ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Дорогие коллеги!
Вот и наступило время обсуждения вопросов,
опубликованных в 72-м
номере «ПС». Мы предложили поговорить о нашей
российской школе, глядя на образовательную
систему Дании, страны, где каждый учитель имеет
возможность работать по собственной программе,
где всего три обязательных предмета, а первые
отметки дети получают только после девяти лет
учебы и потом могут исправлять их в течение всей
жизни.
Честно говоря, сначала мы немного сомневались: не
слишком ли сложную задачу ставим перед нашими
читателями? Можно ли, прочитав небольшой рассказ
о чужой жизни, чужой школе, по-новому
проанализировать свою работу? Рискнули... и
оказались правы! Ответов пришло много, причем
особый интерес вызвала проблема разделения
образовательных систем по цели (одни
ориентированы на знания, а другие – на ребенка).
Мы спрашивали, можно ли эти цели совместить. В
результате получился своеобразный заочный
«круглый стол».
Пришли письма с рассуждениями по всем вопросам:
чему реально учатся дети на уроках, помогает или
нет сложившаяся образовательная система
учителю, можно ли применить датскую систему у
нас, в России, и как к этому отнесутся дети,
учителя, родители?..
А в одной школе провели... День датской школы! Вот
это да! Мы, конечно, надеялись, что картина
образования в другой стране заинтересует
читателей, но то, что наша публикация сможет
стать началом процесса сотрудничества,
проектирования нового шага в своей школе,
оказалось большим сюрпризом.
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей
дискуссии: педагогов, ученых, детей. Итак,
Институт учительского мнения продолжает работу!
Присоединяйтесь!
Валентина ГУСЕВА,
учитель
Ярославская область
Кто поможет растерявшейся девочке?
Так хочется ответить, что, мол, ничего
невозможного нет. Но когда вижу, какой долгий и
непростой путь преодолевают дети, достигая
заветной цели – получения документа об
образовании, меня бросает в жар, потому что в этом
году в поход за знаниями отправилась моя внучка.
Совсем недавно, вернувшись из школы, она заявила:
«Если столько будут задавать на дом, я в школу
ходить не буду». Но ведь это еще первый класс, где
важнее всего – не отвратить ребенка от школы.
Внучке еще только-только семь лет, а ее уже
подвели к колодцу знаний и заставляют: «Пей!» Но
она еще не умеет даже зачерпнуть, ее пугает
глубина и неизвестность, а самое главное – не
хочет (упрямство или лень тому виной – другой
разговор). «Не хочешь – заставим!» – главное
правило сегодняшней школы. Не заставить, нет.
Сама захочет – все одолеет. Поэтому-то мне и
кажется, что целью обучения должен стать сам
ребенок, чтобы он тянулся к знаниям, на цыпочки
вставал, а тянулся. В этом смысле, сколь вырастет
(разовьется), столь высоко и дотянется. Главное,
чтобы у него была уверенность, что дотянется
обязательно. А это уже от нас, от взрослых,
зависит. Учителя между собой очень много говорят
об этом, волнуются, переживают, у нас в коллективе
есть даже песня:
И простить ребячью
невозможность – это можно!
Гении родятся раз в столетье...
Наше же государство не пытается
услышать учителя, а уж тем более простить ребенку
его невозможность постичь столько наук и на
таком уровне. Государству почему-то кажется, что
экзамен по литературе приходят сдавать одни
Пушкины, а по химии – непременно Менделеевы.
Потому у нас ничего и не получается, а результаты
год от года становятся хуже и хуже, ведь ни для
кого не секрет, что уже стонут и преподаватели
высших учебных заведений – некого стало учить,
приходят студенты с очень слабой базой.
«Как же экзамены?» – вздрагивала я раньше. Теперь
знаю как – как в Дании. Ведь в общем-то на выходе
из школы у нас складывается почти такая же
ситуация – если ребенок пришел на экзамен, уж он
его сдаст. Учитель никогда не оставит в беде
своего питомца, с которым съеден не один пуд соли.
Наверное, потому государство и отнимает у
учителя последнюю возможность помочь своим
детям на экзамене, вводя ЕГЭ. А мне вспоминается
рассказ Е.Н.Ильина о том, как он диктовал своей
растерявшейся девочке начало сочинения, самым
естественным образом протягивая ей руку помощи.
Кто ей поможет теперь?
Огромное спасибо за интересные вопросы. Я носила
эту статью в школу. Мнения коллег самые разные, но
зато как радовались дети, когда я рассказала о
том, что существует такая страна и такая система
образования.
Я мечтаю, чтобы дети на моих уроках научились
ловить судьбу за хвост, то есть жить долго и
счастливо. Чтобы научились верить и любить,
прощать и прощаться, когда этого не хочется до
невозможности, чтобы научились думать о других,
заботиться о слабых, а ухватив удачу, помнить о
тех, кому этого сделать не удалось.
А еще я хочу, чтобы мои дети захотели испить чашу
знаний, чтоб она им не была противна в детстве,
была необходима в юности и нужна была до конца
дней.
И какие бы критерии школьного образования ни
определял для меня стандарт, я вряд ли уже
изменюсь. Понимаю, что кто-то возразит: мол, слова,
слова, слова, будешь исполнять стандарт как
миленькая, и ни на какие порывы времени на уроке
просто не останется.
Не знаю, но мне кажется, что тогда я просто
попрошу у ребят прощения и уйду.
Сложившаяся система обучения мешает мне, конечно
же мешает. Ощущение такое, что я эти тридцать три
года шагаю под проливным дождем и только
придуманные мной на все случаи жизни зонтики
спасают от непогоды.
Во-первых, мешает штурмовщина.
Во-вторых, ежедневная, ежеурочная готовность к
проверке (помните, Высоцкий, кажется, пел о том,
что «у века нервы сожжены под крик «Проверка!»). Я
начинала свой путь в педагогике под руководством
директора, которая любила осуществлять
тотальный контроль. Она могла в один день
посетить все шесть уроков с единственной целью:
чтобы уличить нас в неготовности. Помню, перед
уроками мы, молодежь, стояли за камином и с
замиранием сердца гадали: к кому сегодня?
Учителю надо доверять – это главное, что должно
наконец-то вызреть в современной школе.
Мне мешает оценка, без нее школьная жизнь стала
бы намного счастливее, а результат бы не
изменился.
Мне мешает моя собственная социальная
незащищенность. Кроме того, жизнь с ощущением
того, что над тобой то и дело сгущаются тучи, тоже
не прибавляет оптимизма и очень мешает в работе.
Возьмем для примера стандарты. Разговоры о них
продолжаются десять лет, и все эти десять лет
учитель живет в ожидании не хорошего, а плохого.
Теперь вот на наши головы свалилась модернизация
(для нас это звучит проще – закрытие маленьких
школ). Сейчас все с радостью ждут норматива
финансирования, но для маленьких школ и это беда,
денег не хватит даже на зарплату – и что будет?
И наконец, о правилах поведения и о взаимном
уважении. С этим, мне кажется, у нас будет всего
сложнее. Слишком много вокруг зла, дети видят, как
сами взрослые нарушают самые главные правила –
законы, которые как будто и пишутся специально
для того, чтобы люди их нарушали (я опять о
стандарте, неужели будет принят еще один
заведомо невыполнимый закон?).
Недавно одна девочка рассказала мне:
– Выпал первый снег. Мы все выбежали на улицу и не
слышали звонка. Учительница визжала-визжала, а мы
только смеялись.
И до тех пор, пока учителя будут визжать, дети
будут над ними смеяться, тут уж нас и датская
система не спасет.
Если бы некоторые учителя и родители поворчали
бы для порядка, ибо у нас в стране так уж заведено
– если грядут какие-то перемены, значит, будем
жить хуже.
Дети, более отзывчивые на перемены, прыгали бы по
партам и кричали: «Ура!»
Я бы наконец-то почувствовала себя счастливой и
огорчилась бы лишь от одной мысли – слишком мало
мне осталось работать. Молодость, где ты? Ау!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|