Я ИДУ С УРОКА
Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА
Не спешите зачислять себя в плохие
учителя
Помните репризу Аркадия Райкина о
молодом специалисте? Сначала в институте ему как
первокурснику твердили: забудьте все, чему вас
учили в школе; а затем на работе ему как молодому
специалисту советовали забыть все, чему он
научился в институте. Наставники непременно
хотели начать с «чистой доски». Мы же на
социоигровых семинарах постоянно повторяем: не
спешите зачеркивать свой личный педагогический
опыт. Все наши социоигровые приемы – не
самоценность. Только будучи привитыми на ваш
личный опыт (каким бы он ни был), они станут
приносить живые плоды.
Совершенствование педагогического стиля не
может быть связано с отрицанием предшествующего
опыта. С каким-то его поворотом, обогащением,
трансформацией, корректировкой – да. Но никак не
с отрицанием. Не случайно прологом разговора,
который затевается сегодня, мы выбрали письмо
новосибирской учительницы. Сначала она решила,
что авторитарность – это воплощение всех
педагогических зол, а потом повесила этот ярлык
на свою работу: вот, дескать, какая я плохая, я
делаю все неправильно. И ее можно понять. Мы сами,
когда в свое время работали в школе, соблазнялись
подобным самобичеванием чуть не через день. Но
ведь такая позиция может быть и тормозом в
профессиональном росте!
Иное дело – запастись терпением и твердостью и
продвигаться мелкими шажками: вот здесь и вот это
мне лучше делать по-другому. Тогда, глядишь, воз
педагогических проблем с места и стронется.
Конечно, окрики и властные интонации не украшают
работу учителя. Но это не значит, что организуй
учитель на своем уроке какой-нибудь «диктант на
дружбу» – и эти постыдные интонации сами собой
исчезнут. Вовсе нет. Ведь своим старым привычкам
нужно не только найти достойную замену, но и к
этой замене попривыкнуть, внося необходимые
поправки в свои профессиональные представления.
Только тогда неприглядные приемы отойдут на
задний план.
Если учитель пытается в одночасье перечеркнуть
свои привычки и выкинуть их за борт своего
профессионального опыта, то из этого ничего
хорошего не получается. Через какое-то время
обязательно окажется, что внешняя форма старого
стиля целехонька, тогда как что-то из содержания
(где, как потом задним числом выяснится, не все
было таким уж и антигуманным), возможно, будет
потеряно бесповоротно.
Итак, не спешите зачислять себя в плохие учителя.
И не спешите обольщаться, что вот-де с
завтрашнего дня я буду хорошим. Поймите, что
хорошим учителем и вчера, и тем более сегодня вы
уже являетесь. И уверенность в этом поможет вам в
ту минуту, когда вашу душу очередной раз омрачит
стыд от осознания того, какими же порой
допотопными путями мы все еще пробираемся к
намеченным светлым целям.
С письмом новосибирской учительницы мы уже
успели обратиться к нескольким знакомым
учителям, с тем чтобы они дали по ТРИ кратких
совета, что делать автору письма в первую
очередь. Собранные советы мы поместим в
ближайшем выпуске. Сегодня же мы решили
опубликовать всего лишь запись странного на
первый взгляд рассказа Тамилы П., искренне
полагающей, что ее педагогический опыт
категорически устарел и ну никак не может быть
кому-то полезен.
Разделять ее уверенность мы не спешим. И
предлагаем всем (а в первую очередь –
учительнице из Новосибирска) поразмыслить над
рассказанными эпизодами и поделиться с
читателями своими соображениями о причудливых
сочетаниях формы и содержания в нашем нелегком и
запутанном педагогическом труде, столь похожем
на искусство.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|