Я ИДУ С УРОКА
КРИК ДУШИ
Уважаемая редакция, примите,
пожалуйста, мой опус как крик души.
Не всегда все так безрадостно в моих отношениях с
детьми, я немножко преувеличила. Но в целом меня
очень беспокоит эта проблема – несоответствие
теории и практики.
Мне очень нравится социоигровая методика
обучения, я пытаюсь использовать разные приемы. И
чаще получается, чем нет. Особенно в детском
театральном коллективе (это еще одна моя работа),
где такое обучение единственно возможно.
Но урок – дело другое. На уроке общение на равных,
создание дружеских, непринужденных рабочих
отношений с детьми – это проблема номер один.
Ну не получается у меня
демократически!
Я – за демократию в политике и в жизни.
Обеими руками за дружеские, партнерские
отношения с детьми. Когда я получала
режиссерское образование, нас учили, что есть три
стиля руководства: авторитарный,
демократический и попустительский. Я – за
демократический! Хотя режиссеры-демократы мне не
попадались. Я – первая, правда, чисто
теоретически, на словах. В условиях же реальной
школьной жизни на уроках театра в восьмых
классах, где я так жажду демократически общаться
с детьми, я насаждаю этот стиль общения самыми
что ни на есть авторитарными методами.
Парочку отъявленных хулиганов выгоняю в начале
урока, остальным разнузданным кадрам делаю
строгим голосом последнее предупреждение и,
перекрикивая недовольных: «Внимание! Все убрали
лишнее и посмотрели на меня», – начинаю урок.
Теперь, казалось бы, можно расслабиться и
насладиться радостью неформального общения. Но
не тут-то было. Потеря бдительности дорого стоит.
Несознательные восьмиклассники тоже жаждут
насладиться прелестью свободного общения, но не
со мной, а по интересам. Паша лупит Сережу. Марина
не хочет сидеть с Вовой, о чем на весь класс
заявляет. Катя показывает подругам новые
ботинки.
Мое первое задание услышала половина класса.
«Итак, начали!» – энергично заканчиваю я
объяснение. «А что нужно делать? Я не поняла!
Повторите!»
Пытаюсь применить спасительные методы
социоигровой педагогики: «Спроси у соседа» и
«Кто меня слышит – поднимите правую руку». Но на
деле «Спроси у соседа» превращается в развеселую
кучу-малу, а «Кто меня слышит» – в увлекательную
физкультминутку. Радостные детские лица говорят
мне о том, что они хотят начать все сначала.
И если я не применю спасительный маневр, то есть
страшным голосом не закричу: «Сели все по местам!
Что за зоопарк!» – я могу демократически
общаться сама с собой до конца урока. Привычным
командирским тоном я продолжаю: «Внимание!
Повторять не буду! Кто не услышит – двойка в
журнал!» И… тишина. Если поставлена четкая
задача и интересное задание, дальше все идет как
по маслу. Ученики активно и весело бегают,
строятся, разбиваются в тройки, четверки,
одновременно хлопают, топают. Но… я на страже.
Ну не получается у меня демократически! Детей
можно понять: семь лет их строжили и вдруг
ослабили вожжи. А мы хотим при этом, чтобы они
бежали, куда нам надо, да еще по собственному
желанию и с удовольствием. А если им не надо?..
Какая-то лживая свобода получается... Ведь нужно
попытаться сделать так, чтобы они куда надо
бежали по взаимному нашему согласию. Назовем это
осознанием, осознанным интересом, мотивацией. А
пока что надо только мне. А им надо праздновать
свободу и проверять ее границы.
Очень скоро они понимают, что это просто игра
такая – в свободу. А на самом деле «шаг вправо,
шаг влево – попытка к бегству». Значит, все как
раньше, просто «хитрая училка» пыталась их
обвести вокруг пальца.
Я за демократию! Всей душой. Я ненавижу насилие в
любых формах, я жажду дружеских и честных
отношений. Но что делать, если я сама не умею быть
свободной? Меня тоже всю жизнь тыкали носом в это
надо…
Напоминаем, что советы от самых разных
учителей будут опубликованы в следующем выпуске
РУ. (Прим. ред.)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|