Я ИДУ С УРОКА
АНТИПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА
Уверена, мои методы вам не подойдут
Покупая зелень на рынке, я как-то
разговорилась с маленькой кругленькой
жизнерадостной продавщицей,
пенсионеркой-челноком (челночницей) из
Запорожской области. Оказалось, что в прошлом, до
перестройки, она была школьной учительницей
«ридной мовы», то бишь украинского языка. Я
оставила ей свой телефон и пригласила в гости.
Через пару дней она пришла и с порога стала
наводить в доме шорох: меня – приучать правильно
резать «цыбулю», детей – чистить ботинки, котов
– есть борщ, мужа – «балакать» по-украински. Шуму
было! Но и смеху тоже. Вскоре все мои домочадцы,
включая котов, были построены в шеренги и под
барабанный бой отправлены на кухню «вечерять».
Само собой, был борщ, отбивные, сало, «картопля» и
соленые «огиркы». А еще рассказы Тамилы П. из ее
боевого педагогического прошлого. Есть было
неудобно в буквальном смысле слова: рты у нас
были разинуты, уши развешаны, челюсти
периодически отвисали, да еще постоянно
приходилось прыскать со смеху... Все-таки я
молодец, что не забывала включать диктофон…
Наезжая время от времени в Москву с товаром, она
заходит к нам в гости. Мои сыновья – большие в
общем-то парни, студенты – откладывают очередную
тусовку, только чтобы не пропустить удовольствие
от встречи с ней. Несмотря даже на то, что между
делом рискуют «заработать терей» (то бишь
получить по шее) за нечесаные лохмы, пыль на
компьютере или небрежно заправленные койки – уж
очень жизнерадостно, без всякого занудства и
совсем уж не обидно это у нее выходит.
Я пришла в русскую школу читать
украинский язык. Мало того что в эту школу со всех
школ Никополя самых неугодных учеников спихнули.
Да еще учительница одна успела себе в класс
отобрать кого поприличнее. Так что 8 “В”
получился бандитский класс. И знаний ноль, и
поведение ужасное. Пришла я в 8 класс и поняла, что
начинать надо с 4-го.
Пустила их по проходу
Вот сидит Бакунов 56-го размера и с ним
Сытников – ма-асенький такой. Я веду урок и думаю:
что они там делают на задней парте? Иду к ним и не
знаю, что сейчас предприму.
Подхожу и вижу, что они положили портфели между
партами и играют в карты. И на меня так хитро
посматривают. А я не знаю, что мне делать. Я ведь
только начала работать с этими ребятами, если
пропустить мимо ушей – сядут на голову…
Надо отдать им должное: играют тихо, не мешают. Но
как это так: все дети работают, а они в карты
играют?!
Я говорю: отдайте мне карты. А они их прячут и
ухмыляются. Потом я уже сама не знаю что делала.
Как хватила этого Сытникова, как выдернула из-за
парты. И пустила его по проходу. А Бакумова
вытянуть не получается – он же здоровый. В общем,
я не знаю как, но я его тоже вытянула из-за парты и
тоже пустила…
А вин мини кажэ…
Раз Сытников хвост при мне опять было
поднял. Я ему сказала: “Чого ты ерепенишься? Ты
кто такой? Ты ще середнего роду, а взрослых не
слухаешь! Нос ще вытираешь нэ так, як надо. Вытри
нос!” А вин мини каже: “Сама вытри!”
Я растерялась, не знаю, что делать… Ничего ему не
говорю, иду к своему столу, достаю из сумки
платочек (они у меня такие красивые – китайские),
иду к нему (а он у меня за первой партой сидит),
подхожу… “Ну если ты не умеешь вытирать, давай я
сама вытру!” – И за нос его схватила. Он и понять
ничего не успел.
Все засмеялись. Он покраснел как рак. Я говорю:
“Вот такие, Сытников, дела. Что ж делать, если ты в
8 классе еще не умеешь нос вытирать, а хвост
поднимаешь выше трубы!” – И пошла, и продолжаю
свой урок.
Он после этого, как щенок, ко мне привязался.
Стоит мне ребят попросить о чем-нибудь, он сразу:
“Я сделаю!”
Как-то я после уроков с отстающими занимаюсь,
что-то им читаю, а он возле меня сидит. И кофта
такая мохеровая у меня была – так он сидит и
кофту гладит. Влюбился в меня! А ведь совершенно
неуправляемый был…
Бакунов и Сытников – они стали моей первой
защитой. У нас такой Комаров был – неважный
мальчишка, нечистый на руку. Если Комаров подошел
к учительскому столу, они сразу: “Виталик, что ты
там делаешь? А ну отойди”.
В общем, я у них авторитетом стала. Как в
уголовном мире. Силу мою признали.
Цэ ж бешени!
Иду я как-то по коридору к себе на урок,
слышу: шум, крики в кабинете физики. Я подумала,
что урока нет. Открываю дверь. 9 класс.
Учительница сидит за столом, тему объясняет, а
они – кто на столе, кто под столом, кто на голове...
Я говорю: “А цэ шо?” Она мне: “Вот погляди: цэ ж
бешени!”
Любые дети реагируют на резкий звук. Я к парте
подхожу и как стукну по ней. “Шо цэ за фокусы? Где
цэ ваше мисто? Вы шо, своих мист не знаете? А ну
швыденько на свои миста!” Они задергались: идти,
не идти? “Быстро! И щоб я вас не чула!»
Они мне потом сказали: «Если б вы, Тамила
Ивановна, в армии служили, вы бы до генерала
дослужились».
Я говорила – не буцать?!
В колхозе они две недели без меня
работали. Тут я приезжаю – а у них долгов полно!
– За подсолнечник хорошо платят. Будем работать
на подсолнухе?
– Будем.
– Хорошо. Тильки требования такие. Когда
прорываешь подсолнечник, его нельзя сшибать.
Если сшиб, он растет кустом. Так что тильки с
корнем вырывать, – объясняю я им. – Наклоняться
надо, а як же ж! Тильки не химичить. Все понялы?
– Все понялы.
Вот я иду по грядке за ними следом. А что там мой
Карташов вперед вырвался? Не такой вроде рьяный
парень – и впереди! Я на его рядок шасть – а там
одни посбиванные подсолнухи. Я насобирала этих
подсолнухов. Зову его: “Карташов! Карташов!” А он
не слышит: ветер навстречу. Гляжу: идет, в
спортивных штанах, без майки, и ногой подсолнухи
сбивает. Ага, потом он в конце рядка ляжет и будет
ждать, когда другие подойдут.
Я бегу по рядку за ним. А ему кричат: “Карташ,
тикай!” Я его догоняю и этими подсолнухами по
спине: “Я тебя просила не буцать, я тебе говорила
не буцать! А теперь иди вырывай то, что набуцал”.
Понимаете, где-то что-то и придавить надо. Как без
этого? Но это должно быть полушутя-полусерьезно.
Во время солнцепека клещевину полоть нельзя:
выделяются эфирные масла, и дети падают в
обморок. Но за клещевину хорошо платят. Значит,
если хотите заработать, надо вставать в 6.00.
Захожу их будить: “Девчонки, подъем! Ребята,
подъем!” Идут сонные, умываются, в автобус, на
поле. Поработали до 9.00 и на завтрак...
Так они аж с Нового года начинали просить меня
поехать с ними в колхоз. А я им
полушутя-полусерьезно: “Вы меня так доведете за
год, что я на вас не хочу дивиться. Петра
Александровича до инфаркта довели? Довели. Идить
з моих очей, чтобы я вас нэ бачила”…
Сперва договор
Я детям сказала, чтобы после девяти я
никого во дворе не видела. Иду к подруге своей во
двор. Они сидят на скамеечке. Я иду по дорожке.
“Атас! Тамила!” – И никого нет на скамеечке.
А в лагере знаете, как с ними трудно? Ведь 24 часа с
ними!
На танцы в клуб хотите? Пожалуйста, танцуйте. Но
до 12.00. Хотите краситься – красьтесь. Но если у
кого-нибудь увижу утром макияж – никаких танцев.
Чтобы были все умытые и в 12.00 спали.
И вот они в клуб в поселок уйдут, а я как на
иголках…
Когда они едут в колхоз с другими учителями, то
учителя там все на нервах. А я как-то с ними особых
трагедий не испытывала. Хотите на танцы? Хорошо.
Но давайте сперва заключим договор.
Случай со стенгазетой
И родителям они на меня никогда не
жаловались. Ну в классе бывает, конечно, один-два
таких пакостника. Я их знаю и не трогаю. Их и дети
не любят.
А родители всегда были за меня горой. Вот был
случай. У меня класс. И надо школьную газету
выпускать. Обычную стенную газету. А я забыла о
ней совершенно. Вспомнила часов в 9 вечера. А с
завучем мы как раз в контрах были. Ну, думаю,
завтра съест.
Я звоню одной девочке, Ларисе, и говорю:
«Понимаешь, нам надо, чтобы завтра была выпущена
газета, а я забыла». Она мне говорит: “Не
волнуйтесь, Т.И., все будет сделано”.
Так потом мне ее мать говорила, что отец не спал
всю ночь – с дочерью газету рисовал, а она
помогала. У Ларисы родители – оба инженеры.
А у другой девочки, которой Лариса позвонила в ту
ночь, отец был наш мэр. Так вот, Лариса, ее мама, ее
подружка и эти двое пап, один из которых мэр
города, делали всю ночь газету. И в 8 часов утра
она уже висела в коридоре школы!
А ну наклонись!
Распоряжаться надо весело. Если
рассердился – не зуди, лучше по шее дай.
У нас физик был умнейший, но дисциплину не держал,
я поначалу даже на уроках у него сидела. Они ему
зададут задачку, он им начнет доказывать – чуть
не на полу уже пишет, а они делают что хотят.
И вот я как-то зашла к нему на урок, чую: уже шнурки
жарят. А когда шнурки жарят, страшный запах. Я
только глянула: ясно, откуда запах идет. Два парня
сидят рядом. Красивые ребята. И умные. А как
вместе, так шкода.
Только урок кончился, я бегом туда – и к ним,
чтобы не выскочили из класса. А один из них – под
метр восемьдесят. Я его схватила. “Наклонись”, –
говорю. «Зачем это?» – «Наклонись, а то не
достать!» Он наклоняется. Я его за чуб: “Твоя
работа?”…
Сержусь по-настоящему, конечно. Но они знают, что
заработали. Некоторые учителя их норовят
побольнее оскорбить. Вот, например, у меня
Колбасова Валя была. Математичка ей говорит:
“Так, Колбасова, покажи, что ты здесь
наколбасила?” Та – в слезы.
А на то, что я говорю, они не обижаются. Я даже не
могу объяснить, как это получается. Просто надо
уловить их психологию.
Сняли дверь. В шутку
И я
никогда не жалуюсь родителям: ведь родители
начинают их наказывать, иногда бьют. Тогда у
детей вырабатывается протест против учителя,
против школы, против всего. Что я, сама, без
родителей, не справлюсь?
Сняли дверь в женском туалете. В шутку.
– Прохоренко, а ну иди сюды. Нахылысь! Хто цэ
зробыл?
А он метр девяносто. Я же его не достану. Так я его
за ухо.
– Нахылысь, я тебе сказала!
Он наклоняется. Я ему на ухо:
– Саша, сейчас возьмите дверь. (Я когда на «вы» к
ним обращаюсь, они знают, что дело пахнет
жареным.)
– То не мы!
– Саша, я вас не спрашиваю, вы или не вы. Если бы я
спросила: «Саша, это вы или не вы?» – вы бы
ответили. А я вас не спрашиваю, я просто вам
говорю: «Саша, возьмите дверь и повесьте на
место». Ты меня понял?
– Да.
Все. Я знаю, что дверь будет на месте.
Они знают, кто им враг, а кто друг
Я вот разозлилась на Прохоренко. Но
попробуй кто-нибудь его тронуть со стороны! Я
глаза повыцарапываю! Своих детей я в обиду не
давала. Это мои. Моя семья. Только я могу
накричать. И они это чувствовали.
Не дай Бог, если кто из учителей пожалуется на
моих ребят. Я так скажу: «Надежда Ивановна, у тэбэ
свои есть? Вот за ними и смотри. Ну ходила моя
Верочка с хлопцами за школой. И шо? Тебе в твои 40
лет, понятно, неинтересно там ходить. А обидеть
девочку – раз плюнуть»…
Вот у нас еще был Степан. Я ему говорила: “Степа,
если ты не изменишься, ты сядешь в тюрьму. Ты
плохо себя ведешь. Так не годится”. Он таки сел.
Дискотеку устроили. Ребята купили вино. Я их
поймала сразу же с этим вином. Но кто-то уже успел
сказать директрисе. Директриса ко мне: мол,
Степан приносил вино. Я ей говорю: “Если Степан
приносил вино, он его пил?”…
А дети откуда-то узнают, что я их защищаю. Они
чувствуют и абсолютно точно знают, кто им враг, а
кто друг. Вот и про папу моего, Ивана Николаевича,
учителя географии, потом директора, а потом снова
просто учителя, они всегда абсолютно точно знали,
что он им друг.
ПРО МОЕГО ПАПУ
Указок не хватало
После войны в школе были одни
переростки. В 4 классе им по 15 лет было, в 7-м – по 18.
Папа их называл “соколята”. А эти соколята –
настоящая банда. Как врежет им указкой. А потом по
парте. Все – указки нет. Указки у него летели, как
спички.
Ребята кричат: “Больно!”
– Да, да, да, хлопцы, а шо ж вы хотели? Так ведь
должно быть больно, шоб оно в голову пришло.
Многие его ученики работали в мебельном цехе.
Указки ему наточат на станке – да только
ненадолго хватало.
Закончится учебный год – а соколята уже на
заборе висят: “Иван Мыколаевич, поехали!” Он их
на экскурсии возил. Всю Украину и Крым объездили
на грузовой машине. Сверху в кузове – бочка
бензина и 20 человек детей. И Иван Николаевич с
ними.
Головастики
И уже ж папа не работал, на пенсии был. И
уже ж взрослые они стали, соколята эти, выучились.
Идет он – а они возле магазина бутылочку
распивают.
Мама моя их в младших классах учила, а папа в
старших. Мама никого – Боже сохрани! – пальцем не
тронула, не оскорбила, только сюсюкалась с ними.
Не кричат они ей через 25 лет: “Добрый день!” А
папу мимо не пропустят, чтобы не поздороваться:
– Добрый день, Иван Мыколаевич!
– Добрый день, косы головцы (головастики)! Шо,
горилку пьете? Вот у мэнэ список е, кто от горилки
повисывся, кто потонул, кто задушився.
– Ни-ни-ни, Иван Мыколаевич, мы не пьем.
– Глядите, косы головцы. У мэнэ список там может
пополниться.
Який батько – такий сын
Мой папа был учителем географии, потом
много лет в той же школе директором, а потом там
же опять учителем. И получилось так, что у него
учились не только дети, но когда-то и их родители
и даже деды. Он с 35-го года в одной школе.
Придет, например, родитель и спрашивает:
– Иван Мыколаевич, як там мий Петро?
– Пытаешь, як твий Петро? Яка хата – такий тын,
який батько – такий и сын!
– Иван Мыколаевич, и я такий был?
– О то и ты такий был, як твой Петро.
– И шо ж мэни з ним робыты?
– А ничого. Выучим с Божьей помощью.
За шо нас бить?
Как-то раз учительница одна, Екатерина
Максимовна, взяла у папы в географическом
кабинете палатку для похода. Потом все говорила:
отдам да отдам. А палатка на учете. В конце концов
она сказала, что отдала ему палатку. А он: как это
так отдала, если ты не отдавала? Ну, в общем,
поссорились они.
И она подговорила свой класс. Провела с ними
собрание. В протокол собрания внесли жалобу, что
Иван Николаевич “бьет детей”. Это заявление она
отправила в министерство. Из министерства
приехала комиссия. Но дети, конечно, не знали
зачем.
Вызывает инспекторша детей, спрашивает, кто у вас
там историю читает, кто математику, как учителей
зовут и так далее.
– А географию кто читает?
– Иван Николаевич.
– А вин вас бье?
– Ни, нэ бье.
А случай на самом деле был. Парни как-то сцепились
на уроке. А они же здоровые амбалы. Ну и стал папа
их разнимать. Да так, что у одного нос оказался
разбитым.
Тут инспекторша завелась:
– Ну он же тебя бьет!
– Чи вин мэнэ быв?
– Он же тебе нос разбил.
– А, нос... Так то не он. Я баловался, и он меня
выгнал из класса. А я выходил, а мне Левченко ногу
подставил, я упал и нос разбил.
Вызывают Левченко.
– Левченко, бил Иван Николаевич этого парня?
– Чи вин его быв? За шо? Нихто нас не бье. За шо нас
бить? Мы и так нормально себя ведем.
Вызвали комсорга Тамару, которая протокол того
собрания вела:
– Иван Николаевич бьет вас?
Она молчит. А Екатерина Максимовна:
– Тамара, ну скажи, мы ж писали протокол.
А у Тамары слезы:
– Сплетница вы, Катерина Максимовна! Мы не так на
собрании говорили! Вы меня потом заставили
переписать этот протокол!
А потом главный проверяющий и говорит:
– Знаете, Екатерина Максимовна, я могу поверить в
то, что он их бьет. Но еще я уверен в том, что если б
вы хоть пальцем тронули кого-то из них, они бы не
стали этого отрицать. Значит, будьте таким
учителем, чтобы дети вас понимали и защищали.
Как папу из директоров выгоняли
Мама чуть не умерла: “Не трогай их. Я ж
тебя прошу! Посадят!” А он не боялся: “Не морочь
голову!»
А потом он директором стал. А потом его выгнали из
директоров. За что? За невыполнение всеобуча.
После войны в семьях погибших матери получали
пенсию за погибших отцов только в том случае,
если ребенок учился в школе, то есть до 18 лет. А им
в седьмом классе 18 лет уже было (они в 10–12 лет
только в первый класс пошли!). И вот если ребенок
справку из школы приносит, что он в школу ходит,
то собес выплачивает матери пенсию.
А время тяжелое было, и дети уходили из школы,
устраивались на работу. И папа всем, кто ушел и
работает, давал эти справки.
Мама переживала, что это незаконно. А он:
– Чего ты гавкаешь?
– Ну посадят же! Ну цэ ж незаконно!
– А то законно, что батьки погибли, а их дети
страдают сейчас? Они ж пошли на работу не потому,
что им так хочется, а потому, что им кушать надо
что-то. Батьки защищали страну, погибли – теперь
пусть государство кормит их детей.
Так он считал.
А Бабенко был завучем. А ему очень хотелось быть
директором: зарплата больше и квартира. И он
написал заявление, что Иван Николаевич дает эти
справки за взятки. А тогда вообще понятия не
имели, что такое взятка.
И приехала комиссия. И выяснила, что
действительно дети, которые получают пенсию, в
школе не учатся. Но тогда получалось, что они
должны вернуть деньги государству. Иван
Николаевич не побоялся и сказал: «В то время,
когда я давал справки, они ходили в школу».
В общем, чуть-чуть не посадили. Но из директоров
выгнали. Но после него никакого другого
директора в наших краях не признавали.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|