Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ 
 

Сергей ТАШЕВСКИЙ

Медленнее шепота, быстрее крика

Одна японская школьница лет двадцать назад перекричала реактивный самолет. На каких-то общеяпонских состязаниях. Ее крик (147 децибел) измерили специальным прибором и занесли в «Книгу рекордов Гиннесса». Это была тихая, смирная девочка, и на следующий день она пришла в школу, сидела за первой партой, записывала домашнее задание и шепотом о чем-то спрашивала соседку. Интересно, летала ли она с тех пор на самолетах и приходилось ли ей прилагать усилия, чтобы сдержать крик?

Говорят, что глаза дают человеку чуть ли не 90 процентов информации. Но ничто не будоражит его так, как звук. Самые большие страхи, надежды, разочарования приходят к нам вместе со звуками. Мы слишком крепко связаны с теми существами, которые еще не знали, что такое видеть. И рифма в стихах не просто дань традиции. То есть куда большая дань, нежели кажется на первый взгляд.

У каждого существа на Земле, от крошечной мыши, живущей сорок дней, и до черепахи, проживающей триста лет, сердце совершает за жизнь примерно равное число ударов. Суть рок-н-ролла и классической музыки одна и та же, и странно утверждать, будто черепаха – высшее существо, лишь потому, что она живет три века.

Телефон меняет голос. Не так, чтобы он стал неузнаваем. Нет. Он узнается с первой секунды. Но меняется что-то другое. Мы почти никогда не прикладываем ухо к губам того, кто говорит. Разве что во время тяжелой болезни или чтобы расслышать шепот в темноте. А тут это обычный способ разговора.

Едва услышав голос, я хочу положить телефонную трубку. Я перестаю слушать и слышать. Едва услышав голос, я хочу, чтобы он не умолкал никогда. Я перестаю слушать и слышать. Мне не верится, будто действительно сначала было слово, то есть значение. Сначала была интонация.

Странно, как на человека действуют некоторые звуки. Скрип железа по стеклу, рвущаяся бумага... Я к ним совершенно равнодушен. Я уязвим лишь для одного звука – когда кусают зеленое, неспелое яблоко. Все, что мы не можем использовать и объяснить, поневоле становится нашей тайной. Немного забавной, потому что она ничего не стоит.

Девочка, перекричавшая реактивный самолет, – ей, наверное, грустно, потому что она не может перекричать саму себя. Ей уже под тридцать лет. Она разговаривает очень тихо, работает в приличной компании. Где-то там, на островах. Добраться в ту сторону можно лишь по воздуху. Со скоростью крика.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru