразу показывает
односторонность и перекосы наших воспитательных
усилий.
Итак, мама, папа, бабушка, дедушка мирным
вечерком вооружаются карандашами и листочками
бумаги. На одной стороне листка нужно
перечислить те качества ребенка, которые в нем
неприятны, раздражают, требуют исправления или
даже искоренения. Нужно назвать не менее десяти
качеств – за это десять очков, а за каждое сверх
десяти – два очка. Засеките время. На всю работу
три минуты. Перечисляйте в произвольном порядке
и в свободном грамматическом оформлении.
Получилось? “Упрямый, огрызается, неряха, копуша,
ленивый, разгильдяй, ни трудолюбия, ни
прилежания, скрытный, капризный, дурацкие
интересы, сомнительные друзья, вещи не бережет,
за собой не убирает, вечером не уложишь – утром
не поднимешь, за уроки не усадишь, от телевизора
не оттащишь...” За три минуты набралось больше
десяти качеств, правда?
Сравните, что получилось. Какие качества
совпадают у всех отвечавших? Кто выделил что-то
неожиданное? У кого набралось больше всего очков?
Только не поссорьтесь, пожалуйста, дорогие
взрослые.
А потом кто-то один осторожно, деликатно и
шутливо предложит ребенку написать то же самое.
Скажите, что так проверяется здоровая
самокритичность, тем более что это правда. За
десять очков пообещайте приятный маленький
сюрприз, а если наберется больше десяти очков, то
и сюрприз побольше. Придумайте, какую забавную
мелочь ребенку хотелось бы получить, и поощрите
за эту самую “здоровую самокритичность”.
Ну что? Набрал ваш тинейджер десять очков? Десять
скорее всего набрал, а со сверхплановыми вышло
затруднение, верно?
Разобравшись с отрицательными качествами, что
никаких трудностей ни у кого не вызвало,
перевернем исписанный листок и перейдем к
перечислению достоинств ребенка. Нужно набрать
те же десять очков, а лучше больше. Называйте
именно достоинства, то, что в ребенке хорошо, то,
что вызывает уважение, а не то, “за что я его
люблю” (тут-то все ясно: за то, что “мой,
маленький, глупый, вредный...”).
На перечисление достоинств время не
ограничивается.
Но почему никак не удается перечислить не то что
десять, а хотя бы пять? Ну хоть три-то качества
набралось? Ну хоть два? Как, и одного написать не
можете?
Вот они, грустные результаты. Искоренение в
ребенке недостатков идет, увы, за счет и в ущерб
воспитанию в нем самоуважения.
А теперь попросите ребенка перечислить те
качества, которые он сам считает в себе ценными и
достойными. Объясните, что вслед за здоровой
самокритичностью вы хотите проверить здоровое
самоуважение. У детей это задание не вызывает
таких безнадежных трудностей, как у взрослых, но
десяти достоинств они точно не наберут –
иссякнут на четырех-пяти: «Я верный друг, я
бабушке помогаю, я люблю справедливость, я не
трус...»
Вот такая суровая правда: дети воспитываются в
убеждении, что их личность – это какое-то поле
сорняков, которые только и успевай выпалывать. А
что на этом поле растет хорошего, мы объяснять
забываем...
Подготовила
Елена ИВАНИЦКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|