ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Знания, рожденные в споре
Искусство задавать нужные вопросы в
нужный момент
Понятие «критическое мышление»
(critical thinking) давно вошло в лексикон современной
педагогики. В США ему посвящены статьи и книги,
научные конференции и учебные телепрограммы, в
американских педагогических вузах популярен
предмет, который так и называется – «Критическое
мышление», и на педагогических семинарах для
учителей о нем говорят охотно и привычно.
Специальные фонды, программы и центры помогают
его распространению, защищаются диссертации,
идут дискуссии – одним словом, налицо все
признаки педагогической теории, заслужившей
общее признание и одобрение.
Теория есть, и о ней надо говорить
отдельно, а вот есть ли практика? Идея о ценности
критического мышления не нова. Призывы «все
подвергай сомнению» звучат со времен Сократа,
который учил своих учеников, задавая внешне
наивные вопросы и провоцируя неожиданные ответы,
отвергая привычные догмы и удивляя парадоксами.
Сократ учил, не уча. Он лишь задавал нужные
вопросы в нужный момент, а ученик, отвечая, сам
открывал для себя истину.
Такой метод преподавания называют
сократическим. Когда-то Симон Львович Соловейчик
рассказал мне об учителе из российской
провинции, который утверждал, что успешно ведет
свои уроки «по Сократу»: только вопросы и ответы,
ничего больше. «Но ведь это невозможно! –
удивлялся Симон Львович. – Это идеал, к которому
надо стремиться, но как увязать его с
практической необходимостью научить всех
детей?»
В своем классе я всегда старался использовать
элементы сократического метода, выстраивая
цепочки вопросов и ответов, вовлекая учеников в
диалог: сначала мысленный, а потом и публичный,
озвученный. Краткий и аргументированный спор по
существу темы – идеальная кульминация урока. Но
как этого добиться?
Похоже, надо действительно быть Сократом, чтобы
задавать нужные вопросы в нужный момент. Чтобы не
оказаться на уроке перед стеной молчания и не
переживать неловкость затянувшейся паузы,
учителю надо задавать вопросы интересные, но
посильные, неожиданные и в то же время ожидаемые,
не слишком простые и не слишком сложные, понятные
и последовательные.
«Я спрашиваю, а они молчат» – кто из педагогов не
побывал в этой ситуации? Тут главное понять:
почему молчат? Потому ли, что напряженно думают,
перебирая варианты ответа? Или потому, что их
мышление парализовано страхом ошибки,
непониманием, скукой, равнодушием к предмету и
учителю?
В американской методической литературе
популярны так называемые «ice-breakers» (ледоколы). Это
игровые приемы, помогающие познакомить ребят
друг с другом, установить в классе свободный,
непринужденный дух, снять интеллектуальный
зажим, пробудить ученический интерес – короче,
сломать лед отчужденности.
Учитель, который ими пользуется, заведомо
отказывается от своего права на абсолютный
контроль в классе. Конечно, абсолютный контроль
– это миф, недосягаемый мираж, но ведь и от мифа
не так просто отказаться. Теряя полный контроль,
соглашаясь на риск импровизации и детского
сотворчества, учитель в то же время сохраняет
свою роль ведущего. Он управляет дискуссией и
отвечает за то, чтобы она не превратилась в
пустую говорильню.
Если в начале учеников бывает трудно
растормошить и разговорить, то в конце горячего
спора их нелегко успокоить, остановить, вернуть в
рабочее русло учебного плана. Появляется новая
проблема – нехватка времени.
Перевести любой предмет на язык вопросов и
ответов трудно, но в большинстве случаев,
наверное, можно. Однако изучить его в таком
режиме обычно не удается, потому что при этом
время утекает, словно вода сквозь пальцы, и одна
тема может растянуться на неделю, месяц, а то и
целое полугодие.
Конечно, если цель учебы – диалог, игра и
развитие критического мышления, то тогда в
принципе не так важно, чему дети учатся, да и
научатся ли они чему-то вообще помимо
творческого отношения ко всему на свете.
Но если убрать задачу освоения большого,
сложного и трудного предмета, то тогда учеба
теряет другую важную сторону – исчезает
необходимость систематического труда,
напряженного интеллектуального и душевного
усилия, охвата дальней перспективы, тренировки
памяти, увязанной с развитием воображения и
умения решать задачи.
Как ухитриться сочетать и то и другое? Наши
педагоги-новаторы, начиная с Виктора Федоровича
Шаталова и Софьи Николаевны Лысенковой, решали
проблему нехватки времени, отработав
эффективные способы учебы. Они быстро осваивали
с детьми трудный предмет, вводя в него подходы
критического мышления и творческие задачи.
Можно делать и по-другому: сосредоточиться на
развитии критического мышления и творческих
способностей, ограничив учебный план предмета
одним разделом или даже одной темой. Бел Кауфман,
знаменитая американская писательница и педагог,
рассказала мне о том, как ее класс целое
полугодие изучал одну из пьес Шекспира.
Юные критики спорили о характерах героев и
особенностях стиля. Такое погружение в
шекспировский мир давало духовную свободу и
учительнице, и ученикам. Этот опыт определил
будущее многих ее выпускников, которые так или
иначе связали свою судьбу с изучением Шекспира.
Для них критическое мышление стало не только
приятным школьным воспоминанием, но и образом
жизни.
Творческие люди часто задают вопросы и на многое
в жизни смотрят критическим взглядом, такое у них
зрение.
То же самое интуитивно делает любой хороший
учитель, но в американском классе это делать
все-таки легче, потому что здесь это осознанный и
одобренный принцип, подкрепленный практикой
критического мышления в школе, в прессе, в
политике и в науке. Перегибы и ограничения лишь
подтверждают правило. Кто знает, может, это
единственный принцип, который не стоит
подвергать сомнению.
Адрес электронной почты: Василия КОЛЬЧЕНКО: VKolchenko@pace.edu
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|