ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
При обсуждении целей образования мы
слишком часто сталкиваемся с подменой понятий.
Вместо целей нам предлагают обсудить очередные
формы контроля. К сожалению, это происходит и с
проектом стандартов. А педагоги продолжают
самостоятельно искать цели, критерии
определения результатов работы, потому что по-прежнему
нуждаются в оценке своего труда, интересуются
мнением коллег, общества.
Надежда ЮДАНОВА,
директор школы № 68
г. Архангельск
После долгих споров мы решили
взяться за переустройство школы
Негде провести свободное время.
Вдобавок очень сложная экологическая ситуация,
которую никто и не пытается изменить.
У нас в поселке Архангельского гидролизного
завода в школе учатся чуть более пятисот детей.
Завод практически остановлен. Нет работы,
всеобщее безденежье и уныние. И дети приносят в
классы то печальное настроение и растерянность,
которые господствуют в их семьях. Нет привычки
решать проблемы, брать на себя ответственность.
Скорее, ребята ждут каких-то милостей судьбы,
постоянной помощи со стороны. Но так ничего не
изменится ни в нашем поселке, ни в их собственной
жизни. А мы, учителя, при чем? Это беда
национального масштаба! И все же после долгих
споров решили попытаться помочь нашим ученикам
стать гражданами своей страны, а для начала
взяться за устройство родной школы. Свой проект,
разработанный вместе с ребятами и сохранившими
активность родителями, мы назвали так:
«Гражданин Отечества начинается с гражданина
школы».
Начали мы осуществлять проект с создания условий
для демократизации уклада нашей жизни. Это и
серьезное обсуждение законов граждан школы, их
прав и обязанностей, и выборы школьного
парламента во главе с президентом, и разработка
атрибутики нашей маленькой республики – флага,
гимна, герба. По самым важным проблемам мы теперь
проводим референдумы, есть даже центр школьной
дипломатии. И конечно, СМИ – газета, радиоузел.
Ради таких свершений пришлось много внимания
уделить повышению собственного
профессионального уровня самыми разными
методами – от традиционных лекций и взаимных
посещений уроков до создания творческих групп,
проведения фестивалей, выездных семинаров.
Вообще, меняя отношения с учениками, мы оказались
вынуждены изменить стиль взаимоотношений между
руководством и простым учителем. В первую
очередь это относится к административному
контролю. Раньше педагогов проверяли ради
обеспечения единообразия преподавания. В
условиях демократии все стали разными. Поэтому
контроль превратился в профессиональную помощь
и поддержку. Заметно, насколько свободнее и
заинтересованнее стали наши учителя.
Конечно, много сил уходит на обеспечение
достойных материальных условий, без которых
трудно себе представить гражданское общество.
Чтобы собираться вместе, нужно отремонтировать
актовый зал, заодно поставить туда аппаратуру
для демонстрации фильмов.
Но мы хотим и сами зарабатывать – создавать
условия для детской предпринимательской
деятельности. Ребята поверят в свои силы, освоят
важные экономические законы, заработают денег
для себя и для школы. Вот кафе, под которое
перестроили часть столовой. Пусть будет в школе
место, где можно красиво поесть, отметить
праздник, день рождения с друзьями, с семьей.
Самый грандиозный замысел – парк развлечений и
отдыха с настоящими аттракционами, спортивными
площадками.
А прибыль собираемся пустить на устройство
дендрария. В нашем поселке катастрофически не
хватает зелени. Люди уж и забыли, как это – сажать
деревья, цветы. Пусть ребята научатся. В
дендрарии можно и исследовательскую работу
проводить.
Я не думаю, что все школы должны пойти по нашему
пути. Разнообразие – непременное условие
прогресса. Цель изменений в школе заключается
прежде всего в развитии конкретного учебного
заведения в конкретных обстоятельствах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|