Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ 
 

Мы привыкли думать, что учеба – это серьезно, а всякие игры-игрушки – детская забава, разрядка, отдых в свободное от важных дел время. “Делу – время, потехе – час”. Однако с древнейших времен дети упорно продолжают играть и, возможно, именно так получают знания о жизни, о себе, о людях. Сегодня арсенал развлечений неимоверно вырос, появились электронные, компьютерные забавы. Родители недовольны: отвлекает от школы, мешает делать домашние задания. А может, школа иногда становится помехой живой познавательной деятельности ребенка? Вопрос в том, чему мы хотим научить, как понимаем смысл и цели образования.

И.В. ВЕРЕЗУБОВА,
ведущий научный сотрудник
Городского Центра развития образования,
методист ОблЦИТа
А.Е. ВЛАЗНЕВА
и координатор образовательных проектов НООС,
методист ОблЦИТа
г. Новосибирск

Как включить знания в правила игры?

Сетевые развивающие игры интеллект-клуба НООС (Новосибирской областной образовательной сети)

Человечество выжило, потому что играло…
Й.Хейзинга
Исходный смысл игры — переживания полноты бытия,
практика раздвигания горизонтов бытия,
порождение новых миров.
С.А.Смирнов

Развивает и развивается

Современная школа ищет новые подходы к организации образовательного процесса. Мировой педагогической практикой давно признано, что уникальным средством обучения и развития является игра. Именно поэтому можно рассматривать интеллектуальную игру как одну из перспективных форм работы в школе, способную развивать не только ученика, но и саму систему образования. Третий год творческая лаборатория городского Центра развития образования Новосибирска работает над проблемой «Интеллектуальная игра как перспективная форма развивающего и развивающегося образования». В настоящее время создана своеобразная схема, включающая в себя серию ежемесячных игр-тренингов в школах и фестивальные игры. В прошлом году более 8 тысяч учеников 5–11 классов из школ и муниципальных подростковых клубов приняли участие в этих играх, объединенных общим названием «Золотой ключик».
Почему наши игры так популярны среди детей и подростков?
Сегодня все устали быть зрителями — хочется активно участвовать в процессе, и игра в полной мере реализует эту потребность. Кроме того, игра — хороший тренер, она учит принимать решения, и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей.

Умным быть – модно

Интеллектуальные игры меняют и ребят, и учителей, позволяют пересмотреть традиционные формы проведения уроков, внеклассной работы. Равноправное сотрудничество и неподдельный интерес всех участников, взрослых и детей, помогают уйти от системы принуждения и подкупа учеников, помогают разрушить барьер между поколениями. Еще в 1647 г. Бальтазар Грациан, испанский иезуит, автор сборника мудрых изречений, писал: «Даже знания должны быть в моде, а там, где этого нет, разумно притворяться невеждой». Сегодня перед школой стоит задача создать моду на знания. Показательно, что в последнее время даже родители стали проявлять интерес к интеллектуальным играм.
Совершенно новые возможности открываются перед нами при использовании сетевых технологий и международной информационный сети Интернет. Эти новые перспективы и возможности необходимо показать ученикам и педагогам, научить грамотно пользоваться ими. В прошлом учебном году был дан старт образовательному интернет-проекту Новосибирской областной образовательной сети – «Мир без границ». В рамках проекта состоялись игры-конкурсы «Все о Германии» и «Все о Франции».
Но, пожалуй, самым интересным событием стали игры клуба по сети. Их организацией занимается областной Центр информационных технологий (ОблЦИТ). Координаторы сетевых игр – Ирина Михеева и Алена Влазнева.

«Золотой ключик»

На наше приглашение принять участие в первых играх откликнулись команды из многих городов: Новосибирска, Владивостока, Иркутска, Омска, Саранска, Стрежевого, Тольятти, Алчевска (Украина)... Всех не перечислишь!
Мы постарались предложить творческие задания, вопросы-рассуждения. Вообще вопрос должен быть таким, чтобы на него не только было интересно отвечать, но и после игры появилось бы желание узнать о предмете вопроса более подробно. Ведь именно после игры начинается познавательный процесс! Когда мы провели первые интеллектуальные игры, получили неожиданную реакцию от библиотекарей, которые просто недоумевали: что же произошло с детьми? Некогда пустовавшие залы наполнились читателями, да еще такими, которым не напасешься книг! Привыкшие к тихой жизни библиотекари, конечно, радовались активности ребят, но переживали из-за невозможности удовлетворить растущие запросы. И вот здесь возможности сети Интернет просто неоценимы. Интернет превращается из средства развлечения в средство обучения!
Сегодня сайт клуба НООС представляет собой игровое пространство, где мы проводим наши интеллектуальные игры, а также серьезный информационный ресурс.
Мы хотим поделиться своим опытом и более подробно представить методику организации и проведения игр в сети.
Тема игры предлагается за месяц до начала игры и выставляется на сайте. За это время ребята могут подготовиться: почитать книги, посмотреть справочники, энциклопедии, разные сайты в Интернете, собрать команду (одноклассники, друзья по школе или двору). Обязательное условие – наличие руководителя-педагога. Все команды регистрируются (анонимные ответы не принимаются), таким образом мы знаем всех участников, и каждый получает именной диплом.

Скорость и время

Организуя образовательный интернет-проект, нужно быть готовым к тому, что придется преодолевать трудности, о которых вы и не подозревали. Одной из таких проблем, с которой столкнулись мы, стала скорость и качество связи. Избалованные хорошими скоростями и устойчивой связью в Новосибирске, мы не предполагали, что в других городах все иначе. Почему обращаем на это ваше внимание? Команды по нашим правилам должны начинать игру одновременно и заканчивать ее вместе. Как это сделать в условиях несовершенной техники? Мы решили работать не в реальном времени on-line, а в режиме off-line. Фиксируется время начала и окончания игры команды. Общее время составляет 40 минут: 1 минута дается на обсуждение и 1 минута на то, чтобы набрать и отправить ответ. Учитывая разную скорость связи, есть еще 10 минут резервного времени для каждой команды.
По условиям игры команда должна последовательно отвечать на все предложенные вопросы. Только дав ответ (правильный или нет – не важно) на один вопрос, можно открыть следующий. Всего предлагается 16 вопросов. Ответы, присланные командой по истечении 40 минут после начала игры, не принимаются. Игра идет 24 часа. Конечно, ребята не сидят за мониторами сутки. Они могут в удобное для себя время войти в игру и за отведенные 40 минут ответить на вопросы. Результат записывается. Таким образом была решена проблема разницы во времени, и в наших играх смогли принять участие команды из разных часовых поясов. По истечении 24 часов на сайте выставляются правильные ответы на все вопросы и ответы команд. Участники могут видеть ответы соперников, узнать верные решения. А через три дня объявляются победители.

От мала до велика

Интеллектуальные игры — это не экзамен, не проверка знаний. Это прежде всего возможность заинтересовать ребенка новой информацией, научить работать в группе, слушать и слышать товарищей по команде, вести диалог. Мы убеждены, что умению сотрудничать приходится учиться не только детям, но и взрослым, педагогам, чиновникам, от которых зависит финансирование школ, провайдерам, которые, при условии налоговых льгот в случае работы с образовательными учреждениями, могут обеспечить устойчивую связь. От взаимопонимания учителей информатики и учителей-предметников, от их желания работать вместе во многом зависит, будут ли в школе развиваться образовательные интернет-проекты.
Развитие сетей в школах и образовательных учреждениях – вопрос очень непростой. Хочется отметить, что города, где уже работают точки свободного доступа к ресурсам Интернета по проекту IATP, имеют реальную возможность через эти центры участвовать в сетевых инициативах. Фонды, финансирующие развитие сетей, способствуют и развитию новых интересных образовательных проектов. Пример тому – программа «Обучение и доступ к Интернету» управления образовательных и культурных программ госдепартамента США, проводимая в России организацией Project Harmony.
Продолжается учебный год, и мы готовимся к новым играм, а также планируем ряд творческих конкурсов.
Приглашаем к сотрудничеству и сотворчеству. Всегда рады новым контактам и друзьям. А найти нас очень просто – на сайте интеллект-клуба Новосибирской областной образовательной сети – НООС http://www.edu.nsu.ru/~ic/index.phtml

По материалам доклада


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru