ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Дорогие коллеги!
Вот и наступило время обсуждения вопросов,
опубликованных в 72-м
номере «ПС». Мы предложили поговорить о нашей
российской школе, глядя на образовательную
систему Дании, страны, где каждый учитель имеет
возможность работать по собственной программе,
где всего три обязательных предмета, а первые
отметки дети получают только после девяти лет
учебы и потом могут исправлять их в течение всей
жизни.
Честно говоря, сначала мы немного сомневались: не
слишком ли сложную задачу ставим перед нашими
читателями? Можно ли, прочитав небольшой рассказ
о чужой жизни, чужой школе, по-новому
проанализировать свою работу? Рискнули... и
оказались правы! Ответов пришло много, причем
особый интерес вызвала проблема разделения
образовательных систем по цели (одни
ориентированы на знания, а другие – на ребенка).
Мы спрашивали, можно ли эти цели совместить. В
результате получился своеобразный заочный
«круглый стол».
Пришли письма с рассуждениями по всем вопросам:
чему реально учатся дети на уроках, помогает или
нет сложившаяся образовательная система
учителю, можно ли применить датскую систему у
нас, в России, и как к этому отнесутся дети,
учителя, родители?..
А в одной школе провели... День датской школы! Вот
это да! Мы, конечно, надеялись, что картина
образования в другой стране заинтересует
читателей, но то, что наша публикация сможет
стать началом процесса сотрудничества,
проектирования нового шага в своей школе,
оказалось большим сюрпризом.
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей
дискуссии: педагогов, ученых, детей. Итак,
Институт учительского мнения продолжает работу!
Присоединяйтесь!
Ирина КОРСУНОВА,
заместитель директора негосударственного
образовательного учреждения «Школа в
адаптационной системе обучения»
пос. Свердловский Московской области
Как мы доигрались до главных
вопросов
Два часа датской школы в подмосковном
поселке Свердловский
Говорят, к встрече с иным, непривычным,
непохожим надо быть готовым. Иначе оно пройдет
мимо, не оставив следа, и не сделает тебя богаче.
Другое дело, когда в этом ином ты находишь
собеседника и партнера: понимая и познавая его,
познаешь себя и прилагаешь усилия стать лучше.
Рассказ об «экзотичных» датских школах мы читали
все вместе, размышляя о собственных проблемах, и
вот что из этого получилось…
Наша проблема, или Кого забыли спросить
Мы уже несколько лет опробуем разные
модели организации образовательного
пространства, ищем формы, способы, приемы,
которые позволят каждому ребенку достичь
максимально возможных результатов в развитии и
усвоении знаний. Открыли три образовательных
пространства: «теорию», «тренинги» и «практику»
(названия довольно условные). На теории дети
получали от учителя новую информацию и пытались
ее понять, во время тренингов отрабатывали
учебные умения и навыки, а на практике решали
реальные жизненные задачи, с которыми связан
изученный материал.
Нельзя сказать, что идея сработала полностью. Мы
увидели, что почти невозможно однозначно
соотнести практические жизненные задачи с
разделами школьных программ.
Благодаря тренингам стали особенно заметны
черты учебного стиля у разных детей, например
быстрый или медленный темп, необходимость
выполнять однотипные упражнения, интерес к
решению задач повышенной трудности. Остро встал
вопрос оценивания успешности каждого ребенка.
Учителя предложили ученикам постарше лист
«Отметка в твоих руках». Это матрица, где указаны
виды работ, за которые можно получить баллы,
изучая конкретную тему. Например: «конспект
параграфа», «знание определений наизусть»,
«выполнение лабораторной работы», «подготовка
реферата». Собрав нужное количество отметок,
ученик получает зачет автоматом. Мы
предполагали, что такая система даст детям
возможность планировать свое учение, решать,
когда работать самостоятельно, а когда
обратиться к учителю. Но оказалось, что не все
готовы к этому, не всем это нравится. Может быть,
начали думать мы, стоит вместе с детьми
обсуждать, как именно они хотят учиться? Только
вот у наших учеников нет опыта подобных
обсуждений.
Деловая игра
Прочитав в ИУМе рассказ о школах Дании,
мы придумали и организовали деловую игру. Ее цель
– через сравнение помочь осознать нормы, которые
могут быть установлены в школе, увидеть
возможность принимать разные нормы в
зависимости от задач, которые нам важны, меры
ответственности, которую мы готовы на себя взять.
Ядро игры – датская модель обучения. В ней мы
выделили несколько параметров: внешние атрибуты
(например, отсутствие формальных уроков и
звонков), небольшое число обязательных
предметов, отсутствие отметок в ходе учебной
работы и итоговый тест с обязательной и выборной
частями, «круглые столы» как форма общения ребят
и учителей. По этим параметрам мы построили план
игры: ее открытие за «круглым столом», учебное
время с обязательным предметом (русский язык
проводился по расписанию для каждого класса) и
несколькими предметами по выбору (четыре
площадки в одно и то же время: английский,
естествознание, история, читальный зал). В
заключение были проведены итоговое
тестирование, «круглый стол» – обсуждение
результатов. В игре участвовали ученики с пятого
по восьмой класс (в школе одна параллель) и шесть
педагогов, включая координатора.
Вначале ребятам предложили поразмышлять над
вопросом, для чего нужны школы, зачем их
придумали. «Учить и учиться», – сразу был ответ. А
чему учиться? Наукам. Готовиться к поступлению в
институты, к получению профессии. В этот момент
только двое упомянули, что нужно учиться общению,
что школьные кружки тоже учат чему-то важному.
Ясно: раз на первом месте стоят знания основ наук,
то учителя стараются дать ребятам побольше
информации, а от учеников ждут, что они как можно
лучше ее усвоят. Для этого и существуют уроки,
отметки и контрольные работы. Но, рассказываем
мы, возможна другая школа, как в Дании. Здесь нет
множества звонков, нет дежурных, отметок и
контрольных. Можно подсматривать в работу соседа
и подсказывать ему, учителя и дети сами
договариваются о времени занятий, а количество
обязательных предметов минимальное. Науки стоят
как бы на втором месте, а в образовании человека
главным оказывается нечто иное. Что именно?
Может, нам удастся определить точнее, если мы
попробуем сами поучиться, как в датской школе?
Их предупредили, что учебное время начнется по
звонку после обеденного перерыва, и больше
звонков не будет.
Занятия
Учителя сами решали, как и чему будут
учить ребят разного возраста, которые могут
прийти в кабинет в любой момент и на любое время
– на пять минут или на час. Основных ходов было
два: либо взять для изучения материал, никак не
связанный с основной программой (например,
английские пословицы и поговорки), либо
продолжать движение по программе, используя
обычные учебники. Педагоги запланировали опыты,
игры, самостоятельную работу с учебной
литературой.
На русском языке, по правилам игры, побывали все
классы, причем никто не пропустил и не перепутал
свою очередь. Как ребята с этим справились, для
нас так и осталось загадкой: ведь им приходилось
собираться из разных мест.
Другие учебные пространства посещались
по-разному. Где-то ребята появились только через
полчаса после начала учебного времени. Где-то с
первых минут набирался чуть ли не целый класс.
Совершенно нормальная ситуация!
Самым востребованным из необязательных мест
оказался читальный зал. Изначально он
задумывался как уголок для ребят, которые не
захотят заниматься в классе. Пусть посидят в
библиотеке, думали организаторы. Но библиотекарь
Людмила Юрьевна поставила иную задачу: показать
ребятам, что читальный зал – особое место со
своими правилами поведения: чтение и тишина.
Тестирование
Задумка была простая: каждый учитель
готовит по материалу данного учебного дня 10–15
маленьких тестовых заданий, а потом из них
собирается один общий тест. За полчаса дети
отвечают на любые вопросы. После проверки
получают тесты с выставленными напротив
правильных ответов плюсами.
Каждый ученик увидел, о чем он смог узнать за два
с половиной часа (столько длилось наше «учебное
время»). Оказалось, побывав на каком-то занятии
(независимо от времени работы на нем), дети в
среднем усвоили половину информации.
«Круглый стол»: ученики
Первыми на «круглом столе»
высказывались ребята, начиная с пятиклассников.
Они делились впечатлениями, говорили, чему, по их
мнению, учит датская школа, чего им не хватило
сегодня, чтобы быть успешными в обучении.
«Датская школа готовит к выбору профессии, к
самостоятельной жизни. Раз нет обязательного
учебного расписания, человек думает о своей
дальнейшей судьбе и выбирает, какие ему нужны
уроки. Хочет стать швеей – идет заниматься
рукоделием». Пятый класс.
«Сегодня мы почти ничему не научились толком. Нам
не хватало звонков и перемен. Не хватало отдыха,
дисциплины. Было не очень интересно». Маша,
шестой класс.
«Понравилось, потому что можно было посетить
разные предметы и никто не заставлял сидеть
именно на этом уроке. Был выбор. Но нам не хватает
дисциплины и желания учиться, чтобы получились
занятия в свободной обстановке». Лера и Илья,
седьмой класс.
«Мне затея не понравилась. Я считаю, при такой
организации кто-то должен контролировать
посещаемость уроков. Может, надо специальных
людей нанимать». Сергей, восьмой класс.
«Круглый стол»: учителя
Игорь Николаевич, учитель русского
языка:
– В качестве эксперимента я решил предоставить
ученикам свободу. Ярослав сидит слушает плеер, не
обращаю внимания. Кто-то плюется из трубочки –
тоже. Наверное, в датской школе так учитель себя и
ведет?! И наверное, поэтому Степан теперь
заявляет, что у нас с дисциплиной плоховато (смех
в зале). Ну не привыкли люди работать без окрика,
без повышенных тонов. Зато потом пришел другой
класс. Все нормально, никаких замечаний им не
требуется. Они, возможно, готовы для такой школы
– с самосознанием и самоконтролем все в порядке.
Татьяна Николаевна, учитель биологии и химии:
– Я с интересом отнеслась к игре, готовилась к
ней четыре дня. Не скажу, что сделала все, что было
в мыслях, но мне интересен результат. К чему
привела моя подготовка? Смотрю, из пятого класса
могли прийти семь детей, а были только четверо.
Сознания, что надо самим учиться, добывать
знания, нет. Вот она, отметка, в ваших руках. А вы
ее, как голубя, выпустили. И убедились в этом,
только когда взяли в руки тест. А вы как думали?
Без работы ничего не бывает. Надо уметь из текста
добывать интересное.
Алена Викторовна, учитель истории:
– Я была удивлена, как ребята 5–6 классов
стремятся добывать знания: они не только
прочитали текст, но и заполнили таблицу.
Пожелание всем: пытаться самостоятельно
работать с информацией, не ждать, когда вам ее
положат в рот. Вы можете сами!
Татьяна Анатольевна, учитель английского языка:
– Обычный урок состоит из нескольких этапов.
Когда ребенок приходит к его началу и
присутствует до конца, он проходит все и понимает
свою задачу в каждую минуту. А на таких занятиях,
как сегодня, ребенок не до конца понимает, чем мы
сейчас занимаемся и что от него требуется. Может
быть, поэтому некоторым не было интересно. Еще вы,
ребята, не понимаете, сколько времени и какому
предмету хотите уделить, что хотите сделать за
время, которое у вас есть, что узнать.
Людмила Юрьевна, библиотекарь:
– Читальный зал в сегодняшней игре возник
стихийно, но оказался очень важен. Он у нас
получился в какие-то моменты: стояла тишина,
прерываемая только шелестом книг. Это прекрасно.
К сожалению, многие приходили и говорили: «Дайте
мне какую-нибудь книгу». А что же вы сами хотите
прочитать?
Учителя учили детей, дети – учителей.
Координатор игры: «Была такая ситуация.
Некоторые дети просили разрешения во время игры
делать домашнюю работу. Я им отказала:
попробуйте, мол, посетить занятия, библиотеку.
Возможно, допустила ошибку: на занятия эти ребята
все равно практически не ходили, резвились в
пустом кабинете. А если бы мы договорились, что
выполнение домашних заданий тоже учебная работа,
то они могли бы провести время с большей пользой.
Фактически дети, не приняв наших условий, сами
предложили вариант собственного поведения, но я
этого не заметила».
Обед без классного руководителя
В самом начале игры мы зафиксировали на
стендах свое понимание датской школы в виде
отдельных табличек: «Нет звонков», «Можно
подсказывать соседу». И была фраза, которую
почему-то никто из детей не озвучил, – «Сами
везде приходят вовремя». Но ведь это тоже ключ к
пониманию феномена образования, описанного
Ольгой Леонтьевой.
В конце дня обсуждали это.
Нам пока трудно говорить о себе, о том, чего
каждому не хватает, чтобы в ситуации свободы,
самоорганизации найти себя и получить результат
– продуктивно прожить кусок своей жизни. Но вот
показательная ситуация. В три часа дня к
координатору подошли два человека и говорят: «Мы
не обедали». Что произошло? Им классный
руководитель не сказал: дети, на обед – и они
остались голодными. В половине четвертого
подходит еще один человек и возмущается: «Почему
меня обливают водой из лейки?!» Но ведь в это же
самое время можно было заниматься любимым
предметом, читать, помогать оформлять зал. А
человек оказался именно в том месте, где его
начали поливать водой. Сам оказался!
Думка на завтра
В игре был еще такой эпизод: перед
началом учебного времени мы предложили каждому
классу попробовать догадаться, чему же учит
датская школа, записать свое мнение и запечатать
в конверт. Конверты были открыты на общем
«круглом столе».
«В школу они ходят для того, чтобы поступить в
университет». Пятый класс.
«Мы считаем, в датской школе учат и
подготавливают к личной жизни, переходу во
взрослую жизнь, учат дисциплине, хорошим
манерам». Восьмой класс.
«Мы считаем, в датских школах пытаются научить
детей общению. И никто не заставляет детей
учиться. Они сами выбирают себе занятия. Если нет
дежурных, значит, дети сами хорошо организованы и
понимают, что в школе нельзя бегать и веселиться.
Нам кажется, дети сами должны хотеть чему-то
научиться. В общем, ребенок сам должен выбрать
свой путь». Седьмой класс.
«Нам кажется, в датской школе на первом месте
ничего интересного нет. Наши школы намного лучше!
Хотя бы есть звонки; уроки стоят по порядку. Мы бы
хотели учиться в наших школах». Шестой класс.
Похоже, восьмой и седьмой классы оказались ближе
всех к разгадке. Но на деле оказалось не так легко
самостоятельно «выбрать свой путь» и понять, что
общение не ничегонеделание. Эрудированность,
умелость, самостоятельность – именно это ценят в
Дании. А что ценим мы?
Игра была слишком короткой, чтобы однозначно
понять, что привлекло или оттолкнуло ее
участников, что они в ней увидели: свободу или
неразбериху, самостоятельную работу или,
наоборот, ненормированную помощь учителя. Почти
половина детей решили, что самому читать учебную
книгу интересно, а кому-то это не понравилось.
Некоторые предлагают устроить «датскую школу»
на целую неделю и спорят только о том, нужны ли
будут итоговые отметки. А другие категорически
против самой идеи.
Но главное, наверное, все же в том, что в
результате игры наши учителя и ребята впервые
вместе начали обсуждать уклад и цели школы, свое
место в ней, свои интересы и требования. И мы
надеемся продолжить этот разговор.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|