КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ТЫСЯЧА И ОДИН КИНОКАДР
Если задуматься, то не очень весело
“Спартак и Калашников” получил приз
за режиссуру в конкурсе дебютов “Кинотавра” и
призы фестивалей “Орленок” и “Артек”.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА
Дети и собаки, извечные фавориты экрана,
всегда покоряли нас несокрушимой
естественностью и природным обаянием. У нас
сформировались безусловные рефлексы на таких
киногероев – улыбка, умиление, невольная слеза.
Однако когда дети беспризорны, а собаки бездомны,
зрительские реакции усложняются. Приходится
задумываться, что мешает расчувствоваться.
Фильм молодого кинорежиссера Андрея Прошкина по
сценарию Аллы Криницыной “Спартак и
Калашников” признан удачным дебютом в
профессиональной среде еще и потому, что картины
для подросткового и семейного просмотра крайне
редки в нашем кино.
Спартак – овчарка, которую играли 14 собак разных
возрастов, а Калашников – тринадцатилетний
воспитанник детского дома Шурка, которого
убедительно сыграл детдомовец Ярослав Рощин.
Слово “Калашников” в названии настраивает на
восприятие боевого сюжета, и это предположение
местами оправдывается, хотя без автомата
знаменитой системы. Шурка подобрал ничейного
щенка и стал подкармливать его из своего
небогатого пищевого довольствия, но
администрация детдома категорически
воспротивилась присутствию несмышленыша в
подведомственном учреждении, и неразлучная пара
кинулась в бега. Мальчик и пес переживают все
трудности, выпадающие на долю бездомных, и целый
ряд неожиданных приключений вплоть до
столкновения с террористами. Друзья оказываются
и в подвале у беспризорников, и в элитной
гостинице для собак, и в воинской части
служебного собаководства. Калашников и его
Спартак встречаются с разными людьми из
различных социальных слоев, и эта “одиссея” –
занимательная картина современных нравов и
характеров. Но основная эмоциональная
привлекательность фильма – во взаимоотношениях
главных персонажей, в горьковатой
трогательности этого дуэта.
Драматизм сюжета безусловен, и казалось бы,
просмотр должен проходить по известной формуле
сопереживания: “Над вымыслом слезами обольюсь”.
Однако не получается. Авторы и не настаивают на
полной мере зрительского сочувствия, о чем
свидетельствует жанровая неопределенность.
Трудно всерьез проникнуться смесью подлинной
драмы с черноватым детективом и элементами
рок-мюзикла, особенно когда нечетко обозначены
грани между настоящей человеческой
независимостью и нервическими претензиями на
гордую свободу от всех установлений социального
сосуществования. Жаль, что, нигде не прижившись,
славный мальчишка Калашников демонстрирует
финальное счастье в компании все тех же
“бомжиков”. Не хочется такой “правды жизни”.
Впрочем, именно такая правда жизни без кавычек
запечатлена, например, в документальном фильме
Тофика Шахвердиева “Надувные шарики”, снятом за
год до появления игровой картины “Спартак и
Калашников”. Документальные кадры показывают
беспризорников, постоянно живущих на московских
вокзалах и не желающих идти ни в школу, ни в
приюты, ни порой к благополучным родителям. Они
хотят гулять, попрошайничать и кайфовать, нюхая
клей из надутых пакетов. Они и сами похожи на
воздушные шарики, порхающие и лопающиеся под
колесами мчащихся мимо машин. Режиссер считает,
что различные благотворительные организации,
ухаживающие за этой вольницей, занимаются
выращиванием социальных паразитов. Страшная и
болезненно дискуссионная тема.
Разумеется, симпатичный фильм “Спартак и
Калашников” повествует об ином и иначе, но
веселая размытость авторской позиции вызывает
невеселые ассоциации и размышления.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|