КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Борис Екимов:
“Библиотека – это возможность найти
собеседника в вечности”
Шесть лет назад в «Новом мире» был
опубликован рассказ «Фетисыч» – о девятилетнем
хуторском мальчике, которого все звали Фетисычем
за рассудительность и раннюю самостоятельность.
История о том, как на хуторе умерла единственная
старушка-учительница и мальчонка отправился
искать ей замену, – эта история тронула всех
читателей. Поразила щемящая узнаваемость каждой
детали нынешней многострадальной крестьянской
жизни. Симон Львович Соловейчик, прочитав
рассказ, опубликовал «Фетисыча» в «Первом
сентября», отдав для него целых полторы полосы не
очень-то большой в то время газеты.
Многие открыли тогда для себя новое имя в русской
литературе – Борис Екимов. Но задолго до этого
были «Холюшино подворье», «За теплым хлебом»,
«Живая душа» и другие повести, рассказы, очерки.
Мало осталось в современной литературе имен,
сохранивших не только доверие, но и любовь
читателей. Мне давно мечталось поговорить с
Борисом Петровичем Екимовым «за жизнь», о
которой он знает так много горького и высокого.
Но в Москве с писателем, живущим на Дону,
встретиться мудрено. Тем радостнее, что мы
все-таки встретились и вместе бродили под
подмосковными соснами.
– Когда вы осознали, что ваша судьба
– быть писателем?
– Все мы рождаемся – один плотником, второй
– столяром, третий – литератором. И направление
этого выбора должна, наверное, определить школа,
но она у меня была слабая. И я не понял в юности
своих наклонностей. Помню, еще в восьмом классе
нам задали сочинение о ледоходе, я написал, но
меня учительница стала прилюдно стыдить за то,
что я будто бы списал все. Ей почему-то в голову не
приходило, что я сам мог написать.
– А сочинение – про ледоход на Дону?
– Да, весь наш поселок, Калач-на-Дону, приходил
смотреть на это величественное зрелище. Тогда
еще был на Дону настоящий ледоход. Сейчас не то –
плотины стоят. Да, кроме того, лед раньше времени
начинают ломать.
– Помню, даже в нашей Вологде, где течет
совсем небольшая речка, и дети, и взрослые
собирались на берег – посмотреть, как тронулась
река, как льдины с грохотом штурмуют мост.
– Такие редкие явления природы – всегда событие.
Представьте, если бы звездное небо показывали
один раз в году, наверное, в эту ночь никто бы не
спал.
– Вы рано стали читать?
– Да, года в четыре. Но не потому, что семья была
такая уж образованная. Отца я не помню, он умер,
когда я был совсем маленьким. А маме было не до
чтения. Это просто счастливая случайность:
выучила меня читать соседская девочка.
– Что из прочитанного в детстве вам особенно
полюбилось?
– Сказки. Записки путешественников, «Дерсу
Узала». Исторические повествования. Прежде чем
что-то полюбить, я должен был еще очень многое
прочитать, а тогда было чтение всего подряд.
Книги поглощались совершенно стихийно. Если
говорить о потрясении – это, конечно, русская
классика. Но она пришла позднее. В школе скорее
отбивали любовь к ней, и все получалось не в
радость. Сейчас, бывая иногда в школах, встречаю
прекрасных учителей. У нас в Волгограде есть
учитель литературы Инна Маркелова. Недавно она
пригласила меня в свою школу, и мне было приятно
поговорить с ребятами. Их уровень, мне кажется,
выше, чем у студентов нашего университета, где я
тоже бывал.
– А как вы относитесь к разговорам о том, что
дети ничего не читают и книга умирает?
– Это неправда. Вот есть такая
итальянско-российская литературная премия
«Пенне – Москва». Маститое жюри отбирает трех
авторов, а полтысячи молодых читателей –
школьники и студенты – три месяца читают все
произведения, отобранные на конкурс. Потом
собираются вместе и голосуют. Я имел честь быть
лауреатом этой премии и после ездил по
московским школам, разговаривал с ребятами.
– О чем спрашивали?
– Обо всем. И о книге, и о жизни. Ведь книга – это и
есть жизнь. Запомнилось, как один мальчик после
встречи сказал: «Спасибо вам за оптимизм. Нас все
время пытаются убедить, что мы живем в пропащее
время, и все мы – потерянное поколение». А я им
просто напомнил: милые мои, какие же вы пропащие,
если вы живые.
– Оказывается, что и таких простых слов
некому детям сказать.
– Настоящая литература это всегда говорит, и не
устает повторять, и должна повторять. Вот лежит у
меня на столе «Война и мир». Помните сцену, где
Андрей Болконский на Аустерлицком поле думает:
они хотят меня убить, чтобы я не видел это небо. А
через несколько страниц – Николай Ростов: как я
хочу жить, а они хотят меня убить. Вся настоящая
литература – об этом. Иначе нет смысла писать.
– Ваши книги не залеживались на прилавках,
но нет ли у вас ощущения, что внимательный,
сопереживающий читатель исчезает безвозвратно?
– Что читателя я теряю – это очевидно. Того, что
размышлял, а порой и писал мне. Читатель, я верю,
остался, но он сейчас не может меня найти. Если за
десять лет у меня вышло всего две-три книги, и то в
самое последнее время. Да и этих книг не найти,
потому что они застревают в Москве, там, где
изданы. Хорошие книги вообще перестали
расходиться по стране. И это трагедия не
литератора, а трагедия страны.
– В вашем родном Калаче остался книжный
магазин?
– Он продает холодильники, всякую бытовую
технику. Ну и осталась одна полочка для учебников
и «глянцевых» детективов.
– Но вы же еще печатаетесь в «толстых»
журналах...
– А что проку? Тиражи-то сокращаются. Зашел
недавно в нашу районную библиотеку – нет даже
«Нового мира». А в районе пятьдесят тысяч
жителей.
– Библиотека, похоже, сыграла немалую роль в
вашей жизни?
– Огромную. Когда я перечитал все книги школьной
и детской библиотек Калача, меня досрочно
записали во взрослую. Все хорошее – оттуда. Семья
давала мне хлеб, но хлеба духовного она мне не
могла дать. Такое у нас было время. Да и вообще:
человек одинок, а подросток – особенно. Спасение
одно: язык и литература. Они помогут тебе найти
собеседника не только здесь, среди рядом живущих,
но и в вечности. Мир велик не только в
пространстве, но и во времени. И библиотека – это
возможность поговорить с Толстым, Достоевским,
Чеховым. Чтение – это непрерывный разговор.
Когда мы читаем «Войну и мир», то все время
разговариваем и с Наташей, и с Пьером.
– У вас никогда не бывает отвращения к
своему ремеслу, к бумаге?
– Времена, похожие на наши, были и раньше, и не
раз. Почему я по-прежнему работаю? Помню момент в
начале девяностых годов, когда было ощущение, что
писать незачем, все обрушилось. Но я приехал в
Калач на лето, достал ящик с письмами
читательскими и стал их читать. И когда прочитал
много писем, понял: то, что я делал, – не зря. Все,
что сделал, – не пропало даром. И эти люди, что мне
писали, – они и сейчас живут. И если я брошу
писать, то ничего хорошего из этого не получится,
кроме пустоты – и для читателя, и для меня. Нет,
надо заниматься своим делом.
– Детей, рано взявших на себя абсолютно
взрослую нагрузку, в стране очень много. Гораздо
больше, чем нам видится со стороны.
– Они работают наравне со взрослыми, очень много
работают. Я вот только сейчас приехал с хутора,
где живу обычно с мая. Там новые соседи, у них
мальчоночка, ему лет десять. Он все время в
трудах, у него сестренка маленькая, и он то в
коляске ее качает, то грядки пропалывает, то воду
носит. У нас на малых хуторах дети в хороших
семьях много работают. Как муравьи.
У нас в России разная жизнь у людей. Но не надо
думать, что жизнь таких ребятишек, как Фетисыч,
страшная. Она и счастливая. Хуторская жизнь
именно для детей – такое богатство! Ее нельзя
даже сравнивать с жизнью в городе, в каменном
мешке, где ты не видишь ничего, кроме квартиры,
подъезда и улицы. На хуторе мир огромен: степь,
река, поле, лес, небо. А как полон этот мир: травы,
деревья, кусты, цветы, рядом домашняя и вольная,
дикая животина и птица. Общение и заботы о
телятах, козлятах, котятах и цыплятах оставят в
детской душе столько доброго – не оценить.
Недавно на хуторе подошел к Дону, гляжу: на берегу
мальчонка ковыряется. Спрашиваю: «Пескарей
ловишь?» Отвечает: «Пиявок смотрю». А я и не знал,
что в Дону пиявки, думал, лишь в озерах они. Стали
вместе глядеть. Правда, любопытно: малые пиявки,
большие присасываются враз, а живут под большими
камнями. Это лишь малая пиявка. А сколько вокруг
живого: в воде, в небе, на земле.
– Но как встретит этих детей большая жизнь
за пределами хутора?
– Это вечное опасение, вечный вопрос. Думаю,
огромная потеря для России в том, что почти
полностью прекратился приток одаренных
крестьянских детей в лучшие вузы. И они уже не
придут в науку, культуру. Сельская школа сейчас в
тяжелейшем положении. Еще есть кого учить, но уже
некому. Восстановили вот школу на соседнем со
мной хуторе, искали, звали учительницу – никто не
едет. И наконец нашли пожилую женщину. Она
преподавала на этом же хуторе тридцать лет назад,
а потом работала поварихой, почтальоном, на
скотном дворе. И вот снова – учитель.
– В последние годы вновь пытаются закрыть
маленькие сельские школы под предлогом экономии.
Говорят: будем возить детей автобусами в
райцентры, как в Америке.
– Какие автобусы! На многие наши хутора не то что
автобус, «мурмон» не пройдет. «Мурмоном» у нас
зовут
трехосный грузовик военного образца – так вот и
он по сухому еще проходит, а дождь ли, снег –
встал. Ходят дети пешком. Какие там автобусы! Книг
нет, учебников, Пушкина нет. Я думаю, что люди,
дорвавшись до власти, быстро забывают, кому и
чему они обязаны. Не маме и папе прежде всего
обязаны они, что вышли в президенты и премьеры, а
школе, учителю, библиотеке. Они все талдычат о
силовых структурах, не понимая, что главная наша
силовая структура – это разум, совесть,
образование.
– Ваши герои о себе читают, узнают себя?
– В конце восьмидесятых я жил на хуторе
Клейменовский и писал о его жителях. Часто мои
рассказы передавали по радио. Их слушали. Читали.
Потому что книги были доступны. Говорили: «На
Святую мы внучку посадили твою книжку читать.
Слухали – все взаправде, все взаправде». Иногда
кто-то обижался: «Чего написал, что я толстая,
какая же я толстая?!» Даже сейчас, когда давно нет
такого широкого чтения, один знакомый вдруг
просит меня: «Ты мне найди книжку, какую про
Серегу написал». – «Про какого Серегу?» – «Ну вот
про рыбаков, про Серегу». Я говорю: «Про рыбаков у
меня есть, но почему про Серегу?» – «Мы знаем,
знаем, это про Серегу».
Мне бы хотелось собрать книгу «Повести одного
хутора». Хутор этот и сейчас жив, хотя многие мои
герои умерли. Была бы история хутора.
– Где вам лучше всего работается? Дома?
– В молодые годы, если хотелось работать, то
везде работалось. Помню, я написал рассказ
«Путевка на юг» в Игарке, в каком-то общежитии, в
комнате на 14 человек. И ничего не помешало. А как
писал Василь Макарыч Шукшин? На коленке и где
угодно. Когда пишется, везде хорошо.
«...Скорые осенние сумерки. Густая
тьма, а потом – вовсе мрак кромешный, ночной. На
земле в двух шагах ничего не видать. Зато небо – в
сияющих звездных огнях и серебряном дыме. С
каждым часом все ярче, спелее небесная зернь.
Кажется, что двор наш и дом поднимаются от земной
тверди и тьмы. Выше и выше. И вот уже рядом огни
небесные, и синие небесные воды...»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|