ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ
Мы привыкли думать, что учеба – это
серьезно, а всякие игры-игрушки – детская забава,
разрядка, отдых в свободное от важных дел время.
“Делу – время, потехе – час”. Однако с
древнейших времен дети упорно продолжают играть
и, возможно, именно так получают знания о жизни, о
себе, о людях. Сегодня арсенал развлечений
неимоверно вырос, появились электронные,
компьютерные забавы. Родители недовольны:
отвлекает от школы, мешает делать домашние
задания. А может, школа иногда становится помехой
живой познавательной деятельности ребенка?
Вопрос в том, чему мы хотим научить, как понимаем
смысл и цели образования.
Ставим на кон... математику!
Крестики-нолики
Одна знакомая учительница, впервые
увидев, как я играю с детьми, сказала: «Да что тут
делать-то?! Вывалила игры на стол – и все!» Тогда я
на нее немного обиделась. Но теперь, через много
лет, думаю, что она была кое в чем права. Ведь я
всегда стремилась, чтобы меня было как можно
меньше видно и слышно на занятии. Чтобы дети сами
играли, выбирали, сами решали возникающие
проблемы. Хотя, конечно, роль педагога, взрослого,
не сводится к наблюдению за порядком или
собиранию игрушек. Ведь они используются для
самых разных учебных целей!
Сначала я вела математические занятия с малышами,
теперь – уроки математики в средней и старшей
школе, но по-прежнему на партах лежит множество
самых разнообразных игр. Большинство хорошо
известны: парные карточки, «Пентамино», разные
геометрические головоломки: «Пифагор», «Сфинкс»,
игра «Сого» (трехмерные крестики-нолики),
«Реверси», «Турнир», комбинаторные игры на
передвижение типа «15», «16», «Логика», некоторые
игры Никитиных… Можно добавлять и придумывать
до бесконечности. Дело не только в том, во что мы
играем. Гораздо важнее, как организовано игровое
пространство.
Правила безопасности
Думаю, всем понятно, почему так важна для
ребенка игра. В ней могут удовлетворяться его
основные потребности – в деятельности, в успехе,
в преодолении препятствий, в общении, в признании.
Теперь о педагогических целях. Развитие
логического мышления, математические навыки и
тому подобное лишь повод. Хотя, говоря о
развивающих играх, имеют в виду обычно именно это.
Я думаю, развитие творческих способностей –
более высокая цель. Например, старинная игра
«Пентамино». Ведь существует несколько тысяч
способов уложить детали в коробочку. Мы
развиваем не только пространственное
воображение, но и умение фантазировать, то есть
творческие способности.
Развитие умения задавать вопросы тоже важная
цель.
Если все же говорить про интересы предметные (то
есть про математику), оказывается, можно научить
строить математические теории. Для этого нужно
не жалеть времени на обсуждение системы понятий,
правил игры, разных тактик и стратегий выигрыша.
Более конкретные знания ребенок тоже получает,
но «контрабандой», незаметно. Например, сидеть и
учить таблицу умножения довольно скучно, но,
играя в парные карточки (смысл игры – найти
карточки с одинаковым результатом), приходится
запоминать ради победы, где какая карточка лежит,
а заодно выучивается таблица умножения.
В игре развивается культура общения. Прежде
всего речь идет о правовом воспитании. Дело в том,
что в основе каждой игры лежит идея равных
возможностей. Часто можно услышать:
– Ты нечестно играешь! Что, самый умный?
– Я так не играю!
Вместе со взрослым ребенок учится выслушивать
собеседника, соблюдать правила игры.
Правила я объясняю по ходу, больше показываю, чем
говорю. Желание играть, продемонстрировать свои
возможности, получить удовольствие от процесса
заставит участников уловить намек, догадаться,
сделать логический вывод, подумать о партнере.
Смена впечатлений
Конечно, нельзя просто разложить
хорошие игрушки на столе, позаботиться о
соблюдении правил и думать, что остальное
произойдет само собой. Я много думаю о
чередовании занятий, о том, кому, что и в каком
порядке предложить.
Стараюсь сделать так, чтобы дети не чувствовали
усталости и не теряли интереса. Прежде всего
меняю игры:
– по количеству игроков (общие, групповые,
парные…),
– по типу развивающихся способностей (память,
внимание, логическое и конструктивное мышление,
творческие и комбинаторные способности,
пространственное воображение и т. д.)
– по типу приобретаемых математических знаний,
– по продолжительности,
– и по другим типам классификации.
Хорошо, если человек уходит немного не
наигравшись.
Сидящие за одним столом дети получают одинаковую
игру, и поэтому возникает элемент
состязательности, которого не хватает дома. Что
самое интересное в каждой игре? Партнер! Отсюда
вывод – лучше, если в комнате не парты, а столы на
4–6 человек, есть возможность менять место,
компанию.
Ребенок боится, когда все незнакомо, поэтому
соотношение известного и неожиданного очень
важно угадать. Первую и последнюю игры я почти не
меняю, а даю в вариациях. Возникает чувство
стабильности, предсказуемости. Но остается
интрига, возможность открытий.
Участие и победа
Вспоминаю всех ребят, их лица, характеры,
проблемы. С кем-то я обещала сегодня сыграть сама.
Петька в прошлый раз много жульничал – сегодня
получит игру, в которой это невозможно. Ваня
постоянно выигрывает и слишком задирает нос.
Сегодня попробую посадить его с Машенькой. Она
младше, но наверняка обыграет. Вообще умение
выигрывать не менее важно, чем умение
проигрывать. Но к манипуляциям игроками я
отношусь осторожно, так как в моих руках не исход
игры, а успешность ребенка в очень значимой для
него части жизни. Или просто в жизни.
На первых занятиях я сама раздаю игры, вроде бы
ограничивая свободу участников. Но дети не сразу
научатся выбирать: многие хватаются то за одно,
то за другое, бросают, даже не разобравшись. Лишь
со временем большинство осознают, что им по-настоящему
интересно. Вот тогда я не в силах отказать!
Так же аккуратно вмешиваюсь в выбор партнеров.
Это серьезно. Вот с человеком никто не хочет
играть. Почему? Я сяду сама поиграю, разберусь,
осторожно поговорю. Я часто играю с детьми и
стараюсь держаться по возможности на равных, не
раздавать свысока похвал. Да это и не нужно, ведь
всем видно, кто как играет.
И никаких призов! Дети получают удовольствие от
самого процесса игры, от общения с друзьями, а
самая лучшая награда – победа в справедливой
борьбе по правилам.
Стараюсь не подсказывать. У ребенка именно здесь
полная свобода выбора – в нахождении
собственной стратегии и тактики. А дальше можно
сравнивать, искать оптимальный способ, можно
говорить и о критериях оптимальности. (Помните –
математические теории…)
Очень здорово, если случается заманить в кабинет
чью-нибудь маму, а еще большая удача – какого-нибудь
сильно занятого папу! Любящие родители сразу же
начинают подсказывать своему ненаглядному, не
словами, так всякими жестами – хотят, чтобы
выиграл! Тогда приглашаю их сыграть со своим
ребенком. Оказывается, сто лет не играли вместе! В
этот момент азарт достигает немыслимых пределов.
Все подсказки прекращаются. Минут пятнадцать
пообщаться на равных – это главная победа!
В начале учебного года, когда только формируются
группы, мы очень много работаем над освоением
правил поведения в нашем пространстве и над
правилами игры. Я, конечно, сильно влияю на
ситуацию. Но самые удачные мои занятия – те, на
которых ребята точно знают, чем хотят заняться и
с кем, а мне можно почти все время играть с кем-нибудь.
Никто не ругается, все погружены в размышления и
в общение друг с другом, никому не хочется, чтобы
игра заканчивалась.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|