Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Предыдущую страницу дневника смотрите, пожалуйста, в № 54 за 2002 год

Овена КОРСУНОВА

Если учебную задачу решают дети – почему ее условия придумывают только взрослые?

Дневник виртуальной школы

Уже доказано, что работа с Интернетом для человека полимотивирована. Проще говоря, обращаясь к Сети, дети и взрослые решают разнообразные задачи: деловые, познавательные, игровые, задачи общения, самореализации, самоутверждения и отдыха. Поэтому образовательные проекты, связанные с Интернетом, также затрагивают самые разные жизненные интересы ребенка и разные проблемы, конечно. Как помочь юному пользователю служб Интернета стать сразу и успешнее, и образованнее, и добрее? Давайте предпошлем этот вопрос чтению сегодняшних статей. А “Дневник виртуальной школы” продолжает описывать шаги проекта самостоятельного учения, который разворачивается на трех экспериментальных площадках России.
Сегодня мы отправляемся в московскую школу №71.

Быть может, вы, наши читатели, заметили, что дневнику проекта “Виртуальная школа” уже исполнился год. Первую запись мы сделали 6 октября прошлой осенью. Тогда еще трудно было понять, что же такое виртуальная школа: школа без стен, школа, ориентированная на компьютерные технологии, или... Постепенно, размышляя и беседуя с коллегами, учеными, ребятами, мы решили, что нужно придумывать и строить школу самостоятельного учения, свободной учебной работы. Что если дать детям всевозможные познавательные материалы и источники информации и не препятствовать освоению учебной программы в индивидуальном режиме? Для этого потребуется изменить многое: оснащение кабинетов, расписание, систему оценки и контроля. Возможно, ребенок сам станет решать, как долго ему заниматься математикой, или русским языком, или рисованием. Трое-четверо, а то и пятеро учителей одновременно будут работать с большой группой детей одного или разных возрастов. Привычная триада “один урок – один учитель – один класс” рассыплется в нашей “виртуальной школе”. Попробовать, как это можно сделать реально, взялись в трех местах: в г. Ефремове Тульской области, в Москве и на Чукотке.

Особое расписание

В московской школе №71 решили, что начнут создавать новую систему обучения не только для ребят 4–6 лет – завтрашних первоклассников, не только для “началки”, но и для пятиклашек.
Согласитесь, перестраивать старое сложнее, чем строить новое. Именно обучение пятого класса обсуждалось и обсуждается учителями и родителями 71-й школы с особенным жаром. На сегодня, рассказывают они, свободная работа детей занимает примерно половину учебного времени. Кроме этого, есть еще уроки и лекции.
В форме обычных уроков решили преподавать, во-первых, те предметы, где важна совместная работа всего класса, умение выстроить и соотнести различные точки зрения. Это литература, граждановедение. Во-вторых, те, для которых необходим постоянный состав группы учеников и регулярные занятия под руководством учителя: английский язык, физкультура. Уроки (их два в течение дня) занимают в расписании строго определенное, как здесь говорят, “фиксированное” место.
По математике, русскому языку, естествознанию проводятся установочные лекции. Их место тоже закреплено в расписании (с утра).
Когда же ребята попадают в ситуацию свободной учебной работы? Во время “лабораторий”. Тогда сразу работают до пяти кабинетов, и каждый ученик выбирает себе учебный маршрут, решает, где и как долго он будет учится: рассматривать учебные материалы, выполнять задания, консультироваться с педагогом или товарищами. Итоговую работу по теме можно будет сдать в конце недели, или раньше, или позже, словом, как только почувствуешь, что готов.

Кураторы

До начала занятий и в обед пятиклассники могут обсудить свой учебный день с кураторами. За одним взрослым закреплена группа в 7–8 ребят. О чем они говорят? Сейчас так получается, что кураторы работают по-разному: кто-то сосредоточен на учебе детей и обсуждает ее, кому-то важнее взаимоотношения в группе, свободные детские рассуждения. Но все чаще педагоги задумываются вот над чем. Если мы говорим о свободной учебной работе, об интересе ребенка, индивидуальном темпе обучения, то важно, чтобы наш школьник не просто попал в более или менее комфортные и развивающие учебные условия, которые придумали для него взрослые, а взялся сам их создавать. Сам решал, какая ему нужна школа. Готовы ли мы обсуждать это с детьми?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru