Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Случается, родители с грустью замечают, что их талантливый и умный ребенок совершенно не хочет идти в школу, а заодно читать книги, писать стихи – словно поглупел в одночасье. “Может, его в другую школу перевести?” Это совершенно международная ситуация, случающаяся в любых странах. Только где найти подходящую школу? Есть ли такие в мире?
Старый друг нашей газеты, хорошо знакомый многим российским педагогам, американец Джерри Минц страстно мечтает о школе, где не будет ни принуждения, ни скуки, где каждый ребенок сможет расти и развиваться в соответствии со своей природой. Разъезжая по разным странам, Джерри находит и всеми силами поддерживает нестандартные, неказарменные, человеческие школы. Впечатления и размышления после таких путешествий он публикует в журнале, главным редактором, спонсором и автором которого сам же и является. Журнал носит грозное имя «Революция в образовании» и действительно не дает покоя педагогам, заинтересованным в успехе, родителям, думающим о будущем своих детей. Журнал выходит в Америке, рассылается по многим странам, существует в интернет-версии. Все, естественно, по-английски. Сегодня мы предлагаем одну страничку осеннего номера – по-русски. Возможно, советы и размышления Джерри Минца помогут и нам решать наши проблемы, в сущности те же самые, хотя и в других условиях. Важно – решать.

Джерри МИНЦ

Пространство естественного поведения

Мы столько слышим о свободных альтернативных школах! Но мало кому посчастливилось побывать в них. Вот документальное свидетельство беспристрастного очевидца. Перед нами жизнь двух прогрессивных школ, не парадная, а будничная, полная проблем, суеты и неурядиц. Очень медленно и постепенно появляется у ребят чувство ответственности за свое образование, а заодно чувство собственного достоинства, сознание своих сил.

Хочу рассказать о двух прог-рессивных центрах: Школе-Сооб-ществе Puget Sound (PSCS http://www.pscs.org/) и Школе Clearwater (http://snonet.org/clear
waterschool/) в Сиэтле.
Школа-Сообщество – это принципиально новый подход к обучению. Ее создал Смолмэн, бывший сотрудник «Маленькой школы», одной из первых альтернативных начальных школ Америки. Видя стремление молодежи самостоятельно строить свою жизнь, свое образование, он почувствовал необходимость такого центра обучения. Что же в нем особенного?
Во-первых, эта школа – не школа. Лишь место встречи. Все школьники – домашние ученики, ответственность за их образование в первую очередь несут их родители и сами ребята. Во-вторых, здание школы не обычная типовая постройка, а офис, переоборудованный из пожарной части руками родителей, учителей и, конечно, ребят. Ученики собираются три раза в неделю в различных местах, специально для этого предоставленных мэрией в разных частях Сиэтла, а в остальное время приходят в офис, если им хочется встретиться, вместе поработать. Здесь находится пространство и для тех, кто просто хочет пообщаться.
Я наблюдал за учениками неделю. В первый день участвовал в работе группы, занимающейся созданием документальных фильмов. Затем пошел на занятие для новичков, которое называлось “Как с наибольшей выгодой использовать Школу-Сообщество”. На обратном пути заметил стол для пинг-понга и на следующий день дал уроки настольного тенниса нескольким ребятам.
Вечером я попал на обсуждение новой программы для старшеклассников. Дело в том, что школа динамично развивается и стремится испробовать новшества в обучении. К сожалению, многие ребята высказали недовольство тем, что новая программа усиливает изолированность группы, а не сближает людей. Программу меняют. Студенты PSCS вообще очень серьезно относятся к своим занятиям, возможно, потому, что приобретают на них практический опыт, который не могут получить в домашних условиях.
Утром следующего дня я встретился с Грэгом Моррисом, учеником PSCS, который самостоятельно сделал страницу в Интернете для Международной ассоциации Альтернативного образования (AERO), когда ему было 14 лет. Теперь ему 17, и он собирается пойти в колледж, возможно, в Стэнфорд, хотя по своему уровню уже соответствует второму курсу обучения. Возможность так стремительно двигаться в своем образовании и карьере Грэг получил благодаря свободной системе школы и благодаря поддержке, помощи родителей, педагогов, всегда готовых ответить на вопросы, подсказать направление поиска.
После этой приятной встречи я поехал на другой конец Сиэтла в школу Clearwater. Это тоже центр «домашних школ». Только совсем новенький, едва родившийся. Здесь учатся 25 детей в возрасте от 5 до 13 лет, все они «домашние ученики». Своего помещения пока нет, поэтому ребята встречаются дома у одной мамы и по совместительству учительницы Стефани Серанто. Из окна открывается замечательный вид на озеро Вашингтон.
Школа живет по своим законам. Например, здесь придумали что-то вроде правила «Стоп»: специальная фраза, которая используется для предотвращения драк и конфликтов. Существует система предупреждений, чтобы не увлекаться наказаниями. Ребята не хотят, чтобы поведение одних людей ущемляло права и свободу других, и работают над этой проблемой.
Когда я пришел, как раз шло обязательное собрание, обсуждался вопрос о приеме на работу персонала, а также о конфиденциальности личных дел учеников.
Два пятилетних ребенка так шумели, что их попросили выйти. Им сказали, что о них будет «доложено» судебному комитету. Затем прозвучала идея, что такие встречи не должны быть обязательными. Тогда все сказали: «Отлично!» – и ушли, кроме трех девочек и учителей. Оставшиеся еще некоторое время поговорили о возникшей ситуации и закрыли заседание.
Судебный комитет на чердаке обсудил поведение двух нарушителей порядка. Решили предупредить их: если такое поведение повторится, им не разрешат посещать следующие пять собраний и лишат права голоса. Один молодой член судебного комитета сказал: “По-моему, это не очень страшное наказание. Любой будет рад, что ему позволили не ходить».
Тем не менее позвали «пятилеток», и конечно же их реакция соответствовала ожиданиям. “Мы и сами не желаем ходить на собрания”, – пробурчал Лукас, один из шалунов.
Я спросил Лукаса, может, ему попросить совет освободить его от обязательных посещений, вместо того чтобы каждый раз ждать, когда «вышвырнут». Он ответил: “Не думаю, что это пройдет”. “Но вы можете сказать, что это несправедливо, ведь слова, которые старшие произносят на встречах, слишком трудные, и вы ничего не понимаете”.
Лукас встал, посмотрел мне прямо в глаза и сказал очень четко: “Это неправда! Я все понимаю”. “Ты понял?”
“Да, понял, – ответил Лукас, – просто встречи очень скучные!”
Конечно, моя история далека от идеального образа «домашней школы», однако это реальный процесс образования гражданского сознания, формирования чувства ответственности за происходящее, развитие умения владеть собой, делать усилия. Даже самый маленький ученик чувствует себя абсолютно свободно и защищенно, при этом сознает свои возможности и проблемы. Может, это и есть настоящее образование живых непослушных, незапуганных, естественных в своем поведении детей.

Перевод  Людмилы ГЕНДЕЛЬМАН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru