Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2002

Первая тетрадь. Политика образования

НЕСЛУЧАЙНЫЕ ИМЕНА

Школа, отменяющая школу

Эта идея американского социолога Ивана Иллича с каждым годом кажется все менее парадоксальной

Нам часто кажется, что имена людей, чьи идеи ведут к новому пониманию школы, всем хорошо известны и знакомы. К сожалению, это не всегда так. Имя американского социолога Ивана Иллича, скончавшегося на прошлой неделе в Германии, мало о чем говорит русским педагогам. Однако именно его идеи легли в основу многих прогрессивных концепций и методик.
Книга, принесшая ему известность, была впервые издана более тридцати лет назад, в 1971 году. «De-Schooling Society» – «Обесшколенное общество», «Общество без школ», «Расшколивание общества»… Даже единого перевода названия известной во всем мире книги не существует. Зато идея, высказанная автором, близка многим ученым в нашей стране.
Утверждение Иллича о том, что если общество не откажется от всеобщего обязательного обучения, технократической цивилизации грозит неизбежная катастрофа, многие называли провокационным.
Но, по мнению Иллича, такая ситуация неизбежна, если школа не будет изменена радикально. Точнее, если общество не откажется от школы как от привычного для нас учреждения, созданного для получения сертификатов об образовании. Ведь в школе ученики подчиняются сертифицированным учителям, чтобы в дальнейшем получить собственные сертификаты. То есть школа работает сама для себя и почти никак не связана с реальной жизнью.
Что же может быть альтернативой? Общество, в котором нет школы? Или общество, в котором есть школа, но совсем другая, не та, которая учит подчинять и подчиняться? Общество, где будут ценить не «абсолютное знание» (которого на самом деле не существует вовсе), а личный опыт каждого человека?
Есть люди, которые готовы учить, а есть те, кто хочет учиться. Значит, говорит Иллич, нужно создать им условия для встречи. Это и будет реальная, базирующаяся на «паутине возможностей» или «учебной паутине» (термин Ивана Иллича).
Причем построение новых учебных отношений должно начинаться не с изучения целей директоров или президентов, не с анализа того, чему хотят научить детей взрослые, родители, учителя, и не с анализа целей неких абстрактных учеников в классе. Иллич утверждал, что мы должны задаться более тонким вопросом: «Какие вещи и какие люди должны окружать ученика, с тем чтобы он мог хорошо учиться?»
Термин «deschooling», предложенный Илличем, означает призыв к отмене монопольного права одних людей навязывать другим правила жизни. Даже если
одни люди взрослые, а другие – дети. Иван Иллич никогда не
был учителем, он
был смелым человеком, поставившим перед обществом проблему школы в такой откровенно провокационной и правдивой форме.
Иван Иллич называл надежду «доверчивой верой», поясняя: тот, кто надеется, не имеет права требовать. Наверное, он был мечтателем, позволяющим себе надеяться на то, что его идеи будут услышаны в обществе, выросшем в школе, являющемся ее неотъемлемой частью и… следствием. Но не он один надеялся на это… Как хочется, чтобы его слова были услышаны…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru