ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Дорогие коллеги!
Вот и наступило время обсуждения вопросов,
опубликованных в 72-м
номере «ПС». Мы предложили поговорить о нашей
российской школе, глядя на образовательную
систему Дании, страны, где каждый учитель имеет
возможность работать по собственной программе,
где всего три обязательных предмета, а первые
отметки дети получают только после девяти лет
учебы и потом могут исправлять их в течение всей
жизни.
Честно говоря, сначала мы немного сомневались: не
слишком ли сложную задачу ставим перед нашими
читателями? Можно ли, прочитав небольшой рассказ
о чужой жизни, чужой школе, по-новому
проанализировать свою работу? Рискнули... и
оказались правы! Ответов пришло много, причем
особый интерес вызвала проблема разделения
образовательных систем по цели (одни
ориентированы на знания, а другие – на ребенка).
Мы спрашивали, можно ли эти цели совместить. В
результате получился своеобразный заочный
«круглый стол».
Пришли письма с рассуждениями по всем вопросам:
чему реально учатся дети на уроках, помогает или
нет сложившаяся образовательная система
учителю, можно ли применить датскую систему у
нас, в России, и как к этому отнесутся дети,
учителя, родители?..
А в одной школе провели... День датской школы! Вот
это да! Мы, конечно, надеялись, что картина
образования в другой стране заинтересует
читателей, но то, что наша публикация сможет
стать началом процесса сотрудничества,
проектирования нового шага в своей школе,
оказалось большим сюрпризом.
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей
дискуссии: педагогов, ученых, детей. Итак,
Институт учительского мнения продолжает работу!
Присоединяйтесь!
Галина ГОЛУБЕВА, учитель
г. Нововоронеж
Дети сами тянутся к знаниям, а мы им
часто мешаем…
Разделение образовательных систем по
цели обучения вызвано не противоречиями между
знаниями и ребенком, а тем, что в основу
устройства современной массовой школы
изначально заложены взаимоисключающие друг
друга принципы. Здесь берут на себя задачу
обучить всех (независимо от состояния здоровья,
уровня развития, способностей и наклонностей)
всему (решать сложнейшие задачи по математике,
физике, химии, писать сочинения, делать чертежи,
сдавать нормативы по физкультуре, говорить на
иностранных языках, рисовать, петь, шить,
заполнять контурные карты, проводить опыты,
выполнять слесарные и столярные работы и еще
многое и многое другое).
А между тем совместить две названные цели
образования не так уж сложно. Просто у детей
должна быть возможность учиться тому, что им
нравится. Любимый предмет потому и любим, что
интересен.
Но самое главное – изначально все дети тянутся к
знаниям, в них нет предубеждения ни против
физики, ни против химии, ни против литературы. Но,
столкнувшись с непреодолимыми трудностями и
ощутив неподъемность груза, они впадают в
отчаяние и прекращают работу, потеряв к ней
интерес. А мы все продолжаем учить, сетуя на нравы
и время...
К сожалению, программа требует свое, нормы
выставления оценок необходимо соблюдать.
Результаты каждого конкретного урока обычно
эфемерны и не поддаются объективной оценке. Но
каждый учитель всегда знает, получилось или нет.
И конечно, получается не всегда. Можно даже
сказать, довольно редко.
Если говорить о сложившейся системе обучения, то
мне, как и многим, удалось вписаться в нее, т.е.
понять ее принципы и научиться работать по ним.
Система дает схему проведения урока,
внеклассного мероприятия, общения с детьми, их
родителями, администрацией. И это, естественно,
упрощает все: ведь по схеме работать очень легко.
Сложности возникают тогда, когда пытаешься выйти
из рамок схемы и внести некое творческое начало в
свою деятельность. Система тут всегда на страже и
в эти минуты чаще всего становится помехой.
Урок должен быть проведен в соответствии со
стандартами, журнал заполнен в соответствии с
требованиями, тетради проверены в соответствии с
нормами. Вы можете совершить с детьми невиданное
действо и сделать неслыханные открытия, но если
вы не объявили цель урока в его начале и, скомкав
опрос, пустились вместе с учениками на поиски
новых знаний, значит, урок плохой и не
соответствует методическим требованиям. Поэтому
и уходят из школы люди, не приемлющие схематизма,
а оставшиеся должны принять его, с этим нужно
смириться, иначе ничего не получится, работать в
обычной школе вы не сможете.
С детских лет Дания для меня окутана
романтической тайной. Сказки Андерсена, Гамлет и
капли датского короля сделали свое дело: я всегда
была влюблена в эту страну. А теперь оказывается,
что там еще и школа необыкновенная, просто
настоящая мечта.
Можно ли достичь этой мечты в русской реальности?
Почему бы и нет? Без системы обучения не обойтись,
но она может быть и гуманнее, и демократичнее, и
разумнее. Система может быть такой, что ученику
станет не легко (легких путей в жизни на самом
деле маловато), а посильно и реально учиться,
получая те знания, которые необходимы именно ему.
И дети, и взрослые просто и естественно приняли
бы новую модель обучения.
Сколько споров было о школьной форме, а вот
отменили ее – и ничего страшного не случилось.
Дети одеваются в то, что им нравится, выработался
некий «школьный стиль», никто не приходит в класс
одетым, как на дискотеку и на тренировку, зато
скольких маленьких драм удалось избежать!
Так и здесь. Возможность свободно жить в школьном
мире поможет многим детям обрести счастье
подлинного познания. Не ради отметки и экзамена,
не ради аттестата и престижа, а во имя самого
познания, которое на самом деле – одна из
ярчайших, плодотворных и благородных сфер
человеческого бытия.
А сторонники и противники есть у любого
новшества, поэтому, вероятно, вновь возникнут
споры и дискуссии. Но если в Дании знают, как
можно очеловечить и гуманизировать школу, то
почему мы не можем воспользоваться уникальным
опытом этой страны? Мне кажется, что «датская
традиция свободной школы» – действительно
неоценимый урок для всех нас.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|