ШКОЛА И ВЛАСТЬ Двенадцать баллов за находчивость!
Предлагая сменить систему школьных
оценок, ведомство виртуозно создает видимость
перемен в образовании
Школьное ведомство еженедельно
шарахается то в одну, то в другую крайность: от
преподавания православия к отмене 5-балльной
системы отметок, о чем в начале недели объявил
министр образования.
По количеству новостей образование стремительно
вышло в лидеры.
Отвлекающий маневр
И смех и грех: мы сегодня тратим место на
газетной полосе для анализа очередного
умопомрачительного предложения Министерства
образования: изменить шкалу оценки ученических
достижений. Особенно забавно, что все это было
сделано на встрече с учителями года – их
использовали как статистов для провозглашения
очередной ведомственной затеи.
Новость взбаламутила родителей и учеников,
значит, и мы не имеем права пройти мимо и
вынуждены эту идею всерьез обсуждать и терпеливо
доказывать, что если не менять сам объект
оценивания, то есть школу, то применение любой
шкалы не повлияет на результат.
С тем же успехом можно менять место, куда
вставляешь термометр: у нас принято под мышку, а в
Америке больные сидят с термометром во рту. Наши
чиновники вполне могут придумать новое место,
модернизировать измерение так, чтобы вообще не
замечать болезни.
И что характерно: результат практически один и
тот же. И даже размеры термометров примерно
одинаковые.
Но зато в скором будущем, если захочешь похвалить
ученика или поставить высшую отметку за
сообразительность или хорошо выполненное
задание, надо будет говорить не «пять баллов», а
«двенадцать баллов». Не исключено, что это не
предел изобретательности мужественных
модернизаторов системы образования и вместо
старой доброй 12-балльной системы, принятой в
Европе, нужно будет говорить: «Сто баллов!», как в
Америке. Они еще не решили.
Кстати, извлечение из запасников ведомства затеи
с изменением шкалы отметок, на наш взгляд,
связано, как ни странно, со скандалом,
спровоцированным рекомендацией министра
образования ввести в школах предмет
«православная культура». Именно так
запутавшееся в своих светско-церковных
предпочтениях ведомство пытается отвлечь
внимание общественности от неуклюжей попытки
навязать школьникам православие.
Маневр отчасти удался: на следующий день после
совещания учителей года в помещении коллегии
Министерства образования все газеты написали
про 100-балльную или 12-балльную систему отметок,
которую министерство планирует ввести в школе. А
публикаций про посягательство на светскость
школы заметно поубавилось.
И ведь наверняка ведомство этой новации не
введет, а если и введет, то года через два, проведя
перед этим очень широкомасштабный эксперимент, в
очередной раз собрав на заседание членов
Федерального экспертного совета, проведя
заседание РОСРО, на которое в этот раз уж точно
никто из видных политиков не явится, потому что
обсуждать стандарт по литературе еще хоть
интересно, а замену шкалы термометра, если
больной в коме, – это уже абсурд.
Через какое-то время общественность придет к
выводу, что все это глупость и ерунда, как с
12-леткой, зато сюжет с введением православия в
школу перестанет привлекать к себе внимание и
под шумок школа станет религиозной.
Так что, господа, не дадим себя обмануть:
изменение шкалы замеров, если не меняется то, что
измеряется, имеет смысл для математических
моделей, составления уравнений и определения
функциональных зависимостей. На саму суть
процесса это никак не влияет.
Но, повторим, внимание граждан переключить
удалось – признаем технологическую
эффективность ловкого шага. А в это время
серьезные люди занимались серьезным делом – не в
Москве, а в Петербурге и Тольятти.
Диалоги с обществом по поводу
образования
В Петербурге и Тольятти на прошлой
неделе состоялись два значительных события. В
северной столице Федерация Интернет-образования
собрала международную конференцию по развитию
инноваций и Интернета, а в Тольятти Приволжский
федеральный округ провел «Тольяттинский
диалог-2002» – продолжение прошлогоднего
Гражданского форума и ярмарки социальных и
культурных проектов.
Самым ярким событием конференции в Петербурге
стало выступление вице-спикера Госдумы Ирины
Хакамады. Она провела большую работу по
обеспечению школ компьютерами и подключению к
Интернету в рамках образовательного проекта СПС,
тщательно изучила положение на местах, увидела
реальную картину ситуации. И.Хакамаде стало ясно,
что вся шумная кампания по информатизации
российского образования не имеет не только
системного обоснования, но и четко выверенного
плана реализации. До конца не ясна эффективность
затеи с так называемым асинхронным Интернетом,
очень невыразительна позиция ведомства в
обеспечении школ сетевыми образовательными
материалами. Наконец, колоссальные усилия
Федерации Интернет-образования по
переподготовке учителей, открытию
высокоэффективных центров по всей России не
поддерживаются активными действиями ведомства
по обеспечению стабильного и недорогого выхода
школ в Интернет. Огромное количество компьютеров
фактически простаивает: школы либо не подключены
к Интернету, либо подключены по очень слабым
линиям, либо по таким высоким тарифам, что само по
себе подключение не дает возможности выхода в
сеть.
Можно предположить, что наиболее инновационные
средства для развития образования – компьютер и
Интернет – министерство умудрилось подать так,
что вместо инструмента развития компьютер стал
частью школьной мебели.
Кстати, в ответ на это министр образования
В.Филиппов объявил, что уже согласован очередной
заем Мирового банка Правительству РФ, то есть
фактически Министерству образования, на
компьютеризацию российской школы.
Так председатель колхоза докладывал на
отчетно-выборном собрании:
– Два года назад мы посадили 10 гектаров конопли
– все сожрала тля. В прошлом году мы посадили 20 га
конопли – все сожрала тля. В этом году мы посадим
30 га конопли – и пусть она проклятая подавится.
Ну пусть подавится мировая закулиса своими
займами. Но неумение ведомства распоряжаться
деньгами сводит на нет и усилия правительства в
части обеспечения финансами, и старания
огромного числа учителей-энтузиастов, которые
изо всех сил стараются придать школе современный
образ.
Поэтому ничего удивительного, что министерство
этим летом приняло решение убрать из числа
приоритетных направлений Федеральной программы
развития образования «авторские
экспериментальные школы». А зачем министерству
авторская инициатива: оно у нас лучше всех знает,
как развивать образование.
А в Тольятти было продолжение Гражданского
форума. Власть, гражданские организации,
экспертное сообщество встретились, чтобы понять,
как строить отношения, чтобы продвигаться по
пути к гражданскому обществу.
Власть представляли вице-премьер В.Матвиенко,
министры А.Починок, М.Зурабов, В.Зорин.
Высокопоставленные чиновники не только
участвовали в презентациях, «круглых столах»,
переговорах, но и просто беседовали с лидерами
проектов, победивших на Ярмарке социальных и
культурных проектов Приволжского федерального
округа. Проектов-победителей было 98, среди них
две фэповские эвриканские площадки – гимназия №
56 из Ижевска и школа «Дидакт» из города Заречный
Пензенской области.
А вице-премьер российского правительства
Валентина Матвиенко специально уделила внимание
эвриканскому проекту анализа сетевого
взаимодействия и интернет-версии эвриканской
сети ФЭП.
– Приятно с вами наконец-то познакомиться, –
сказала нам на прощание В.Матвиенко.
Состоялось еще одно близкое знакомство
вице-премьера с образовательной проблематикой:
губернатор Самарской области К.Титов и лидер
самарского образования Е.Коган подробно описали
В.Матвиенко свой опыт модернизации образования.
Их почти часовая беседа привела к тому, что было
принято решение обсудить самарский проект на
заседании правительства. Мы искренне рады за
самарцев. Правда, не совсем понятно, зачем для
этого вице-премьеру надо было приезжать в
Тольятти – неужели об эффективности
деятельности по модернизации образования в этой
губернии никто не мог проинформировать
правительство раньше?
На Тольяттинском форуме была настоящая
экспертиза состояния гражданского общества в
России.
В части образовательной политики подробно
обсуждался проект развития попечительской
деятельности и подготовки общественных
управляющих образованием.
Но в отсутствие представителей ведомства и
профильного комитета Думы.
И это закономерно: гражданский форум в
образовании заглох, и нет даже внешних признаков
того, что чиновники готовы к диалогу.
Иначе бесконечные инициативы бюрократии не
звучали бы как гром среди ясного неба, а реальная
инициатива учительства не загонялась бы на
периферию Федеральной программы развития
образования.
Между тем на поле образовательной политики
разыгрываются гораздо более серьезные вещи, чем
те, на которые пытается обратить наше внимание
ведомство.
27 ноября Совет Федерации оставил на территории
России кириллицу как единственную основу
школьного алфавита, при активном возражении
представителей Татарии. Но это вовсе не означает,
что вопрос этот решен окончательно.
В это же время Министерство обороны вслед за
православной церковью, увидев, как легко
Министерство образования поддается давлению,
объявило о своих претензиях на часы госстандарта
– естественно, для военной подготовки.
…Диалог граждан по поводу образования
оказывается одновременно необходимым и
невозможным.
Необходимым, потому что общество вправе само
решать, каким быть школе сегодня и завтра.
А невозможным, потому что от имени власти вести
этот диалог некому.
Вместо многоголосья в образовательной политике
мы слышим один-единственный голос-окрик. Да и тот
все время фальшивит. Поет на троечку. То есть,
извините, на семерочку. Правильно?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|