ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
БЫЛО НЕ БЫЛО
Слишком темно для камеры
Попытка “похищения душ” на Карибских
островах
Почему индейцы продули европейцам такой
замечательный континент, мы поняли сразу, как
начали общаться с ними. В принципе, занимаясь
этнологией, каждый из нас имел догадки на этот
счет. Но нужен был просто прямой контакт, чтобы
без всяких догадок мы все увидели свежо и ясно,
что, возможно, именно здесь, на этих островах, не
было грехопадения и островитяне так и продолжают
жить в Раю. И чтобы жить и кормиться, им нужно
просто брать из Рая.
Индейцы могли бы сказать что-то важное про нас. Но
они молчат. Они стараются не говорить людям
плохого. Поэтому мы только приблизительно гадаем
о себе, и единственное, что удается нам угадать,
неутешительно: наша главная сила – плебейство.
Плебейство, как оно сложилось еще в эпоху
позднего Рима, – не знающее ни Бога, ни войны, ни
труда, зато в полной мере разохотившееся до
наслаждений, до зрелищ и стяжательства… Этот
психотип не умер, он протащился через все Средние
века чередой бесконечных наемников, пригретых
при разных герцогских и королевских дворах, и в
конце концов расцвел в эпоху масс-культа…
Наблюдая за индейцами здесь, в самом глухом
уголке Панамы, мы убеждались в их полной
противоположности нам. Они были убеждены в
полноте творения. В полноте творения для счастья.
Они могли часами дремать в гамаках в тени дома не
потому, что были ленивы, а потому, что знали, что
впереди более прохладные часы и времени хватит
на все. Может быть, они не были любознательны? Нет,
этого у них нельзя было отнять: все-все они знали
про жизнь своего леса, обезьян, пауков, мир рек и
мелкого моря вокруг островов, рост
галлюциногенных грибов, кокосов, бананов и
плодов нони, которые заезжие белые спешили
отведать как заменитель виагры… Можно было
сказать, что они живут еще в каком-то насекомом
летосчислении, бесконечно, тысячи лет повторяя
один и тот же ритуал дня, даже не подозревая, что
какое-то иное поведение тоже возможно. Они
продолжали не подозревать об этом, несмотря на то
что мимо или сквозь них прошли отряды испанских
латников, американская морская пехота, негры с
мачете и бензопилами в руках (черный человек был
лишь негативом белого: он в точности повторял все
повадки белого и был для них просто изнанкой
белого, только с другим запахом и другой манерой
смеяться).
С тех пор как Колумб посадил на рифы у этих
берегов одну из своих каравелл, на островах
выросли поселки, почти города, с автомобилями,
барами, банками, отличными гостиницами,
бильярдом, европейской кухней и культом
развлечений, какие только возможны «на Карибах»,
– а они так и не заметили ничего, так и продолжали
плавать по морю в своих долбленках то на веслах,
то под парусом, как будто двигатель внутреннего
сгорания не был изобретен полтораста лет назад
(впрочем, лодочные моторы – это единственное,
что, похоже, их по-настоящему интересовало, и если
племя скапливало достаточно денег, оно тоже
покупало себе «Ямаху» для большого каноэ, в
которое умещалось полдеревни), а все эти войны,
вроде войны американцев с испанцами за Кубу,
которые происходили у них на глазах и были самым
настоящим торжеством и техники, и истории, –
вообще их не касались.
От кромки глубокого речного залива вглубь леса
вели три натоптанные босыми ногами тропинки. Они
не перестали строить дома с крышами из пальмовых
листьев и очагом, спрятанным под домом, чтобы
дымом отгонять москитов. Иногда они приезжали к
причалу рынка продать свежие плоды маракуйи,
гроздья бананов или корнеплоды маниоки, которую
только сами они и умели готовить, и тогда было
видно, что деньги – главное изобретение белых –
все же очень желанны им и важны для них. И все же
целиком отдаться получению этих колдовских
шуршащих бумажек с надписями на чужом языке они
не хотели или не могли. В этом была загадка. Не
хотели или не могли? Так же, как не смогли убивать,
как убивали белые, даже воинственные индейцы
чоко. Чоко однажды разорили колонию Колумба на
своей земле и с тех пор считались кровожадными.
Разумеется, такой заповеди, как «не убий», не было
в их верованиях; они убивали, когда, по их
представлениям, проклятье становилось
самодовлеющим и его нельзя было больше терпеть,
однако в их действиях на войне, как и в добывании
денег, не было методизма, присущего белой расе.
Они убивали конкретных носителей зла и добывали
конкретные деньги, как охотничью добычу: сегодня
их в этом деле ждала удача, завтра – нет.
Собственно говоря, они не хотели превращать свою
жизнь в работу, живя в Раю, и, возможно, так на их
месте вел бы себя каждый. Они не умели блудить
душой, словами, красками. Казалось, делая что-то,
они все еще силятся помочь Богу воссоздать тот
волшебный мир, который достался им после
творения, или, во всяком случае, не нарушать его.
Поэтому так просто и красиво все, создаваемое
ими.
Парео – кусок легкой ткани, в который облачается
вся женщина. В каждом парео заключен мир, иногда
– вселенная.
Браслеты, до колена закрывающие их (в смысле
женщин) ноги.
Аппликации: крабы, рыбы в коралловых рифах,
рыбы-птицы и другие странные существа –
обитатели то ли моря, то ли неба…
Мы были абсолютно счастливы вдвоем с другом,
получив грант на свою заявку об изучении
верований и быта индейцев-куна, и уехав наконец в
Америку, вдоволь и с удовольствием ломали себе
головы над загадками этнографии, пока в какой-то
момент на острове не появилась группа
российского телевидения. Я не знаю, знакомы ли вы
с работой телевидения как одной из грандиозных
Систем Промывания Мозгов, созданных нашей
цивилизацией, но приехавшая группа искала здесь
ни больше ни меньше как племя, в которое после
войны бежало несколько русских эмигрантов из
американской оккупационной зоны. И с тех пор
племя и говорит, и ругается, разумеется, только
по-русски. Кто выписал им деньги под такую чушь, я
не представляю. Однако, не найдя искомого,
телевизионщики не опечалились и не спешили
уезжать... Мы вдвоем жили в «Робинзоне», они,
разумеется в «Swans Cay», самом роскошном отеле, но
какая разница, если благодаря им на острове
появилась настоящая профессиональная
телекамера!
Их было шестеро: режиссер, журналист, переводчик,
оператор, врач, инженер.
Одна женщина. Я назвал ее Лу, как ту индеанку, в
рваном желтом платье, заколотом в месте разрывов
булавками, ибо она не должна ничего зашивать на
себе, пока беременна. Я снял будущую маму на
фотоаппарат и увидел, что она испугана и
недовольна. Должно быть, переживала за ребенка.
Вместе с изображением мы крадем их лицо и их душу
– индейцы до сих пор верят в это.
Я тоже думаю теперь, что это скорее всего так. Во
всяком случае, можно украсть у человека много
души, заставляя сниматься так, как это принято у
белых. Труднее было заставить поверить в это
телевизионщиков. Первым сюжетом, который они
решили снять, было исполнение ритуальной песни в
ритуальных же костюмах. Предполагалось (и
переводчик подтвердил это), что договоренность
достигнута. В назначенный час мы подъедем к ним
на моторке, а они соберутся на краю живописной
банановой плантации и будут ждать…
Когда мы приехали, на условленном месте никого не
было. Это нисколько не поколебало
самоуверенности телевизионщиков. Оператор
спокойно
установил камеру, как будто невидимые объекты
уже стояли перед ним, а разомлевший от жары
толстый режиссер и Лу улеглись на траву и
некоторое время ждали. Наконец Лу не выдержала:
– Ну и где же они?
– Я думаю, нам следует пойти поискать их.
– То есть как они не придут? – подпрыгнула Лу.
– Я думаю, нет, – сказал я. – Я думаю, они ждут нас
в каком-то другом месте.
– Ну что, нам всем отправляться на поиски?! –
пробурчал недовольный режиссер.
Мы с Лу стали подниматься среди домов деревни,
рассыпанных по склону. Кое-где вился дымок, но
людей не было видно.
– Вы думаете, они не поняли нас?
– Нет, поняли, но решили, что лучше будет сделать
как-то иначе, – сказал я. – Поймите, что мы имеем
дело с совершенно иным типом человеческого
сознания… Вы понимаете?
– Да, конечно… А где, вы думаете, мы их найдем?
– В церкви.
– В церкви?!
– Думаю, да. Они хотят настоящего праздника.
Ритуальную песню они должны исполнить в церкви.
– Но ведь мы же не взяли с собой свет!
– Они про это ничего не знают. Им наплевать на ваш
свет. Они твердо знают одно: священные песни не
поются на краю банановой плантации…
Церковь представляла собой длинный сарай со
стенами, плетеными как корзина, с пальмовой
крышей и крестиком наверху. Все племя
действительно собралось внутри и ждало. В алтаре
стояли три черные деревянные креста, над
которыми ярко сиял медный диск с тарелку
величиной.
– Знаете, как называется их вера?
– Нет.
– Cruz e solei.
– Что это значит?
– Крест и солнце.
– Вот это да!
Вождь в белом, до пят, наряде из тонкой, невесомой
ткани стоял у алтаря; рядом с ним почтительно
ожидал нас молодой человек в синем, тоже
длиннополом костюме, держа в руках бубен:
вероятно, он и должен был исполнить главную
партию.
– Скажите им, чтобы они спустились к полю…
– Поймите, это невозможно… Бессмысленно даже
просить об этом… Они только обидятся…
– Наши будут вне себя.
– Но вы же приехали сюда не ради «ваших»? –
впервые наши взгляды схлестнулись. Кажется, до
нее начало доходить... Она проводит по лбу рукой и
осторожно смотрит на меня:
– Что с вами?
– Ничего. Я сбегаю за оператором…
Режиссер изрыгал настоящие клубы проклятий.
Несомненно, только то, что все племя в это время
находилось под укрытием церковных стен,
позволило народу остаться невредимым от этого
чудовищного злословия.
– Послушайте, Андрей, или как вас там, – сказал
режиссер, имея в виду меня. – Пожалуйста,
разъясните им – о съемках в церкви речи быть не
может. Слишком темно для камеры.
Я перевел фразу. Телевизионщики даже разрешили
народу солт-крик заглянуть в глазок камеры, чтобы
убедиться – слишком темно. Потом на открытом
воздухе они попросили певца и вождя снять одежду
или хотя бы обнажиться по пояс, чтобы исполнение
песни выглядело «естественнее».
В какой-то момент я спросил себя, а интересует ли
их вообще реальность. Представляю, какую
затрещину получил бы режиссер от любого русского
попа, предложи он ему снять церковное облачение
и, обнажившись, исполнять «священные песни»
где-нибудь в саду под яблоней!
Индейский вождь, наглухо застегнув белую одежду,
как пастор, молча отошел в сторону. Он давал
понять, что больше не участвует в этом
представлении. Молодого удалось упросить
раздеться до пояса за деньги.
Вечером мы с телевизионщиками столкнулись в
баре. Они попытались не заметить нас – во всяком
случае, после первого совместного опыта
работы они сами относились к нам
как к индейцам, но тут Лу замахала рукой:
– Эй, ребята!
Пришлось подсесть и заказать ром-колы.
Режиссер все смеялся над очками и белым
пасторским облачением вождя.
– Послушайте, вы, как вас там, – вдруг сорвало
меня, – вам вообще незачем было ехать сюда, если
вы собираетесь относиться к индейцам как
последний белый!
– Вот это да! – вскричал режиссер, казавшийся мне
в этот момент самым отчаянным пройдохой. – Да как
же
мне к ним относиться, когда этот вонючий вождь
сказал, что не хочет сниматься возле тех бананов,
потому что не знает, как к этому отнесется его
сосед…
– Он вежливо дал понять, что не согласен на ваши
условия, и только. Это первое. Второе: он и в самом
деле был вонючий?
– Кто?
– Вождь.
– Ну, разумеется, я его не обнюхивал, – осадил
назад пройдоха-режиссер, – но никакого
почтения…
– Да ты сам воняешь как последняя римская свинья!
– вдруг взревел я, нехорошо глядя ему прямо в
глаза. – От тебя так и прет самодовольством и
дерьмом, и если ты сейчас, немедленно не поймешь
этого, то не снимешь здесь ни одного путевого
кадра!
Не знаю, что это на меня нашло. Я сам был ошарашен
собственной выходкой не меньше остальных. Лу
смотрела на меня абсолютно черными от страха
глазами.
– Ну и соотечественнички! – почувствовав, что
давление ослабло, ухмыльнулся режиссер. – Всегда
больше всего боялся встретить за границей
соотечественников… Обязательно какая-нибудь
мерзость получится!
Я решил больше не орать:
– Простите. Но поймите, потому что от этого
зависит, будет ваш фильм стоить хоть чего-нибудь
или нет…
– Вы только подумайте, он еще рассуждает о кино!
– буркнул режиссер.
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|