Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

“Европейская школа” в поисках общего языка

В Германии система среднего образования стремится приспособиться к быстро меняющимся требованиям современности. Одной из многочисленных попыток
не отстать от стремительного бега времени является “Европейская школа” в Кельне.

За названием “Европейская школа” не скрывается какое-то строго определенное учебное заведение. Так себя сейчас называют в Германии многие средние образовательные школы, которые пытаются включить в свои учебные планы элементы интернационального и интеркультурного воспитания. В чем же тогда особенность “Европейской школы” в Кельне? Наверное, прежде всего в ее многоязычности, то есть в стремлении обучить своих воспитанников как можно большему числу европейских языков. Рассказывает директор школы Дагмар Нэгеле:
– “Европейские школы” должны стремиться к воспитанию детей в условиях многоязычия. Другими словами, мы стремимся к тому, чтобы дети в Европе в будущем свободно владели сразу несколькими языками или по крайней мере могли объясниться на нескольких языках. Наши ученики могут свободно выбирать (правда, такой выбор они должны сделать обязательно), какие языки хотят изучать – итальянский, испанский, португальский, голландский, турецкий, немецкий, французский? Причем языки они должны начинать учить с нуля, то есть ни один из них не должен быть их родным языком.
Руководители и педагоги “Европейской школы” уверены, что любой выпускник среднего учебного заведения должен владеть несколькими, а не каким-то одним иностранным языком. Примечательно, что кельнская школа – это далеко не единичный пример мультилингвального воспитания. По всей Европе, говорит Дагмар Нэгеле, подобные учебные заведения объединились в “Систему школ европейской ориентации” (NEOS) и сотрудничают между собой, стараясь дать своим ученикам опыт общения на разных языках.
– Примерно 30 школ очень активно работают в этом направлении в Германии, а вместе со школами-партнерами по всей Европе они образуют сеть из ста таких учебных заведений. В 1999 году программа NEOS была удостоена языкового сертификата Европейской комиссии, то есть своеобразного сертификата качества. Своим примером мы хотим увлечь и другие школы, чтобы и они активнее включали иностранные языки в свои учебные планы.
“Европейские школы” обрели особую популярность и известность именно сейчас еще и потому, что Европейская комиссия объявила 2001 год Европейским годом языков. Однако в отличие от этой одноразовой компании программа NEOS не ограничена по времени. Мотивы инициаторов и пропагандистов этой программы вполне понятны, но чем интересна “Европейская школа” для ее учеников? Зачем они добровольно учат сразу несколько иностранных языков? На эти вопросы можно получить иногда самые неожиданные ответы. Вот только некоторые из них:
– Меня зовут Плачидо Кантарелла, и я учу много языков прежде всего потому, что мне это нравится. Да и потом, эти знания мне могут пригодиться в будущем.
Хотя от учеников “Европейской школы” в Кельне можно услышать и такое:
– Меня зовут Джессика, я учу итальянский и английский. Французский я не стала брать, потому что мне он показался слишком трудным. Английский язык мне кажется важнее, потому что в других странах говорят в основном на английском.
Против подобного заявления ничего не могут возразить даже преподаватели иностранных языков. Они тоже давно заметили, что на многих семинарах, в которых участвуют как немецкие, так и иностранные ученики, важнейшим языком общения является английский, даже если у школьников есть возможность изъясняться и на других европейских языках. Педагоги признают, что английский должен обязательно входить в набор основных языков, которые изучают питомцы “Европейской школы” в Кельне.

По материалам журнала “Европа и европейцы”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru