Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
 

Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА

Не спешите зачислять себя в плохие учителя

Помните репризу Аркадия Райкина о молодом специалисте? Сначала в институте ему как первокурснику твердили: забудьте все, чему вас учили в школе; а затем на работе ему как молодому специалисту советовали забыть все, чему он научился в институте. Наставники непременно хотели начать с «чистой доски». Мы же на социоигровых семинарах постоянно повторяем: не спешите зачеркивать свой личный педагогический опыт. Все наши социоигровые приемы – не самоценность. Только будучи привитыми на ваш личный опыт (каким бы он ни был), они станут приносить живые плоды.
Совершенствование педагогического стиля не может быть связано с отрицанием предшествующего опыта. С каким-то его поворотом, обогащением, трансформацией, корректировкой – да. Но никак не с отрицанием. Не случайно прологом разговора, который затевается сегодня, мы выбрали письмо новосибирской учительницы. Сначала она решила, что авторитарность – это воплощение всех педагогических зол, а потом повесила этот ярлык на свою работу: вот, дескать, какая я плохая, я делаю все неправильно. И ее можно понять. Мы сами, когда в свое время работали в школе, соблазнялись подобным самобичеванием чуть не через день. Но ведь такая позиция может быть и тормозом в профессиональном росте!
Иное дело – запастись терпением и твердостью и продвигаться мелкими шажками: вот здесь и вот это мне лучше делать по-другому. Тогда, глядишь, воз педагогических проблем с места и стронется.
Конечно, окрики и властные интонации не украшают работу учителя. Но это не значит, что организуй учитель на своем уроке какой-нибудь «диктант на дружбу» – и эти постыдные интонации сами собой исчезнут. Вовсе нет. Ведь своим старым привычкам нужно не только найти достойную замену, но и к этой замене попривыкнуть, внося необходимые поправки в свои профессиональные представления. Только тогда неприглядные приемы отойдут на задний план.
Если учитель пытается в одночасье перечеркнуть свои привычки и выкинуть их за борт своего профессионального опыта, то из этого ничего хорошего не получается. Через какое-то время обязательно окажется, что внешняя форма старого стиля целехонька, тогда как что-то из содержания (где, как потом задним числом выяснится, не все было таким уж и антигуманным), возможно, будет потеряно бесповоротно.
Итак, не спешите зачислять себя в плохие учителя. И не спешите обольщаться, что вот-де с завтрашнего дня я буду хорошим. Поймите, что хорошим учителем и вчера, и тем более сегодня вы уже являетесь. И уверенность в этом поможет вам в ту минуту, когда вашу душу очередной раз омрачит стыд от осознания того, какими же порой допотопными путями мы все еще пробираемся к намеченным светлым целям.
С письмом новосибирской учительницы мы уже успели обратиться к нескольким знакомым учителям, с тем чтобы они дали по ТРИ кратких совета, что делать автору письма в первую очередь. Собранные советы мы поместим в ближайшем выпуске. Сегодня же мы решили опубликовать всего лишь запись странного на первый взгляд рассказа Тамилы П., искренне полагающей, что ее педагогический опыт категорически устарел и ну никак не может быть кому-то полезен.
Разделять ее уверенность мы не спешим. И предлагаем всем (а в первую очередь – учительнице из Новосибирска) поразмыслить над рассказанными эпизодами и поделиться с читателями своими соображениями о причудливых сочетаниях формы и содержания в нашем нелегком и запутанном педагогическом труде, столь похожем на искусство.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru