КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Ольга ЕГОШИНА,
С.-Петербург
Отмытое небо над Невским
проспектом
“Балтийский дом” открывает другой
театр
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “ЭДИП”
Я – другой
В Санкт-Петербурге прошел уже XII
Международный фестиваль «Балтийский дом». В этом
году в его программе отсутствовал несколько лет
подряд привозивший свои последние постановки
Эймунтас Някрошюс. Но, погрустив о его
отсутствии, театралы радовались знакомым именам
– Камы Гинкаса, Валерия Фокина, Алвиса Херманиса
и впервые показывающим спектакли в России
звездам европейского театра: Томасу Остермайеру
(Германия), Гжегожу Яжине (Польша), Сильвиу
Пуркарете (Румыния).
В прошлом году устроители предложили девиз
программы «Учитель – ученик». В этом году
главной темой стал «Другой театр?». В заглавии
самым важным, видимо, является знак вопроса,
потому что на все просьбы внятно сформулировать
«театр другой, чем что?» «балтийцы» отвечали
уклончивой цитатой из фестивального буклета:
«Другой» – это театр, в котором воздействие на
зрителя осуществляется не столько через слово
(пьесу, как в традиционном русском театре),
сколько через ритм, свет, звук, видеоинсталляции
и пр.». Между тем среди спектаклей большинство
было выстроено именно с опорой на слово. Это и
простодушная инсценировка романа «Евангелие от
Христа» лауреата Нобелевской премии по
литературе Жозе Сарамаго (флорентийский театр
Оккупационе Фарсеске). Это и насыщенный
театральными аллюзиями 20–30-х годов изощренный
«Ревизор» Валерия Фокина в Александринке. С
опорой на гоголевское слово был выстроен и
стильный европейский «Ревизор» Алвиса
Херманиса. Между двумя «Ревизорами», открывшими
и закрывшими «Балтийский дом», поместились Кама
Гинкас, показавший «Даму с собачкой», и Йонас
Вайткус, представивший «Гагарин wау». Молодых
авангардистов ближнего зарубежья представлял
Андрей Жолдак, а России – питерец Андрей
Прикатенко, москвичи Ольга Субботина и Кирилл
Серебренников.
Если же попытаться прочесть «другой» театр как
«новый театр», то его представляли два недавних
питерских выпускника СПГАТИ: Руслан Кудашев,
показавший кукольный спектакль по «Невскому
проспекту» Гоголя и Андрей Прикатенко,
обратившийся к «Эдипу-царю» Софокла.
Усы и бакенбарды
Руслан Кудашев и его выпускной
спектакль «Потудань» были замечены на прошлой
«Золотой Маске». Сейчас с группой
актеров-единомышленников он организовал театр
«Потудань», чьей первой постановкой стал
«Невский проспект».
Маленький ангелок промывает небо над дивным
Невским проспектом, центром и метафорой города
на Неве, тихонько склоняется над уснувшим
истерзанным литератором, подсказывая первые
слова бессмертной повести. На фоне дивных
дворцов, упоительных клодтовских коней движутся
маленькие фигурки: разносчиков и торговцев,
гувернеров и гувернанток с питомцами и
питомицами; а также их нежных родителей со
слабонервными воздушными подругами. Впрочем,
если внимательно вчитаться в Гоголя, то можно
заметить, что, собственно, «вся фигура» им
описывается крайне редко. По Невскому Гоголя
гуляют усы, бакенбарды, улыбки, талии. И Руслан
Кудашев буквально следует за автором.
Удивительные усы и изумительные бакенбарды,
совершенно греческий нос и алые губки витают на
сцене, сочетаясь в самые немыслимые композиции. И
среди этих «фрагментов» людей мечется бедный
художник Пискарев, преследующий свою воздушную
красавицу. Химерический мир Невского проспекта
Гоголя оборачивается своей кукольной
страшноватой изнанкой. Черные тени закрывают
светлую панораму Петербурга, и только ангел
долго-долго будет отмывать дождевой водой
запачканный задник.
Чужая боль
Эдипа принято себе представлять
довольно немолодым мужчиной, его мать-жену,
разумеется, еще старее. Прозрение о том, что жизнь
прожита не так, обрушивается на них, когда судьба
уже клонится к закату. Буквально потерпи боги с
карой два-три года – и беспечальные тени
скользили бы по элизейским полям. Андрей
Прикатенко отдал роли в трагедии Софокла
недавним выпускникам: Ксении Раппопорт, Тарасу
Бибичу, Игорю Ботвину. По замыслу постановщика,
они должны не столько «прожить», сколько
разыграть-рассказать давнюю историю. Поэтому три
исполнителя не только играют центральные роли,
но и выступают комментирующим события хором.
Художник Эмиль Капелюш подвесил над сценой
тяжелые камни: придет время, и парка перережет
держащую нить, вон сколько вокруг валяется.
Мускулистый красавец Эдип расчищает свой дом и
город от этих каменных завалов. Также он хочет
«расчистить» и загадочные события убийства Лая,
обстоятельства собственного рождения, невзирая
на все предостережения прекрасной Иокасты.
Сыграв у Додина гордую и пылкую Нину, Ксения
Раппопорт, одна из самых многообещающих молодых
актрис последнего десятилетия, создала свою
Иокасту – неожиданно соблазнительную, умную и
страстную. От такой женщины нельзя не потерять
голову. И понятно, что для Эдипа она все: и та, с
кем советуешься, и та, к кому тянет. Сцена, где она
успокаивает мужа, убаюкивая его, как ребенка, и
соблазняя, как «своего мужчину», – одна из лучших
в спектакле.
«Эдип-царь» – первая работа молодого режиссера,
естественно, он не свободен от перехлестов, от
находок несколько сомнительного тона, от
фантазий, слишком по касательной относящихся к
сюжету. Но как давно не случалось упрекать
дебютанта за избыточность, за чрезмерность.
Вместо итогов
По прошествии фестиваля стало понятным,
что театр по-прежнему делится на хороший и
плохой, на скучный и увлекательный, на умный и
глупый, но на «этот» и «другой» делиться
решительно не желает. Перефразируя Толстого,
можно сказать, что плохие спектакли чем-то похожи
друг на друга, а каждый хороший спектакль
решительно «другой».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|