ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Вторая четверть, да и
полугодие тоже, набирая скорость, катятся к
финишу – не почувствовать этого невозможно, даже
если не заглядывать в календарь. Ибо наградой на
финише – так уж исторически сложилось – будут
отметки. Вот за ними-то и устремляется с разной
степенью прилежания школьный народ от
наивно-старательных первоклашек до закаленных в
боях за баллы выпускников. Группа поддержки –
мамы, бабушки, папы (привлекаются в
исключительных случаях), репетиторы, друзья и
родственники.
Домашние дела, производственные проблемы и
детективчик на ночь отложены до лучших времен.
Тематика телефонных разговоров резко меняется в
образовательную сторону:
– Ты не знаешь, в какой форме у существительного
“путь” может быть суффикс -ен?.. – задумчиво
спрашивает меня сестра, забыв поздороваться.
– Да нет такой формы вообще. Уроки, что ли,
делаете?
– Ну да. А в учебнике правило про разносклоняемые
существительные выглядит так, будто его сочинял
невменяемый иностранец. Ты случайно не знаешь,
кто эти учебники пишет? – нехорошим голосом
интересуется моя обычно некровожадная
собеседница.
Случайно знаю.
Однажды познакомилась на открытом уроке с
авторитетным специалистом (районного масштаба)
по “формированию лингвистических способностей
у младших школьников”. И во время обсуждения
урока подумала, что у железной леди лучше всего
получилось бы “формировать” умение строиться и
выполнять команду «кру-гом!». И у детей, и у
учителей.
К счастью, с детьми она не работает.
К несчастью, написанный ею учебник для первого
класса в точности повторяет манеру автора. В
букваре действуют многочисленные персонажи.
Причем “буквята” и “словята” – одним словом,
маленькие подчиненные существа – только и
делают что “строятся, маршируют и скандируют”. А
главная грамматическая фея парит над ними в
недосягаемых высях и осеняет всех своей
мудростью. (Дядюшка Зигмунд рыдает от восторга...)
А учительница, которой предстояло работать с
учебником, растерянно спрашивала, как ей с этим
работать: мешанина терминов (знак, звук, буква),
рядом с изучаемым словом написана транскрипция,
то есть ребенок видит не только правильное
написание, но и произношение. Не говоря уже о том,
что писать дети должны не в отдельной тоненькой
тетрадке-прописи, а тут же, в книге с довольно
толстым корешком. Это же неудобно! Даже для
взрослого. Какой в этом смысл, кроме
приобретаемой отвратительной привычки писать в
книге и необходимости каждый учебный год
переиздавать тираж учебника?
Иногда кажется, что составители программ и
учебных пособий видели детей только по
телевизору, да и учительский труд представляют
по тому же источнику. Зато ответственность
полностью лежит на учителях и детях. Ну что ж, нам
не привыкать: отложим амбициозный или
бестолковый учебник в сторону и возьмем дело в
свои руки.
Моя знакомая, делая уроки с второклассником,
обнаружила, что даже если текст прочитан и
пересказан, ребенок не понимает ровным счетом
ничего, а пересказывает как на иностранном языке.
Вы встречали когда-нибудь второклассника,
понимающего слово “духовенство”? Пришлось
просто рассказывать ребенку на доступном ему
языке заданную тему, пользуясь собственными
познаниями по истории.
Я в классе пользовалась учебниками тоже довольно
редко. Удобнее всего покупать достаточное для
класса количество справочников, словарей и
сборников упражнений для тренингов. А учебник мы
с ребятами всегда писали сами в обычной школьной
тетрадке. Открывали новое правило, вместе искали
отчетливую, понятную формулировку, и только
после этого каждый писал для себя новую страницу
собственного учебника.
Кстати, моя сестра пошла тем же путем в борьбе с
русской грамматикой: мобилизовала мужа
(абсолютно грамотен, но не знает ни одного
правила), сына (знает наизусть все правила, но
пишет с ошибками), всех знакомых учителей
русского языка, обложилась четырьмя учебниками и
составила несколько таблиц-алгоритмов по всем
темам шестого и седьмого классов. Чем теперь
справедливо гордится.
Я не люблю ставить отметки, но за эту работу с
чистой совестью поставила бы “пять”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|