Эксперимент без оглядки на
результат
Минувший ноябрь ознаменовался
различными событиями, связанными с ЕГЭ. Так, в
Москве прошла IV Всероссийская научно-методическая
конференция “Развитие технологий тестирования
в России”, собравшая ученых и представителей
вузов – специалистов в области научно-методического
обеспечения эксперимента, и состоялось
селекторное совещание Министерства образования
с участием руководителей органов управления
образованием из 87 регионов. Очевидно, разница в
составе участников: с одной стороны, теоретиков,
с другой – практиков – обусловила круг
обсуждаемых вопросов и акценты полемики: если
ученых больше волнуют глобальные,
стратегические проблемы тестирования в целом и
ЕГЭ в частности, то практики уделяют основное
внимание тактическим вопросам –
“организационным моментам” текущей подготовки
к эксперименту.
Что вызывает беспокойство на местах?
Во-первых, сроки проведения
эксперимента. Скорее всего “по просьбам
трудящихся” они будут сдвинуты с 1 июня на 20-е
числа мая, чтобы оставить резерв времени для
проверки и анализа работ.
Однако есть вопросы, по которым министерство не
готово идти на уступки: например, сократить объем
отчетности регионов по проведению эксперимента.
Аргументы в пользу данной позиции таковы:
большое количество протоколов, которые
составляются на разных этапах эксперимента,
позволяют точнее проследить движение материалов
– от пунктов проведения ЕГЭ до центров обработки
информации.
В этом году министерство активно сотрудничает с
Центризбиркомом с целью разработки концепции
информационной безопасности в период проведения
эксперимента по ЕГЭ. В качестве образца
используется модель выборов, чистоту которых
доверяется контролировать общественным
наблюдателям. Таковые теперь будут
присутствовать и на единых госэкзаменах.
Ахиллесовой пятой эксперимента остается его
финансирование, и на селекторном совещании этот
аспект В.Болотов обсуждать отказался, несмотря
на многочисленные вопросы участников о том,
когда в регионы поступят долгожданные средства
федерального центра на эти цели. Сказал лишь, что
госконтракты с 48 пилотными территориями будут
подписаны не раньше января 2003 года – после
принятия Закона “О бюджете”, а все остальные
нюансы финансирования будут выясняться при
личных встречах (видимо, из соображений
информационной безопасности).
PR-акция под флагом ЕГЭ
Одной из главных тем обсуждения на селекторном
совещании стал анализ готовности регионов к
эксперименту.
Ведомство тревожит тот факт, что в пилотных
регионах уделяется недостаточное внимание, как
выразился В. Болотов, пропагандистской кампании
среди учителей, родителей, учащихся, вузов.
Недоверие учителей к ЕГЭ связано с опасением, что
результаты экзамена будут использовать при
аттестации педагогов и школ. Это опасение
основано на конкретных действиях некоторых
региональных начальников.
Родители обеспокоены тем, что результаты ЕГЭ
испортят аттестаты их детей, из-за чего
пострадают в первую очередь медалисты.
Но больше всех негодуют и тревожатся в вузах. С 2003
года министерство отменяет совмещенные экзамены
в подшефных вузам договорных школах, которые, как
правило, проводились на платной основе, что
усиливало неравенство выпускников по
социальному признаку и по месту жительства.
Понятно, что от этого нововведения “похудеют”
бюджеты многих вузов, о чем, правда, вслух
говорить не принято. Официальным аргументом
вузов против ЕГЭ является тревога по поводу
разрушения традиционной системы довузовской
подготовки и утраты связи с абитуриентами и
школами.
Участники селекторного совещания робко говорили
о неоднозначной позиции ректоров, из-за которой в
следующем году от участия в эксперименте
воздержались Приморский и Ставропольский края,
республики Адыгея, Ингушетия. Однако нет
сомнения, что министерство найдет рычаги
административного давления на ректоров
непокорных вузов, а те в свою очередь будут
вынуждены встать на путь необъявленной
партизанской войны. Еще на Всероссийском
совещании по итогам эксперимента ЕГЭ-2002 в
октябре этого года В. Болотов рассказал о
некоторых неприглядных фактах, кстати, описанных
и на сайте www.ege.ru. Например, одни вузы организуют
досрочный прием документов, который
оканчивается до того, как в регион поступают
сертификаты ЕГЭ. Другие установят такой
проходной балл и такую систему пересчета
результатов ЕГЭ, что даже обладатели 100-балльных
результатов останутся не у дел. Третьи поступят
еще проще: продекларируют свое участие в
эксперименте, откроют 50% специальностей под ЕГЭ,
а на деле проведут на них прием в традиционной
форме.
И ведомство намеревается прекратить это
необъявленное противостояние с помощью
пропагандистской кампании?
Недостоверность предрешена
История применения тестовых измерений в
образовании в России насчитывает 10 лет.
Тестовые материалы используются при аттестации
школ и вузов. Формируется технология проведения
мониторинга качества общего образования на
различных этапах обучения.
Обыденным явлением стали массовые процедуры
оценки уровня подготовки учащихся –
централизованное тестирование, компьютерное
тестирование, ЕГЭ.
Так, в централизованном тестировании в этом году
приняли участие 1,5 миллиона человек, в
эксперименте по ЕГЭ – порядка 300 тысяч учащихся,
а в следующем году эти цифры увеличатся вдвое.
В Республике Саха (Якутии) приказом министра
образования вводится тестирование учащихся
начальной школы – не при поступлении, а в течение
учебного года. Цель – выработать у детей навык
выполнения тестовых заданий, с тем чтобы по
окончании школы участие в ЕГЭ не обернулось
психологическим стрессом.
И все-таки накопленный за эти годы опыт нельзя
оценить однозначно – таков главный вывод IV
Всероссийской научно-методической конференции
“Развитие технологий тестирования в России”.
По словам заместителя директора НИИ высшего
образования Владимира Куклина, “тестирование
превращается в очередную кампанию, которая
сопровождается излишней суетливостью,
препятствующей осмыслению как положительного
опыта, так и недостатков. Тесты превращаются в
некое универсальное лекарство от всех болезней,
которое на поверку оказывается вредным.
Некоторые теоретики тестирования также
пребывают в эйфорической уверенности, что они
все способны измерить. И эта уверенность
переходит разумные рамки. Несовершенство
содержания КИМов, оценки их результатов и
технологий проведения ЕГЭ ставят под вопрос их
дальнейшее массовое внедрение в жизнь и тем
более в сочетании с ГИФО.
Есть ли у нас достаточно достоверный механизм,
позволяющий оценить истинные знания учащихся по
разным предметам? Необходим анализ подходов,
который позволит перейти к адекватным
измерениям”.
Заметим, что это мнение, идущее вразрез с
официальной позицией, принадлежит руководителю
учреждения системы Министерства образования.
Не менее острым был доклад и другого
представителя системы министерства – директора
Центра тестирования Владимира Хлебникова.
По его убеждению, технологии проведения ЕГЭ,
претендующие на проверку знаний всех учащихся,
независимо от уровня их подготовки, одним тестом
в один день по определению не способны
обеспечить абсолютно точных результатов.
Наиболее недостоверными оказываются результаты
“слабых” и “сильных” учащихся, поскольку с
научной точки зрения бессмысленно оценивать
знания одних с помощью заданий повышенной
сложности, а других – с помощью элементарных
тестов.
Вместо нынешнего КИМа, состоящего из трех типов
заданий – А (простых), В (средних), С (сложных),
необходимо создавать специализированные тесты
для различных категорий учащихся.
Экспериментальным путем доказано, что в этом
случае 95% учеников получают оценку, адекватную
уровню их реальных знаний. При нынешних
технологиях ЕГЭ таковых не больше половины.
Так же несовершенны содержание КИМов и качество
педагогических измерителей, что особенно четко
проявляется при сопоставлении российского и
зарубежного опыта в этой сфере. В своем
выступлении заведующая кафедрой педагогических
измерений Исследовательского центра проблем
качества подготовки специалистов Мария
Челышкова проанализировала современные
тенденции развития тестовых технологий в мире.
С ее точки зрения, нынешнее состояние КИМов в
общих чертах можно охарактеризовать так:
одномерность заданий, порождающая одномерность
оценки уровня подготовки школьников.
И требования к построению КИМов – элементарные,
не требующие больших усилий от составителей.
Таков вердикт специалиста, больше напоминающий
приговор.
Золотая середина невыгодна для
чиновников
“ЕГЭ – оправданная целесообразная
форма, на которую должны перейти все” – эти
слова Виктора Болотова как нельзя лучше
характеризуют линию министерства идти “вперед,
ломая и угадывая”. Формально еще не определен
срок полномасштабного введения ЕГЭ, но если
Госдума одобрит соответствующие поправки к
Закону “Об образовании”, это может произойти в
2005 году. Видно, не зря многие посетители интернет-сайта
www. ege.ru ЕГЭ сравнивают с “битвой за урожай”.
Да, можно разделить задания ЕГЭ по сложности и по
срокам выполнения, можно и в дальнейшем
совершенствовать КИМы вместе с системой
педагогических измерителей. И все-таки наиболее
достоверной является комплексная оценка уровня
подготовки учащихся, что подтверждается
международными данными. Однако, по справедливому
замечанию профессора МГУ Александра Шмелева,
“золотая середина, плюрализм подходов и
вариантов непопулярны в нашей управленческой
культуре. Модель ЕГЭ реализуется по
административно-бюрократическому принципу со
всеми издержками”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|