СОБЫТИЕ...
Ректоры согласны на ЕГЭ.
Президент – на монополию ведомственных вузов и
возвращение им налоговых льгот
6–7 декабря в МГУ состоялся
VII съезд Российского союза ректоров
Деньги для высшей школы: пустячок, и
потому неприятно…
В. Садовничий поставил вопрос о возвращении
вузам льгот по налогу на прибыль.
Напомним, что с 1 января 2002 года, со вступлением в
действие главы 25 второй части Налогового кодекса,
все внебюджетные заработки вузов облагаются
налогом на прибыль в размере 24%. К тому же вуз не
вправе самостоятельно тратить не только
бюджетные средства, но и доходы от сдачи в аренду
помещений, оказания платных образовательных
услуг.
По мнению В.Садовничего, вуз должен сам
определять порядок расходования заработанных им
средств, а казначейство – лишь контролировать и
проверять соответствие этих расходов доходам.
Президент В.Путин поддержал критику в адрес
казначейских и налоговых органов и пообещал
решить эти проблемы в пользу образования. И сразу
же авансом выдал еще несколько обещаний.
Например: «В ближайшее время на 243% возрастут
ассигнования, направляемые на комплектование
библиотечных вузовских фондов». И тут же
объяснил, почему решено так серьезно
раскошелиться: «Внушительность данного
показателя объясняется тем, что затраты на эти
цели до сих пор были практически нулевыми».
То же самое касается и надбавок за ученые степени
и звания для профессорско-преподавательского
состава, которые планируется увеличить втрое.
Как заметил президент, «пустячок, а приятно».
Действительно пустячок, если, по словам ректора
Санкт-Петербургского университета Ларисы
Вербицкой, кандидаты наук будут получать на 600, а
доктора – на 1000 рублей больше. Ассистенты,
рядовые преподаватели прибавки пока не получат.
Зато в постановлении съезда наличествует тезис о
«поэтапном повышении заработной платы
работников образования, обеспечивающей к 2004 году
достижение уровня, равного уровню средней
заработной платы в промышленности»…
Качество образования приносит
доходы.
Теневые…
«Несмотря на огромное число студентов, – сказал
в своем выступлении президент В.Путин, – наши
государственные организации и предприятия
испытывают колоссальный дефицит профессионалов.
Частные компании все еще вынуждены
импортировать квалифицированные кадры из-за
границы».
Чтобы решить эту проблему, с 2003 года планируется
введение конкурсного распределения
государственного задания на подготовку
специалистов. А при Министерстве образования,
как известно, уже сейчас действует так
называемая «полиция качества» – специальные
выездные комиссии оценивают качество работы
вузов, правда, как правило, негосударственных.
Виктор Садовничий в своем докладе сравнил
коммерческие вузы, не обеспечивающие
пресловутый «должный уровень образования», с
финансовыми пирамидами, а их деятельность по
выдаче дипломов поставил в один ряд… с
наркобизнесом.
В скором времени российским вузам в соответствии
с документами, подготовленными Союзом ректоров
совместно с Министерством образования, будут
присваиваться различные категории (1, 2, 3), а
лучшим – звание ведущих.
Стоит ли говорить, что скорее всего именно
«ведущие» вузы получат приоритет при
распределении госзаказа на подготовку
специалистов, а значит, дополнительное
финансирование.
Минусов больше, чем плюсов.
И все-таки…
По общему признанию ректоров, залогом
качественной подготовки специалистов в вузах
является высокий уровень общего образования.
Здесь необходимо выделить две основные темы:
стандарты и ЕГЭ.
Стандарты по естественно-научным дисциплинам
подверглись резкой критике в докладах Жореса
Алферова и Виктора Садовничего. Особенно в связи
с созданием интегрированных курсов, «склеенных»
из кусочков физики, химии, биологии…
Но настоящим лейтмотивом заседания стал ЕГЭ.
«ЕГЭ, по сути, направленный на сближение высшего
и общего образования, полностью всех проблем в
этой сфере не решит» – эти слова из выступления
президента В.Путина лучше всего характеризуют
ситуацию вокруг одного из главных китов
модернизации.
Общее мнение отражено в постановлении съезда, в
котором осуждаются «проявления формализма,
попытки администрирования, поспешность в
принятии крупных решений» о масштабных
социально-экономических экспериментах по
введению ЕГЭ и ГИФО.
Кроме того, вместо обещанного сокращения
репетиторства, как отмечается в документе,
«повсеместно набирают силу новые формы платной
подготовки к ЕГЭ, натаскивания на тесты и
репетиционные испытания. Выявились существенные
изъяны самой технологии проведения ЕГЭ и низкое
качество КИМОв».
Что же касается
ГИФО, то ректоры прогнозируют, что и это
нововведение «привнесет в гарантированное
Конституцией право на образование элементы
искусственной имитации рыночных отношений».
Вывод ректоров таков: «Совокупность этих
факторов ставит под вопрос как объективность
самого ЕГЭ, так и его преимущества перед
традиционной формой выпускных и вступительных
испытаний».
«Какой бы ни был ЕГЭ, он не позволяет улавливать 5%
самых талантливых ребят, – заметил ректор Высшей
школы экономики Ярослав Кузьминов. – Для их
выявления нельзя ограничиться лишь одной
централизованной формой проверки знаний:
необходимы олимпиады, творческие конкурсы,
другие виды испытаний».
«У нас нет общественного доверия к нынешней
системе поступления в вузы», – попытался
урезонить собравшихся председатель Комитета
Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов.
Депутата не услышали…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|