ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Галина АНДРИАНОВА,
кандидат педагогических наук,
заместитель директора образовательного центра
“Эйдос”
(andrianova@eidos.ru )
На дистанциях “Эйдоса”
Олимпиада для каждого школьника
«Не бойся необычных идей и
сумасшедших ответов!
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и
фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные
открытия!
Наверное, любой учитель в глубине души
мечтает, чтобы его ученики стали лучшими, чтобы
их успехи (а значит, и его) были признаны кем-то
еще. Участие школьника в олимпиаде – награда для
творческого учителя. Но участвовать в
традиционных очных олимпиадах всероссийского и
международного уровня может лишь малая часть
школьников, специально обученных и
подготовленных. Как быть ребенку, который хорошо
занимается в далекой российской глубинке и
стремится проявить свой талант в учебном
конкурсе?
Эвристические олимпиады центра дистанционного
образования “Эйдос” (www.eidos.ru)
дают возможность любому школьнику из России и
стран СНГ заявить о себе, никуда не выезжая.
Участник дистанционной олимпиады по русскому
языку, математике, литературе, английскому языку,
физике, астрономии выполняет задания на месте и
присылает их в жюри олимпиады по электронной
почте. Задания распределяются по возрастным
группам: 1–2, 3–5, 6–7, 8–9, 10–11 классы.
Чтобы подготовиться к дистанционной
эвристической олимпиаде, не надо судорожно
пролистывать все учебники по школьным предметам.
Дело в том, что задания олимпиады
разрабатываются без привязки к стандартным
программам, что позволяет ученикам на равных
соревноваться в творчестве, используя базовые
знания. Такие задания мы называем открытыми, так
как, предлагая учащемуся раскрыть свои знания и
творческие способности, они не предполагают
единственного правильного ответа. Ученик не
может списать ответ с учебника или у соседа по
парте. Напротив, он открывает в себе неожиданные
способности, понимает, что может сотворить новый
мир, выплеснуть скрытые, подчас сумасшедшие
мысли, которым нет места на обычных занятиях.
Можно найти невероятные и ошеломляющие варианты,
выполняя одно и то же задание.
График дистанционных
эвристических олимпиад образовательного центра
“Эйдос”
19 декабря 2002 г. – математика
23 января 2003 г. – английский
язык
20 февраля 2003 г. – астрономия
11–13 марта 2003 г. – VII
Международная дистанционная эвристическая
олимпиада (межпредметная)
17 апреля 2003 г. – физика
15 мая 2003 г. – история
|
Мнение участников
Рассказывая о своем участии в олимпиаде,
школьники часто пишут вначале о страхе перед
олимпиадными заданиями, а затем о чувстве
восторга и радости, которое охватывает их, когда
ответ найден.
Андрей Андреев, 7 «Б» класс, гимназия № 77, г.
Тольятти:
“Я считаю, что справился с заданием, я понял,
что если подумать, то можно выразить свои мысли
красиво и понятно. У меня вызвали интерес все
задания, потому что во всех надо ломать голову, а
это мне нравится. Идя на олимпиаду, я очень
волновался, но потом успокоился и сумел передать
свои мысли четко и кратко. С каждым вопросом я
чувствовал себя комфортнее, и ко мне все больше и
больше приходило вдохновение”.
Павел Карпов, 5 “Д”, МОУ “Гимназия № 9», г.
Череповец:
“Я лучше понял прелесть английского языка
после олимпиады... Мне больше всего понравилось
описывать фантастическую комнату, потому что в
этом задании нужно проявить все свое творчество.
При выполнении заданий я чувствовал страх. У меня
вызвали затруднение задания, где надо было
составить загадку. Но я справился. Я хочу
поблагодарить тех, кто придумал эту
интереснейшую олимпиаду... Желаю им всего
хорошего”.
Ирина Карпова, 7 “Б” класс, г. Санкт-Петербург:
“Я поняла, что на некоторые вопросы, кажущиеся
с первого взгляда простыми, не так легко
ответить, что на некоторые вещи надо смотреть
неординарно, и всё покажется проще. Я научилась
использовать свою фантазию, смотреть на вещи со
своей позиции, объяснять свои мысли так, чтобы
окружающие их не только понимали, но и поддержали
меня, подхватили мою идею. Я всегда волнуюсь
перед олимпиадой. Но на этот раз не беспокоилась.
Задания были очень увлекательные, а вопросы
трудные. Во всех заданиях придерживалась полета
своих мыслей”.
Примеры заданий
В дистанционных олимпиадах по русскому
языку (1999–2001 гг., всего участвовали 1235 учащихся)
школьники вносят свой личный вклад в решение
научных проблем, стоящих перед данной предметной
областью, исследуют важнейшие фундаментальные
понятия русского языка: знак, правило, уровни
языковой системы и другие.
НОМИНАЦИЯ “ИСКЛЮЧЕНИЯ”. Вы участник
государственной комиссии по реформированию
орфографии. Обсуждается проблема исключений из
правил. Какие способы избавления от исключений
вы могли бы предложить? Приведите примеры.
НОМИНАЦИЯ “ЗНАКИ”. Каждый пунктуационный знак в
русском языке имеет свой смысл. Кроме того, из
комбинаций некоторых знаков образованы новые
знаки, например двоеточие, многоточие, точка с
запятой. Используя данный способ, предложите
новые пунктуационные знаки. Поясните их
назначение и необходимость.
Олимпиады по английскому языку (1999–2002 гг., всего
1410 учащихся) предлагают школьникам осуществить
анализ и синтез национальных традиций, мировых
тенденций слияния и отделения культур.
НОМИНАЦИЯ “ДИАЛОГ КУЛЬТУР”. Придумайте общую
политическую партию двух стран: России и Америки.
Разработайте цели ее деятельности и предложите
совместные мероприятия.
Младшие школьники сравнивают основные языковые
понятия двух культур: звук, букву, алфавит, слово
и рисуют на компьютере их образы.
Старшеклассники воспроизводят национальные
культурные особенности в задании по разработке
чат-конференции представителей Америки, России и
Англии на тему “Защита от компьютерных
вирусов”.
Открытые задания для дистанционных олимпиад по
информатике (2001 г., всего 613 учащихся) развивают
творческие способности школьников в точных
науках – математике, информатике, физике.
НОМИНАЦИЯ “ИДЕЯ”. Перечисли все возможные
варианты, для чего тебе нужна личная веб-страница
в сети Интернет. Свои идеи подкрепи примерами.
Приветствуются неожиданные и оригинальные
варианты решений.
Карта ИНТЕРНЕТА. Виртуальное
интернет-пространство имеет свою географию.
Предложите карту Интернета, которая отражала бы
содержание сети и помогала ориентироваться в
ней. Опишите идею такой карты, ее основные
элементы и принципы работы с ней.
Организация
Принять участие в дистанционной
олимпиаде могут школьники от 6 до 18 лет, имеющие
доступ к электронной почте. Задания олимпиады
выполняются участниками с помощью компьютера в
назначенный день. Происходит это самостоятельно
или под руководством местного координатора –
родителя, учителя, старшего товарища.
Выполненные работы в тот же день отсылаются по
электронной почте в оргкомитет олимпиады.
Дистанционное жюри из специалистов Российской
академии образования оценивает работы по
установленным критериям, после чего лучшие из
них размещаются в сети Интернет для всеобщего
обозрения и обсуждения, при этом составляется
рейтинг участников в данной олимпиаде. Это очень
важно, так как любой школьник может оценить свои
успехи, соотнося их с результатами учащихся из
других регионов России и стран СНГ.
Призеры и лауреаты дистанционной олимпиады
награждаются призами и дипломами РАО, которые
высылаются им по обычной почте. Многие школьники
представляют свои грамоты при вступительных
экзаменах в вуз. Локальные координаторы не раз
получали для своих школ компьютеры, оборудование
и инвестиции, представляя успехи своих учеников
в дистанционных эвристических олимпиадах центра
“Эйдос”. Оргкомитет олимпиады намерен и в
дальнейшем поддерживать лучших учеников и
локальных координаторов, высылать при
необходимости письма в их поддержку на места и в
приемные комиссии учебных заведений.
Некоторые школы могут играть сразу несколькими
командами. В каждой возрастной группе кроме
индивидуального подведения итогов проводится
официальное командное первенство. В командном
первенстве по каждой возрастной группе
принимают участие те школы, которые представляют
в данной возрастной категории от 10 человек и
более. Зачет в командном первенстве производится
по десяти лучшим результатам всех
представителей команды в данной возрастной
группе.
Как же принять участие в олимпиаде? Здесь многое
зависит от учителя – локального координатора,
который проведет подготовительную
организационную работу.
Подготовка к олимпиаде
Более 100 творческих работ призеров
дистанционных олимпиад и проектов размещены по
адресу http://www.eidos.ru/creat-works.htm. Их внимательное
изучение окажет существенную помощь в
подготовке к эвристической олимпиаде. Кроме
того, можно пройти специальные курсы.
Большое Соревнование
Итак, заявка на участие в олимпиаде
выслана и школьники зарегистрированы, пришло
время Большого Соревнования. Как правило, за один
день до олимпиады локальные координаторы всех
зарегистрированных участников получают по
электронной почте олимпиадные задания и условия
их выполнения.
Перед проведением олимпиады многие учителя и
ребята оформляют для себя специальные визитные
карточки участников, которые им предоставляет
центр “Эйдос”, надевают торжественную форму,
фотографируются и иногда присылают свои
фотографии вместе с работами. Участников ждет
приветственное слово председателя оргкомитета
олимпиад – академика Международной
педагогической академии, доцента педагогических
наук Андрея Викторовича Хуторского.
Олимпиада, как правило, состоит из пяти
номинаций, но участники могут выбрать и меньше.
Лучшие работы жюри определяет по каждой
номинации отдельно, присваивая школьникам
звание лауреатов, абсолютными же победителями
олимпиады становятся те, кто набирает наибольшее
количество баллов по сумме всех номинаций.
Универсальными критериями для творческой
олимпиады являются объем и содержание ответа,
степень творчества, новизна идеи или разработки,
логичность, аргументированность,
мировоззренческая основа и личностное отношение
к проблеме.
Набирать ответы на компьютере детям младшей и
средней групп помогают взрослые, однако
редактирование и изменение ответов при этом не
допускаются. В комментарии к ученической работе
учитель указывает, в чем автору была оказана
помощь, например, “помощь в наборе текста”.
Участники из средней и старшей групп ответы на
задания набирают и обрабатывают на компьютере
самостоятельно.
После проведения олимпиады ребята вместе с
локальным координатором собираются и обсуждают
свое участие в олимпиаде. Каковы мои главные
результаты, что я понял, чему научился? Как я
выполнил задания олимпиады, какими способами?
Что я чувствовал при этом? Каковы были основные
трудности и как я их преодолевал? Очень часто
такие занятия проводятся в неформальной
обстановке за чаепитием.
Система дистанционных предметных олимпиад с
открытыми заданиями дает школьникам и педагогам
разных стран и городов возможность в течение
одного или нескольких учебных лет выстраивать
собственные образовательные траектории,
отслеживать свое развитие и сравнивать его с
успехами других участников. Результаты по
отдельным номинациям эвристической олимпиады
служат для ребят основой для продолжения
образования в форме дистанционных эвристических
курсов, проектов, тесно связанных с
дистанционной эвристической олимпиадой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|