ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Предыдущую страницу дневника
смотрите, пожалуйста, в № 54 за 2002 год
Если учебную задачу решают дети –
почему ее условия придумывают только взрослые?
Дневник виртуальной школы
Уже доказано, что работа с Интернетом
для человека полимотивирована. Проще говоря,
обращаясь к Сети, дети и взрослые решают
разнообразные задачи: деловые, познавательные,
игровые, задачи общения, самореализации,
самоутверждения и отдыха. Поэтому
образовательные проекты, связанные с Интернетом,
также затрагивают самые разные жизненные
интересы ребенка и разные проблемы, конечно. Как
помочь юному пользователю служб Интернета стать
сразу и успешнее, и образованнее, и добрее?
Давайте предпошлем этот вопрос чтению
сегодняшних статей. А “Дневник виртуальной
школы” продолжает описывать шаги проекта
самостоятельного учения, который
разворачивается на трех экспериментальных
площадках России.
Сегодня мы отправляемся в московскую школу №71.
Быть может, вы, наши читатели, заметили,
что дневнику проекта “Виртуальная школа” уже
исполнился год. Первую запись мы сделали 6
октября прошлой осенью. Тогда еще трудно было
понять, что же такое виртуальная школа: школа без
стен, школа, ориентированная на компьютерные
технологии, или... Постепенно, размышляя и беседуя
с коллегами, учеными, ребятами, мы решили, что
нужно придумывать и строить школу
самостоятельного учения, свободной учебной
работы. Что если дать детям всевозможные
познавательные материалы и источники информации
и не препятствовать освоению учебной программы в
индивидуальном режиме? Для этого потребуется
изменить многое: оснащение кабинетов,
расписание, систему оценки и контроля. Возможно,
ребенок сам станет решать, как долго ему
заниматься математикой, или русским языком, или
рисованием. Трое-четверо, а то и пятеро учителей
одновременно будут работать с большой группой
детей одного или разных возрастов. Привычная
триада “один урок – один учитель – один класс”
рассыплется в нашей “виртуальной школе”.
Попробовать, как это можно сделать реально,
взялись в трех местах: в г. Ефремове Тульской
области, в Москве и на Чукотке.
Особое расписание
В московской школе №71 решили, что начнут
создавать новую систему обучения не только для
ребят 4–6 лет – завтрашних первоклассников, не
только для “началки”, но и для пятиклашек.
Согласитесь, перестраивать старое сложнее, чем
строить новое. Именно обучение пятого класса
обсуждалось и обсуждается учителями и
родителями 71-й школы с особенным жаром. На
сегодня, рассказывают они, свободная работа
детей занимает примерно половину учебного
времени. Кроме этого, есть еще уроки и лекции.
В форме обычных уроков решили преподавать,
во-первых, те предметы, где важна совместная
работа всего класса, умение выстроить и
соотнести различные точки зрения. Это
литература, граждановедение. Во-вторых, те, для
которых необходим постоянный состав группы
учеников и регулярные занятия под руководством
учителя: английский язык, физкультура. Уроки (их
два в течение дня) занимают в расписании строго
определенное, как здесь говорят,
“фиксированное” место.
По математике, русскому языку, естествознанию
проводятся установочные лекции. Их место тоже
закреплено в расписании (с утра).
Когда же ребята попадают в ситуацию свободной
учебной работы? Во время “лабораторий”. Тогда
сразу работают до пяти кабинетов, и каждый ученик
выбирает себе учебный маршрут, решает, где и как
долго он будет учится: рассматривать учебные
материалы, выполнять задания, консультироваться
с педагогом или товарищами. Итоговую работу по
теме можно будет сдать в конце недели, или раньше,
или позже, словом, как только почувствуешь, что
готов.
Кураторы
До начала занятий и в обед пятиклассники
могут обсудить свой учебный день с кураторами. За
одним взрослым закреплена группа в 7–8 ребят. О
чем они говорят? Сейчас так получается, что
кураторы работают по-разному: кто-то
сосредоточен на учебе детей и обсуждает ее,
кому-то важнее взаимоотношения в группе,
свободные детские рассуждения. Но все чаще
педагоги задумываются вот над чем. Если мы
говорим о свободной учебной работе, об интересе
ребенка, индивидуальном темпе обучения, то важно,
чтобы наш школьник не просто попал в более или
менее комфортные и развивающие учебные условия,
которые придумали для него взрослые, а взялся сам
их создавать. Сам решал, какая ему нужна школа.
Готовы ли мы обсуждать это с детьми?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|