РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
О чем учителя не спрашивают родителей...
На сайте “Inter-педагогика” продолжается
обсуждение вопросов, связанных со школьной
жизнью детей. Участники форума даже готовы
предложить свой проект реформы образования
Что может сделать администрация
школы при составлении расписания, планировании
контрольных и проверочных работ?
Кошка. Ответьте мне,
пожалуйста, зачем контрольные проводят, и я скажу
как.
Ирина Хоменко. Аттестация детей
происходит, насколько мне известно, вот для чего:
– проверки уровня знаний,
– диагностики темпа его развития,
– подбора оптимальной учебной нагрузки,
– мотивации дальнейшей учебной деятельности.
Вроде бы ничего не забыла.
Кошка.
1. Проверка уровня знаний.
Контрольная по физике (оптика): сделать в классе с
плотно зашторенными окнами систему линз и
зеркал, которая бы ярко освещала весь класс при
включении одного фонарика и не привела к пожару.
Контрольная по геометрии и программированию:
написать программу, которая бы определяла
местоположение курсора мыши относительно
расположенных на экране объектов.
Контрольная по истории и литературе: назвать
произведения авторов, описывающих Первую
мировую войну, и описать свое мнение о знании
авторами предмета.
Контрольная по химии: сделать тринитротолуол.
Контрольная по географии и информационным
системам: для заданной учителем страны после 10
минут сидения в Интернете рассказать, что он
будет с собой брать и чем там заниматься при
условии, что поедет в эту страну. Всех
отправившихся в Африку без прививок, в ОАЭ без
паранджи или в Индию загорать приглашать в
следующее путешествие на пересдаче.
2. Диагностика темпа его развития.
И что потом учителя делают с этой диагностикой?
По моему опыту, ничего.
Ирина Хоменко. Здорово (про
контрольные)! Только один учитель редко сможет
справиться с потоком активности детей. Вы себе
представляете, что будет происходить в классе во
время экспериментальной работы?:)) Но сам подход
чудесный. Для меня метод проектов вообще
предпочтительнее – и детям интереснее, и учителю
спокойнее. Когда ребята делают что-то по своей
инициативе, обстановка совсем иная. А вот по
поводу диагностики не соглашусь. И вот почему. Не
знаю, как большинство учителей, но эту цель
аттестации я бы назвала ведущей, потому что
именно определение уровня способностей
(возможностей) ребенка играет решающую роль при
выборе методов его обучения и уровня его учебной
нагрузки!
Alice. Парадокс, но я бы предложила
устраивать контрольные почаще. Противников
“стрессов для ребенка” хотелось бы убедить, что
если проверку знаний воспринимать как стресс, то
в последующей взрослой жизни каждый шаг можно
рассматривать как непрерывную цепочку стрессов.
А вот направленность этих работ я бы изменила.
Это должна быть не проверка степени
вызубренности информации, а диагностика умений и
навыков ее использования и применения на
практике.
Наташа. Везде то и дело говорят о
недостаточности финансирования бюджетом
бесплатного образования. И я подумала, что
бесплатным-то ничего не бывает (ну, кроме сыра в
мышеловке). Сначала мы отчисляем налоги в бюджет,
потом просим и умоляем государство хоть частичку
этих денег потратить на наших же детей. В общем,
опять замкнутый круг. Недостаток финансирования
– недостаток хороших учителей – неспособные
найти работу ученики – низкие зарплаты и низкие
налоги – недостаток финансирования. Этот круг
можно разорвать в трех местах:
1. Финансирование. От государства можно, конечно,
получить подачки, но их будет явно недостаточно.
Значит, не переставая теребить государство,
нужно внедрять и альтернативные способы
финансирования. Общественные фонды и частные
пожертвования – тоже своего рода подачки. Что-то
говорят о попечительских советах...
Далее. Гранты. Даются ли они школам, педагогам,
ученикам?
Еще. Помещения – то, на чем все и всегда делали
деньги. Сдавать помещения (спортзал, пару
классов), правда, не всем подряд, а например, тем,
кто в спортзале будет вести секцию аэробики,
дзю-до или латиноамериканских танцев.
Можно организовать производство чего угодно –
от выпечки блинов до программного обеспечения.
Все это может принести деньги школе, плюс
трудовые навыки и понятия о бухучете и
современной экономике детям.
2. Мотивировать хороших специалистов. Вести
платные кружки и секции. Устраивать поездки по
городам России, в ближнее и дальнее зарубежье
(если родитель может оплатить поездку ребенка, то
оплатить билеты ребенка плюс 10% билета взрослого
– реально). Плюс, конечно, приличная зарплата. Без
этого – никак.
3. Изменить программу на более
жизнеориентированную. Если предыдущие пункты
можно начать вводить на любом уровне от школ до
Министерства образования, то этот пункт требует
более солидной подготовки и затрат. Без помощи
государства и коммерческих структур тут уже не
обойтись.
Нужно ли менять содержание
образования, уменьшать количество часов на те
или иные предметы, чтобы немного разгрузить
детей?
Alice. Для меня содержание
образования – проблема гораздо глубже, чем
количество часов. ЧТО ребенок должен знать и
УМЕТЬ – содержание, а уж расчасовка приложится. А
содержание менять нужно – оно сейчас абсолютно
не соответствует требованиям общества и рынка
труда к выпускнику школы и будущему специалисту.
Так и видится картинка 2 сентября: счастливые
первоклашки идут в школу. Огромные банты, белые
рубашки с бабочками и яркие жесткие рюкзаки за
спиной. Все “богатство”, купленное для начала
новой школьной жизни, гремит и перекатывается
внутри рюкзачка. Если хочешь, это и есть картинка
современной системы образования.
Пройдет 10–12 лет, и они выйдут из школы с тем же
бессистемным грохотом за спиной – грохотом
полученных знаний.
Ирина Хоменко. Уточню вопрос. Какие
предметы нужно включить в учебный план для того,
чтобы можно было получить умения, необходимые
для дальнейшей жизни? Литераторы стонут, что мало
часов на литературу или русский язык, физики –
что на физику, математики хотят, чтобы все дети
умели решать сложные математические уравнения
(они и вправду нужны?). А ведь забыли еще и
трудовые навыки – я считаю, что это самый большой
минус. Пришить пуговицу не всех дома научат. Не
говоря о том, чтобы утюг починить.
Наташа. Когда литератор “стонет”, что
ему не хватает часов на литературу, а физик – на
физику, они вовсе не хотят воспитать личность,
они хотят экстенсивным путем увеличить
количество мусора в голове ребенка, не заботясь о
том, что ребенок с этим будет делать дальше.
Причем каждый учитель хочет засыпать в эту
голову как можно больше “своего” мусора. И
никого не волнует, умеет ли ребенок его
систематизировать, раскладывать “по полочкам”
и определять зависимости и отношения между
кусками знаний из разных куч. В какой-то степени
этому учат точные науки. Но увы, не всех и
недостаточно.
Я бы ввела обязательный предмет, который
назывался бы, например, “системное мышление”.
Правда, я бы его сначала ввела для руководителей
всех мастей, членов правительства, работников
Министерства образования, да и всех министерств,
для учителей и, наконец, для учеников.
Следующий предмет, который я бы ввела, – это
логика. И обязала бы всех учителей изучить ее
тоже. Меня как математика сильно утомляет
бытовой идиотизм типа: “А если все с крыш будут
прыгать, ты тоже прыгнешь?”
Отсюда – еще один предмет: психология. Умение
понимать себя и окружающих людей, умение не
обижать и не обижаться, способность защитить
себя от морального давления, способность
разрешить конфликт мотиваций (“Хочу быть
богатым, но лень что-то делать”)...
Ирина Хоменко. Что бы я обязательно
ввела в школьную программу – так это подготовку
молодых людей к семейной жизни. К сожалению,
отсутствие профессиональных кадров
дискредитировало эту идею. У нас в вузе
психология семьи изучается только на четырех
факультетах из двадцати. Так что перспектив
практически нет.
Однако сегодня недостаточное знание психологии
не позволяет выпускникам сэкономить силы и
направить ресурсы в нужное русло. Скольких
ошибок они могли бы избежать, будь у них хотя бы
элементарные знания в этой области.
Поэтому мне кажется, что психологию нужно
вводить не в рамках ОБЖ, а именно как
самостоятельную дисциплину – с тренингами,
проектами, выпускными работами. Тогда
представление детей о Мире Человека и себе самом
обязательно изменится.
Автор сайта – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им.Герцена,
Санкт-Петербург
Наш адрес: www.inter-pedagogika.ru
Начало в “ПС” №80 от
19.11.02.
Продолжение следует
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|