Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Вера ИВАНОВА

Мужественные близнецы экрана

Герои и антигерои наших сериалов

Сергей Гармаш – “настоящий мужской характер”Чье лицо мы видим чаще всего? Свое, конечно, в большинстве случаев. Всматриваемся. С одобрением, неудовольствием, огорчением, надеждой, беспокойством, досадой, с желанием что-то подправить или грустно соглашаясь, что деваться некуда – уж какое есть. Иначе говоря, какая жизнь – такое лицо. Мы его не выбирали.
Но мы выбираем другие лица. Вернее, кто-то их находит и предлагает нам. Только потом они становятся эталонами. «Невеста Америки» – Мэри Пикфорд, «мама Рома» (кто, может, забыл: Рома – значит Рим) – Анна Маньяни, любовь всей Франции – Жерар Филип, голубая мечта советских мужчин – Любовь Орлова, а женщин – Сергей Столяров и так далее.
Но все это в прошлом. Даже Сталлоне, Ван Дамм и Шварценеггер – в прошлом. Хотя совсем недавно они казались юным кинозрителям воплощением идеального героя-американца. Сильные, бесстрашные покорители мира и сердец.
Экранные герои, как правило, молоды, красивы, успешны и вообще приятны во всех отношениях. Но не обязательно. Каждый легко вспомнит и назовет актрис и актеров, отнюдь не блиставших изысканной внешностью. Но если требует доказательств утверждение, что актер – возлюбленный нации, то рядом с Жераром Филипом должен быть поставлен Жан Габен. Их обоих много снимали. Случалось, и в проходных, не лучших картинах, но зрители хотели их видеть всегда.
Как и у нас – всех, кого любили.
Считается, что сегодня наше кино на подъеме. И уже не так пусто в кинотеатрах, как было совсем еще недавно. И уж совершенно точно можно сказать, что однажды кино нашло, угадало героя-кумира. Его имя – Сергей Бодров, он же, для молодежи, – Данила Багров. Особых усилий не требуется, чтобы обнаружить несходство актера и персонажа, и каждый волен выбрать, кто ему ближе и дороже – Бодров или Багров. Наверное, не совсем по праву переданы Багрову неуемная сила, победительная легкость и привлекательность Бодрова. Сергей Бодров был как будто заряжен положительной энергией, которую и передавал всему, к чему прикасался, что, видимо, и обеспечило ему массовое признание зрителей. Такое, какое возможно, вероятно, только в кино.
Но место «важнейшего из искусств» сейчас занимает телевидение. Никогда еще не создавалось столько отечественных сериалов. Ежедневно каждый канал выпускает в эфир по «телеполотну», а то и по два.

Но вот странность. К актерам на телевидении зрители относятся как-то иначе. Слышны жалобы на «мелькание одних и тех же лиц». Хотя, казалось бы, актер здесь должен быть куда более «своим», чем в кино, – он изо дня в день приходит в дом, его можно любить, как собственного возлюбленного, в его лицо можно вглядываться, замечая малейшие изменения. Как в зеркале. Так в чем же дело?
Может быть, все очень просто? Все уже, кажется, выучили, что на ТВ правит бал господин рейтинг. Значит, если зрители дружно посмотрели какой-то фильм или сериал, то сомневаться не приходится: занятые в нем артисты будут приглашены в следующие. Оно бы и неплохо, и невредно, если бы многие сериалы не были похожи один на другой, как клонированные младенцы. То же и с героями.
Кто возьмется найти различия между милицейскими начальниками Тарасовым и Ващановым? Первый – из «Агента национальной безопасности», второй – из «Бандитского Петербурга». Оба – артист Андрей Толубеев. Оправданием их близнецовой похожести могла бы служить предполагаемая одинаковость подобных персонажей в реальной жизни. Но в сериалах не совсем так. Ващанов – преступник, а Тарасов – он был бы даже не плох, когда бы чуточку потолковее. Но это понятно, если пересказывать содержание, а если смотреть – один к одному. Почему так получилось, что тому причиной? Спешка, небрежность, поточное производство? Оставим без ответа. По всей вероятности, и авторам ответить было бы нечего. Вспомним только – для сравнения – того же Андрея Толубеева в роли ведущего программы «По малым музеям Петербурга».
Сергей Гармаш. Не так давно канал РТР один за другим показал два сериала – «Каменская-2» и «Закон». В первом Сергей Гармаш – сотрудник милиции, во втором – подручный преступника. В обоих случаях он, как принято это обозначать, органичен. Изумительное актерское качество, если бы еще персонажи не были одинаковыми.
В 2001 году Сергей Гармаш получил примечательную награду: приз Постоянного комитета Союзного государства «Герой нашего времени» с формулировкой: «За экранное воплощение настоящего мужского характера». Выходит, именно в этом лице фокусируется представление о современном национальном герое. Раз так, попробуем приглядеться.
Впервые он появился на экране в 1984 году («Отряд») и с тех пор, то есть за 18 лет, снялся в 59 картинах. Считая сериалы за одну. Его полюбили режиссеры, продюсеры, да, в общем, и зрители. Гармаш действительно органичен. Один из режиссеров, никогда не снимавший Гармаша, как-то сказал: он хорош, когда попадает. Но дело в том, что Гармаш всегда попадает, потому что ему всегда достается «настоящий мужской характер». А уж что под этим понимают современное кино и телевидение, то особая статья. В «Ворошиловском стрелке» нам предлагается оправдать самосуд. В той же «Каменской» мы не должны усомниться в благородстве и самоотверженности Короткова–Гармаша, когда он заставляет героиню под дулом табельного оружия отказаться от розыска преступника.
Что же все-таки видят в нем режиссеры? Гармаша снимают и такие маститые, как Абдрашитов («Армавир», «Время танцора»), и самые молодые, как Николай Лебедев («Поклонник»), одна из последних работ – у Валерия Тодоровского («Любовник»). Но таких работ в послужном списке Гармаша мало. Чаще всего предлагается ему материал, не требующий ни качества, ни количества красок: был бы напор – и хватит, что называется, сила есть – ума не надо. Возможно, такими представляет себе или такими хочет видеть национальный характер и национальную идею сегодняшнее искусство для масс. То ли авторы пребывают в растерянности, то ли обманывают себя и нас. Безусловно, в проигрыше и актер, мастерство и талант которого при таком раскладе неопределимы.
А теперь вспомним Евгения Урбанского. В этом году ему было бы семьдесят. Наверняка он оставался бы таким, каким запомнился навсегда, то есть тем самым искомым настоящим мужчиной. Как бы определить коротко, что это было такое? Точно, что не унылая органичность. Скорее – страстность до самоотдачи, самозабвения. Все картины с Урбанским – обязательно о любви, начиная с «Коммуниста» и до последней – «Большой руды». Всего за семь лет он успел сыграть в кино восемь ролей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru