ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Дорогие коллеги!
Вот и наступило время обсуждения вопросов,
опубликованных в 72-м
номере «ПС». Мы предложили поговорить о нашей
российской школе, глядя на образовательную
систему Дании, страны, где каждый учитель имеет
возможность работать по собственной программе,
где всего три обязательных предмета, а первые
отметки дети получают только после девяти лет
учебы и потом могут исправлять их в течение всей
жизни.
Честно говоря, сначала мы немного сомневались: не
слишком ли сложную задачу ставим перед нашими
читателями? Можно ли, прочитав небольшой рассказ
о чужой жизни, чужой школе, по-новому
проанализировать свою работу? Рискнули... и
оказались правы! Ответов пришло много, причем
особый интерес вызвала проблема разделения
образовательных систем по цели (одни
ориентированы на знания, а другие – на ребенка).
Мы спрашивали, можно ли эти цели совместить. В
результате получился своеобразный заочный
«круглый стол».
Пришли письма с рассуждениями по всем вопросам:
чему реально учатся дети на уроках, помогает или
нет сложившаяся образовательная система
учителю, можно ли применить датскую систему у
нас, в России, и как к этому отнесутся дети,
учителя, родители?..
А в одной школе провели... День датской школы! Вот
это да! Мы, конечно, надеялись, что картина
образования в другой стране заинтересует
читателей, но то, что наша публикация сможет
стать началом процесса сотрудничества,
проектирования нового шага в своей школе,
оказалось большим сюрпризом.
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей
дискуссии: педагогов, ученых, детей. Итак,
Институт учительского мнения продолжает работу!
Присоединяйтесь!
Валентина ОСАДЧАЯ, учитель
Алтайский край
Я бросаю лозунг: долой классы
коррекции!
Разделение образовательных систем
существует только потому, что очень медленно
меняется традиционная школа, где знания и борьба
за них любой ценой являются главной целью.
Знаний – море! А корабль выбирает собственный
маршрут и плывет к своей цели. Так и человек. Сам
ребенок выбирает цель, а учитель должен помочь
двигаться к цели, обеспечив комфорт,
безопасность школьной жизни, научив трудиться,
верить, любить и т.д.
Знания, естественно, нужны, но столько, сколько
хочет и может взять ребенок. Учитель, увлеки
ребенка – и ты увидишь, что он может тебя,
мудрого, опытного, образованного, еще чему-нибудь
и подучить. Да, да, я всю свою жизнь учусь у детей.
Они ближе к природе, мудрее нас, не зашорены. Я –
им, они – мне. Так и сотрудничаем. Я – за школу для
ребенка, где высшая ценность – человеческая
жизнь.
Восхитительно, что в датских школах учат
главному – жить среди людей, общаться,
договариваться. Я тоже делаю это. Урок для меня
каждый раз – это импровизация, экспромт. Его
ведут всегда дети, конечно, вместе со мной.
Сложившаяся система обучения в традиционной
школе подобна молоху: она не выносит тех, кто не
является его винтиком, кто не борется за знания,
кто служит детям. Ее девиз «Не сметь!».
Элементы датской модели я пробовала в своей
практике 13 лет назад:
обучение в общении;
обучение без оценок;
ориентир на заказ семьи;
каждый день дарить радость каждому ребенку;
свободное перемещение во время уроков, свободное
общение;
взаимопомощь, взаимоуважение, сотрудничество;
нет обязательных домашних заданий;
в классе игровой инвентарь, спортивное
оборудование, стол для чаепития с самоваром,
обязательная библиотечка, многое другое.
Датскую систему, конечно, можно применить только
отчасти, так как наши школы привыкли к ритму
звонков, к единообразию. К ней не готовы учителя,
они, как и чиновники, ее не захотят. Директора
школ не будут знать, как руководить и какова
будет их функция.
Родители, я думаю, тоже побоятся новизны: они не
верят в хорошую школу для всех детей, в
индивидуальные программы, которые может иметь
каждый ребенок с учетом своего здоровья,
способностей, особенностей характера и личности.
И еще родители боятся, что свобода поведет
ребенка по неправильному пути. А я за датскую
модель! И никаких оценок, никакого
второгодничества, никакого контроля. Я бросаю
лозунг «Долой классы коррекции!». Это унижает и
ребенка, и его семью. Кому понравится мысль, что
школа изгоняет своих детей вон, что учителя
унижают детей, что родителей бесконечно дергают
с работы в школу, дневники пестрят записями и
двойками. Что можно сказать учителю начальных
классов, ставящему ребенку из детского дома
оценку «2»?!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|