Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

За журнальным столом

ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ.
№ 3, 2002


Система образования – это феномен культуротворчества, живое бытие культуры в ее целостности. М.К.Мамардашвили говорил, что «культура не есть простая совокупность высоких ценностей и идеалов хотя бы потому, что никакая «высокая» культура не дает никаких гарантий против хаотизации, архаизации и примитивизации общественной жизни. Культурный хаос – это не то, что остается сзади, он как бы обволакивает каждую историческую точку на пути следования человечества и человека. Отсюда на каждом этапе развития общества и индивида необходимо глубокое личностное утверждение и усилие, которое оказывается предусловием любой человеческой мысли или деяния. Проблема состоит не в том, чтобы распорядиться высочайшими свершениями человеческого духа, а в понимании того, что хаос окружает каждую точку культурного существования. И дополнительным, все время восполняющим условием культуры является свершение...».Современная система образования вошла в прямое противоречие с существующей культуротворческой стихией как в обыденной, так и в экономической, политической и других сферах жизни. В существующей образовательной схеме господствует знание в его абстрактной чистой форме, отождествляемой с классическими концепциями истины.
Но в середине XX века произошли события, которые изменили отношение человека к человеку, к самому себе и к природному миру. Наиболее выдающиеся открытия XX века – компьютер, ядерное оружие, выход в космос, генетика – привели к необратимым последствиям, обусловили кризис системы образования во всем мире, расширили пропасть взаимопонимания между поколениями. Дети на наших глазах становятся чужими, иными, и привычные объяснения по поводу всегда существовавшего конфликта между поколениями, отрицательного влияния СМИ и т.п. лишь камуфлируют существующее положение дел.
Реалии таковы, что мы стоим перед лицом будущего, которое настолько неизвестно и неуправляемо, что «подготовиться» к нему, осуществить необходимые изменения в рамках устойчивой, контролируемой старшим поколением культуры невозможно.
У молодых людей современного мира, объединенных всемирной электронной коммуникативной сетью, возникла беспрецедентная общность опыта, которой никогда не было и не будет у старших.
И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта.
Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ.
Именно поэтому традиционная образовательная парадигма, основанная на знании как истине, не соответствует современной жизни. Требование гуманитаризации образования (его личностных и социокультурных аспектов), приобщение детей к высокому знанию, которое связывается с глубинной сущностью человека, являются абсолютным требованием современности.
(«Смена образовательной парадигмы: образование как феномен культуротворчества». Б.Ю.Щербаков)

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
№ 4, 2002


Деятельность преподавателя информационных технологий с психологической точки зрения характеризуется высоким уровнем психической напряженности и стрессогенности, превышающих средний для преподавателя уровень по следующим причинам: к стрессогенным факторам, традиционным в работе любого учителя, у преподавателя информационных технологий добавляется еще операторский компонент, связанный с управлением сложной системой «человек – компьютер».
Поэтому преподавателю информационных технологий необходимо овладеть специальными психологическими методами, т.е. уметь эффективно воздействовать на именно свои профессионально важные качества (ПВК).
К таким специальным методам относятся:
– выработка личного стиля проведения занятий;
– диагностика индивидуальных ПВК;
– обучение по специальным программам и методикам развития ПВК;
– индивидуальная адаптация программ обучения (отбор материала, варьирование его порядка и дозирования, глубины и скорости усвоения);
– освоение обучающих программ, развивающих ПВК.
(«Психологические средства профессиональной деятельности преподавателя информационных технологий». С.Л.Леньков)

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК.
№ 3, 2002


Родители и педагоги должны знать, что существует такое явление, как возрастная одаренность, и что при всех ранних достижениях растущего человека поначалу можно говорить только об этом.
Окажутся ли необычные успехи в развитии действительными предвестниками одаренности – обнаруживается не сразу.
Незаурядность интеллекта может обнаружиться в разные возрастные периоды. Заблуждением было бы думать, что у ребенка с обычным умственным уровнем не смогут в дальнейшем проявиться большие, а то и выдающиеся способности. То, что свойства одаренности иногда выступают на более поздних возрастных этапах, может быть и генетически обусловлено. Нередко они оказываются как бы разбуженными – при удачном индивидуальном подходе к ребенку. Особая проблема – возрастные, проходящие со временем слабости и недостатки, которые на какой-то ступени развития могут мешать проявлению способностей.
Поэтому выражения «одаренный ребенок», «одаренные дети» весьма условны: они фактически обозначают умственные преимущества на данном возрастном этапе, когда индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного, на время возникающего.
Важно, чтобы ребенка с ранними творческими проявлениями не задерживали в его развитии, не лишали условий для полноты и своевременности приложения своих сил. Также важно сквозь возрастные достоинства интеллекта выявить, в той мере, в какой это вообще возможно, уже собственно его индивидуальные черты в их развитии.
(«Детская одаренность». Н.С.Лейтес)

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ: замыслы, достижения, возможности.
Красноярск, 2002


В России сформировалась информационная среда, вмещающая в себя экстрасенсорику, парапсихологию, технику медитации, медицинской астрологии и т.п. Возник рынок религиозных и этических воззрений, который привел к массовому распространению суггестивно-манипулятивных способов воздействия. СМИ, реклама используют хорошо известные приемы воздействия на эмоционально-образную сферу сознания. В обществе с высокой внушаемостью начинает преобладать подражательный стиль поведения, при котором учитываются внешние его атрибуты, а не внутреннее содержание. Все это ставит с особой остротой проблему целостности психики человека.
Перечисленные проблемы не могут быть решены в рамках фундаменталистской ориентации, основанной на отрицании новых социально-культурных условий существования молодежи, на игнорировании возможностей, открываемых новыми образовательными технологиями. В связи со сказанным представляют значительный интерес концепции диалогичности как пути развития современного человека. К сегодняшнему дню существуют разнообразные практические методы обучения и психотерапии, воплощающие идеи диалогичности. Среди наиболее известных можно указать на методы управляемого воображения, игровые методы психодрамы, аутотренинга, арт-терапии.
Важность формирования навыков «наведения мостов» между многочисленными противоположными полюсами мозга (наиболее известна поляризация правого и левого полушарий) очевидна. Ярким примером диалога может послужить понимание метафорического мышления как «встречного движения», в ходе которого эмоциональный образ находит для своего выражения слово и смысл, а найденный смысл в свою очередь формирует и уточняет образ. Есть специальный «тест Р.Ассаджиоли» – «космический тест», суть которого в том, что он ставит человека перед лицом необъятной и бесконечной Вселенной. Использовать его надо очень осторожно, так как чаще всего наблюдаются две прямо противоположные реакции: может возникнуть чувство тревоги, отчаяния, переживание драмы осознания беспомощности человека перед необъятностью космической реальности и – возвышенное чувство расширения рамок сознания, благоговения, иногда даже преклонения перед космической реальностью, радость причастности к ней, преодоления узких границ личной самости, приобщения к жизни Вселенной.
Современное образование не должно игнорировать рост интереса к практикам «духовных путешествий», осуществляемых с помощью методик управляемого воображения, к искусству толкования событий и знаков, с помощью которых внутренний мир пытается «достучаться» до каждого из нас, к «встрече» с важными экзистенциальными проблемами. Необходимо использовать растущую силу современных образовательных технологий, их потенциальную способность к значительной трансформации человеческой ментальности.(«Инновационные технологии обучения. Необходимость анализа в социальном контексте». П.А.Стариков, В.Г.Немировский)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник научных статей.
Вып. 2. Ульяновск, 2002


Перед педагогами встает существенный вопрос: что оказывает решающее или наибольшее влияние на становление личности ученика – содержание знания, которое он получает в процессе обучения, или то, как этот процесс осуществляется, как он организован. Одни думают, что никакие знания лишними не бывают и чем больше ученик знает, тем успешнее он развивается в личностном плане; другие придерживаются мнения, что не важно, чему учить (объем и содержание знаний существенной роли не играют), а важен сам процесс познания.
Обучение – это процесс усвоения различных видов человеческого опыта (научного, этического, эстетического и т.д.), усвоение опыта подчиняется общим закономерностям, среди которых основная: любой вид социального опыта усваивается через деятельность ученика.
Американские психологи Д.Грубмэн, Дж.Форвард и К.Петерсон установили, что показатели личностного развития (отношение к учению, к учителю, успешность в обучении, самооценка и т.д.) не зависят от типа учебного заведения – они практически одинаковы и в «открытой школе», где обучение ведется на индивидуальной основе, и в малых группах, и в массовой школе.
Учебная деятельность, даже построенная на гуманистических началах и на принципах индивидуального подхода к ребенку без изменения ее содержания и методов работы с учебным материалом, не оказывает существенного влияния на развитие его личности и системы межличностных отношений. В то же время, может быть, и безупречная содержательная сторона образования – знания о природе и сущности человека – без индивидуального подхода к ребенку оказывается малоэффективной для развития его личности.
Таким образом, процессуальные и содержательные стороны образования одинаково важны в развитии личности ученика, а приоритет та или другая из них приобретают в зависимости от того, на какие сферы личности мы хотим оказать наибольшее влияние.
(«Содержательные и процессуальные аспекты образования как фактор влияния на развитие личности учащегося». Т.Б.Табарданова)

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ.
Сборник статей.
Санкт-Петербург, 2002


Для прогрессивно настроенных педагогов, психологов, ученых-гуманистов школа как социальный институт всегда была объектом серьезной критики. Есть и оценки противоположного характера, часто очень интересные. Что же определяет характер отношения к школе?
На первый взгляд может показаться, что определяющим «мир мнений» ее воспитанников должно быть качество получаемых знаний. В пользу подобного заключения говорит множество фактов. Но тем не менее характер переживаний, эмоциональная расположенность, желание говорить о школьном прошлом обусловлены прежде всего опытом взаимоотношений молодых людей с учителями: «Если я когда-нибудь приду в школу, то это будет визит к отдельному учителю...».
Есть много негативных факторов, влияющих на характер и качество работы учителя. Это и низкий престиж, и постоянный жесткий внешний контроль, и подчиненность часто формальным ритуалам школьной жизни, и т.п. Но вопреки всему этому учитель все-таки может работать творчески. Стимулом, обеспечивающим выход за пределы скорбного статуса, являются общность близких по творческим исканиям коллег, совместные с ними инновационные акции, глубокий взаимный интерес учеников и учителя. Атмосферу, во многом нейтрализующую негативный фон, создает характер отношений с учениками и коллегами – диалогические ситуации,  в которых возникают определенная общность, сопереживание, пространство общих ценностей, и при этом каждый сохраняет свою индивидуальность.
Совместные поиски решения проблем, учебно-исследовательская деятельность, обсуждение жизненных и профессиональных планов, социальное самоуправление – все помогает преодолеть жестко социализирующие функции школы и создать целостное образовательное пространство.
(«Учитель – творец гуманной школы». С.Г.Вершловский)

ТРИБУНА УЧИТЕЛЯ.
Опыт Белгородчины по развивающему обучению. Москва – Белгород, 2002


Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) может быть успешно применена в начальной школе. ТРИЗ дает уникальные возможности создавать «новое» и улучшать «старое», т.е. творить, пользуясь конкретными правилами, понятиями, приемами. Навык творческого мышления, обретенный в начальных классах средней школы, бесценен. Поэтому нужно как можно раньше начинать обучение творчеству. При этом целесообразно использовать ряд приемов, например, таких:
– фантастические гипотезы. Техника их проста. Она выражается
в форме вопроса: «Что было бы, если?..» А для ответа «из корзины» берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое;
– игра «Произвольный префикс». Проводится при изучении темы «Состав слова». В одном столбце пишутся приставки (супер, анти, про, микро, макси, экс, зоо...), а в другом – имена существительные (корова, шляпа, шкаф, мяч...). Получаются парадоксальные слова;
– «Дырявая прогулка». Путешествие в центр Земли с муравьями,
в дупло дерева с короедом, в Космос с космонавтом или мышью;
– «Загадочная прогулка». Раскрытие какой-либо тайны природы, человека, истории, высказывание гипотез, «исследования».
В качестве домашнего задания, например по природоведению, можно порекомендовать детям представить себя на месте какой-нибудь птицы, животного, минерала и т.п. и, используя материал
из энциклопедий, детской литературы, учебников, подготовить рассказ о них.
Работать с ТРИЗ очень интересно и весело, а как известно, только интерес порождает желание познать мир и самого себя, да и учиться надо весело.
(«ТРИЗ как путь развития нестандартного творческого мышления младших школьников». В.И.Поспехова)

ДИДАКТ.
№ 4, июль – август 2002


Одна из важнейших задач арт-терапии – пробудить внутренние силы человека, побудить его взять на себя ответственность за саморазвитие. Арт-терапия – это педагогическая технология, обращение к мощному потенциалу искусства, исполняющему роль экзистенциальной поддержки человека. Арт-терапия базируется на принципах:
– личностной ориентации, которая предписывает опору на личностные качества, смыслы, планы, на сформировавшиеся установки;
– опоры на положительное в человеке, на его право держать собственный темп позитивных изменений;
– учета индивидуальных и возрастных особенностей личности, который предписывает запрет на сравнение детей между собой, сопоставительную оценку их достижений (допускается лишь обсуждение динамики позитивных изменений в личности ребенка);
– ориентации на ценностные отношения, постоянство профессионального внимания педагога на развивающееся
в действиях, словах, эмоциональных реакциях отношение ребенка
к человеку, природе, ценностным основам жизни – добру, красоте, правде;
– положительных эмоций, которые одновременно являются
и условием успешной арт-терапии (взаимодействия, сопровождающиеся отрицательной реакцией или состоянием, образуют потенциал отрицательного отношения, вражды, антипатии).
Важнейшее место в арт-терапии отводится феноменам принятия другого и самопринятия как основным условиям успешности развития человека. Гуманистическая направленность феномена арт-терапии в образовании проявляется в предоставлении ребенку (и взрослому) практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в творчестве. В арт-терапии приоритетны все виды творческой деятельности, но в первую очередь – художественная. При этом арт-педагог участвует в ней как заинтересованный наблюдатель и помощник в определенных ситуациях.
(«Феномен арт-терапии в теории и практике гуманистического образования». Л.Д.Лебедева)

ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ.
№ 3, 2002


Проведение традиционного информационного курса по истории искусства кое в чем и «подвигает» детей, но такая форма занятий приносит с неизбежностью и свой вред. Лекции, даже сопровождаемые хорошими слайдами, обедняют представление детей о природе искусства, если их не подкреплять живыми наблюдениями в музеях. Но и этого недостаточно – в счастливых случаях занятия детей историей искусства увенчиваются самостоятельной работой или посещением мастерских художников, скульпторов.
Особенно важно это для подростков. В этом трудном возрасте внутренний мир не угасает, не тускнеет, восприятие не притупляется, но изменяются формы проявления чувств, стиль поступков, интонации слов. И в этот трудный период, когда мир вдруг преломляется вопросами и сомнениями, хорошо оказаться в мире искусства так, чтобы рядом были взрослые – посредники, которые могут помочь детям в становлении их чувств, творческих влечений, какими бы они ни были, в какой бы сфере жизни ни проявлялись.
На этом пути надо суметь помочь подростку «найти свое слово». Например, лично воспринятый художественный образ передать в собственном образном слове. Попробуйте попросить подростка рассказать, как пишут снег Суриков, Левитан, Врубель... Это трудная задача и для взрослого, даже искушенного в искусстве. Источники слов-образов, как правило, – классические произведения мастеров, традиционно определяемые как «непревзойденные образцы» или соответствующие вкусам авторов учебников. Такой благотворный источник учит, но не выявляет личные творческие силы подростков. Вот почему надо дать им возможность самим создавать, побудить их к собственному творчеству, к размышлениям и высказываниям не только об апробированной классике, но и о современных произведениях литературы и искусства.
Именно собственное творчество, сравнение различных произведений современных литературы и искусства может увлечь подростка. Что и как говорят современные писатели о злободневных проблемах, что видят или воображают художники-современники, а некоторые и почти ровесники? Найти слова-образы, научиться отличать профессиональное от любительского, сакральное от профанного, уметь высказывать именно свое мнение о работах художников или книгах писателей, чьи имена еще не вошли ни в монографии, ни в хрестоматии, чье творчество еще не разложено по полочкам целыми поколениями искусствоведов, – решение таких задачек может совершенно изменить образ жизни и мышления подростка, определить его жизненные цели, сделать осмысленным его времяпрепровождение.
(«Образ и слово». В.Полунина)

По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского
Обзор подготовил Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru