ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Линда ХАРАЗИМ
Перевод Овены КОРСУНОВОЙ
Обида online
«Бегущий огонь», или Ошибки
коммуникации
Проведение образовательных
конференций и форумов имеет свои тонкости.
Учитель отвечает не только за учебное
содержание, которое вынесено на обсуждение, но и
за то, чтобы общение участников, происходящее
«здесь и сейчас», обошлось без обид и личных
нападок.
«Бегущим огнем» я называю использование
негативных комментариев, грубых или обидных
замечаний или другого «эмоционально
заряженного» языка в интернет-общении – сетевые
эквиваленты крика или, возможно, кулачной драки
на школьном дворе. Это порой похоже на
неконтролируемый огонь: ядовитое или сердитое
замечание одного – и второй подбрасывает еще
больше дров в перепалку.
Приведем пример «бегущего огня» на ученической
конференции. Один из участников эмоционально
высказался о беспорядках в Лос-Анджелесе,
допустив несколько речевых и грамматических
ошибок, и получил резкий ответ:
Нана (реагирует на ошибки Дэна). Тема:
беспорядки.
Немного грамматики.
Пиши «сделать» вместо «зделать».
«Тихой» – это устарело, надо – «тихий».
Что, больше ни у кого не было нормальных учителей
английского языка?
СГ. Тема: грамматика.
Нана, я с тобой! Я знаю, что некоторые из
замеченных тобой ошибок – это только опечатки,
которые легче оставить, чем потом исправлять. НО,
похоже, люди уже не владеют основами родного
письма.
Дэн. Тема: плохой английский.
Тема была – беспорядки в Лос-Анджелесе, Нана и
СГ отклонились от нее на тысячу километров…
Действительно образованный человек ответил бы с
точки зрения макро- или микросоциологии.
ВГ. Тема: еще худшая позиция!
Дорогой Дэн, ты совершенно несносен, критикуя
Нану и СГ за то, что они отклонились от темы «на
тысячу километров». Не возомнил ли ты себя Богом,
способным критиковать людей за свободу мышления?
Да, беспорядки в Лос-Анджелесе ужасны, но не
более, чем скучные люди. Одна из их самых больших
проблем – трудности с общением… Я с Наной и СГ.
Ты ко времени окончания школы или сам хорошенько
подучи английский, или закончи какие-нибудь
коррекционные курсы.
В этот момент вмешательство учителя прервало
нападки на конференции, но они легко перешли в
личную переписку. Вот письмо Наны, которое
заканчивается сообщением, что она настолько
выбита из колеи, что не хочет продолжать
дистанционное обучение. Совет учителя был
необходим, чтобы она внесла изменения в свои
планы.
Нана – учителю:
Дорогой профессор, я думаю, что была просто
глупой. Я никогда не думала, что смогу так
огорчить кого-нибудь. Я пересылаю последнее
письмо Дэна. Не ищите меня в он-лайне в следующем
году, сейчас я чувствую себя очень неуютно из-за
того, что произошло.
Прикреплено: Дэн – Нане.
Нана, мне до сих пор трудно поверить, что ты не
смогла понять сообщение из-за грамматических
ошибок и опечаток. Я коренной американец, но
действительно имею некоторые проблемы с
грамматикой. То, о чем я рассказал, очень
взволновало меня, потому что могло произойти и со
мной. Жестокость преследовала афро-американцев
не одно поколение…
Другие афро-американцы прочли твое сообщение и
пришли к заключению, что ты расистка или фанатик.
Я скорее оправдываю тебя и говорю, что ты невежа.
Подумай, каждый раз, когда кто-то из наших людей
выступит против несправедливости, его мнение
изучат под микроскопом, его высмеют. Это типичное
отношение людей, которые владеют полной свободой
и привилегиями. Тактика, которой ты
воспользовалась, самая обычная. И мне только
стыдно за тебя.
Учитель – Нане:
Тебе не следует от всего отказываться… Просто
запомни: обидеть людей, общаясь в он-лайне, легче,
чем при общении в живую. Ты объяснила ему, что не
имела возможности знать его расу, так что твои
действия не могли быть проявлением расизма?..
Нана – учителю:
Да, я послала ему ответ, сказав, что ничего не
знала о нем. Вы, верно, правы, что люди более
обидчивы в он-лайне. Думаю, я навсегда запомню
этот поучительный случай. До встречи в он-лайне в
следующем году.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|