Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС 
 

Светлана ГОРЧЕНКО,
заместитель начальника Главного
управления образования Чукотского автономного округа,
кандидат педагогических наук,
г.Анадырь

Школьная территория между двух океанов

На нашем северном полуострове до последнего времени даже учебный год начинался не с первого сентября, а где как получится: официально – с 15-го, но разные обстоятельства могли отодвинуть и эту дату. В 2002 году было принято решение вернуть учебный год к его общероссийскому началу.
Школ в округе 52. Считая даже те, где учеников не больше трех. Учителей – около 1800. Казалось бы, все на виду, повышение квалификации можно вести с ювелирной точностью, но…
Самая большая трудность – сложная транспортная схема. С большинством мест сообщение только самолетом, рейс раз в месяц вертолетом до райцентра, далее один в две недели самолет до Анадыря, да еще из-за нелетной погоды задержки, измеряемые не часами, как на материке, а днями, неделями, бывает, и месяцами. Пример не из самых тяжелых: из поселка Мыс Шмидта (райцентр Шмидтовского муниципального образования) на педагогический марафон учителя вылетели 17 октября, следующий рейс попал на пик марафона, и домой они вернулись только 18 ноября! А если бы к ним захотел присоединиться кто-нибудь из поселка Биллингс, то он туда-обратно не обернулся бы и за целую четверть даже при благоприятной погоде…

Старт

Сразу скажем: наш педагогический марафон получился более длинным, чем в Москве. Он начался возрожденными после многолетнего перерыва педагогическими чтениями, продолжился радиомостом между Восточной и Западной Чукоткой на тему «Рифы и мифы вступительных экзаменов», а финалом стал фестиваль «Осенние уроки»: День филологии (литература, русский, английский, чукотский и другие языки народов Севера), День математики, физики и информатики, День естествознания (география, биология, химия, краеведение и экология), День технологий, ОБЖ, физической культуры и День обществоведения (история, обществознание, экономика, право). Дошкольное, коррекционное, дополнительное образование и воспитательная работа присутствовали в каждом из этих дней.
Очень хотелось сделать нечто похожее на то, что было в Москве в апреле. Но в первый же день выяснилось, что для Чукотки это не оптимальный вариант.
Губернатор Роман Абрамович на открытии отсутствовал. Впрочем, его не было и на конкурсе «Учитель года», и на праздновании Дня учителя. Человек предельно деловой и занятой, он поначалу обнаружил, что образование на Чукотке находится в запущенном состоянии. Поменял команду управленцев. В школы пошли учебники, компьютеры, парты, оборудование школьных столовых, комплекты освещения, даже монтессори-материалы для прошедших соответствующие курсы. Губернатор убедился, что новое управление образованием знает свой маневр и переключился на другие дела. Оказалось, не так-то и важно присутствие губернатора для поддержки статуса чукотских учителей. Есть кое-что более существенное, например, семеро ребят из парламента третьей школы. Они заявили в день открытия: «На финише марафона Чукотка отыщет свои эталоны!». Этим юные парламентарии и занялись. Они ходили на все уроки, мастер-классы, диалог-клубы. А когда им не удалось побывать на лекции профессора из Москвы Татьяны Юрьевны Березовской «Русский язык по-новому», потребовали эту лекцию повторить. Показалось мало – добились целого курса (ученикам – отдельно от педагогов)! Администрации пришлось этот курс специально оплатить. Такая «беспредельная» демократия.
На старте особенно важные слова сказала начальник Управления образования Дора Самуиловна Полукшт: «Мы хотели, чтобы наш марафон не был очередным конкурсом, состязанием, шоу. Нам было важно, чтобы любой педагог-самородок, даже самый застенчивый, вышел к детям, к коллегам и показал, как он делает то, что другим не удается».

…День естествознания

С первых минут – столкновение «мейнстрима» традиционной педагогики и того, что отказывается умещаться в рамки стандарта. Далее события разворачиваются параллельно. Посещение занятий в Школе раннего развития, урок-КВН, устный журнал, экскурсии в музей и в художественную галерею, музыкальная гостиная – вся радуга, вся палитра добротного основного и дополнительного образования.
А с другой стороны, споры, где временами забываются этика, субординация, законы гостеприимства: что мы делаем с детьми, заставляя их слушаться, зубрить, сдавать? Театр абсурда: трое заместителей начальника управления доказывают лучшим, самым активным педагогам, что можно в интересах ученика пренебречь госстандартом, которого даже и нет еще пока, а учителя – чуть ли не хором: «Как же так? А вдруг сами же ученики нас потом попрекнут? Не придется ли жалеть, раскаиваться?»
Уж лучше так: положено по программе прививать любовь к природе по Пришвину – будем по Пришвину, хоть на Чукотке, хоть в приволжских степях. Положено изучать колыбельную «Люли-люленьки, прилетели гуленьки» – будем петь про голубей-гуленек, сроду не водившихся в этих местах (между прочим, у чукчей каждому ребенку своя колыбельная сочинялась). Пропишут в программе чукотский уклон – дадим блестящий урок на местном материале хоть по Юрию Рытхэу, хоть с личными колыбельными…
Нас всех так учили, учат до сих пор: главное – единое образовательное пространство; мы живем прежде всего в России, а уже потом в Берингоморье или в Омолонской тундре. Педагог – раб ведомства, а не проводник ребенка в его путешествии по миру.
…Жил в зоопарке медведь. Клетка тесная: три на три. Соорудили ему просторный вольер, а он по привычке так и продолжает ходить: три на три, три на три…

День технологий, ОБЖ, физической культуры

Этот день удачно пришелся на воскресенье. Гостей принимали детский дом «Светлячок», Национальный колледж культуры, окружная детско-юношеская спортивная школа и филиал Санкт-Петербургского экономического колледжа. От обилия мастерских, от виртуозности юных прикладников-рукодельников и их наставников разбегались глаза. Щелкали фотоаппараты, зарисовывались выкройки. А когда гостям разрешили снять со стенда понравившийся экспонат на память, многие тут же надели или прикололи на себя украшения: лучше магазинных, глаз не оторвать!
Поразительно, как в нас сочетается умение обучать детей уникальным видам творчества, например, резьбе по кости моржа, оленя, мамонта, бисероплетению, работе с кожей и мехом – и одновременно увлеченная работа с «китчем»: аляповатыми цветочками, кошечками, уточками. Участие во Всероссийском конкурсе «Юный друг ГАИ – ГИБДД» (на Чукотке очень мало наземного транспорта) – и непроработанность таких разделов курса «Основы безопасности жизнедеятельности», которые помогли бы ребятам выжить в экстремальных условиях Арктики.
Конечно, это не упрек педагогам. Это размышления над несуразностями нашего образовательного бытия и над способами их преодоления.
Как пробудить в ребенке тонкий вкус, трудолюбие, стремление к здоровому образу жизни? Только так: сделать, чтобы его окружали взрослые с тонким вкусом, трудолюбивые, исповедующие здоровый образ жизни. И при этом имеющие высшее педагогическое образование, иначе будь ты хоть каким педагогическим гением, тебе предпочтут любую дипломированную бездарь. До чего же все это мимо педагогики…

День филологии

Одновременно в разных образовательных учреждениях Анадыря начались открытые уроки по русскому, английскому, чукотскому языкам. Уроки обычные, дошкольные и внешкольные.
Лучшим оказался урок Натальи Феоктистовой из анадырской школы № 1 «Для чего изучать английский язык?». Вообще-то это для жителей округа вопрос риторический. Рядом Аляска, куда уже не первый раз отправляются в образовательное путешествие группы чукотских школьников. В городе и в районах множество иностранцев: строители из Канады, Турции и других стран, представители международных благотворительных фондов, зарубежные волонтеры Красного Креста, американцы из «Алерта» (клуба энтузиастов-спасателей), работавшие в летнем лагере «Алые паруса», туристы, исследователи. С такой мотивацией и, главное, у таких наставников (следом блестящий урок дала Людмила Жайворонок из Певека) язык ребята знают, чем из года в год радуют межвузовскую приемную комиссию. И все-таки здорово, что на уроке Натальи Феоктистовой все говорили только по-английски, будто бы русский на 40 минут вдруг забыли. Как это у нее так легко получилось?!
В филологическом калейдоскопе – детский сад «Ладушки», педучилище, школы номер один и три. Темы – обучение грамоте в первом классе, развитие фонематического слуха, образование неологизмов, «История развития бухты Провидения» на английском – и специфика освоения родного чукотского языка… как иностранного. О последнем нельзя на бегу, это настоящая трагедия малочисленных народов, несколько поколений подряд воспитывавшихся в интернатах и уже не говорящих дома на своем языке. Вот и приходится через родословную эскимосско-чукотских сел Ново-Чаплино и Сиреники, через путешествие по волшебной тундре, через сказки с элементами изобразительного искусства пробуждать в детях сначала интерес к родным местам, к фольклору, традициям, истории, а затем и к языкам предков.
Все перечисленные занятия укладываются в основное течение, в классно-урочный мейнстрим. А рядом начинает прорастать новая школа, критически относящаяся к канонам, стандартам, программам. В этой школе главный вопрос: зачем? Алфавит мы изучаем – зачем? Оказывается, только затем, чтобы быстро найти в словаре нужное слово. Раньше он нам не нужен. Даже вреден, так как провоцирует ошибки чтения. Значит, алфавит следует изучать только тогда, когда можно принести из школьной библиотеки в класс множество толстенных словарей и радостно, победно находить там слово за словом. При этом в деле сам алфавит запоминается автоматически.
Зато история русского языка, сложившегося из старославянского и древнерусского, оказывается, нужна. Трехминутное путешествие в глубь веков, примеры про врата – ворота, молоко – Млечный путь, про один-на-дцать – в результате множество словарных слов, в которых часто делаются ошибки, становятся орфографически прозрачными и перестают осложнять жизнь.
Все это – из лекции профессора Березовской, напоминающей выступление иллюзиониста. Раз – и целый учебник девятого класса умещается в несколько минут объяснений, после чего запятые в сложном предложении правильно расставляет даже младший школьник из коррекционного класса. Два – и правописание приставок превращается в… Словом, лучше один раз увидеть. Или перелистать подшивку «Первого сентября».
…Темнеет. В окружной библиотеке педагоги общаются с чукотскими писателями. На диалог-клубе в школе № 1 разгорается жаркий спор о том, чему и зачем мы учим детей. Сами дети в это время накрывают столы для фольклорного праздника. В окружном Дворце детского творчества настраивает гитару бард и режиссер чукотских «Ералашей» Сергей Ткаченко. Рядом сочиняют восторженные отзывы в стихах юные парламентарии. Им первым подводить итоги состоявшихся уроков.
Позже всех, уже заполночь, ушли домой Любовь Фатеева и ее коллеги, «герои невидимого фронта» – работники Чукотского института развития образования и повышения квалификации. Марафон сегодня творили именно они.

День математики

Церемония открытия математической части марафонской дистанции – там же, в третьей школе. Дора Полукшт говорит, что, став начальником Управления образования, тоскует по своим урокам математики и мечтает взять хоть один класс – ведь должны и у начальника быть такие радости. Ее более счастливые коллеги, для которых ежедневный вход в класс – радость вполне доступная, выбирают, куда пойти: на «Модуль, параметр в школьной программе» к самым старшим школьникам и Константину Трескину (чей урок будет впоследствии назван «самым элегантным» на марафоне), на развивающие математические игры, на физику, информатику по классическим канонам или…
Альтернативная педагогика в этот день была представлена двумя занятиями. На первом к коллегам вышли местные педагоги с темой «Презентация классических математических материалов Марии Монтессори». Они всего полгода назад прошли двухнедельные курсы, еще только делают первые шаги, но уже хотят поделиться главным: математика – это легко! Инна Дуньчик, воспитатель детского дома «Светлячок», буквально переворачивает представления аудитории о том, как надо работать с ребенком вообще и при изучении математики в частности. Ей помогают педагоги детского дома, окружного Дворца детского творчества, анадырской третьей школы, показывающие, как можно поставить математическое мышление, не насилуя малыша, не заставляя зубрить, плакать, ненавидеть математику. «Золотой материал», цветные штанги, доски Сегена, карточки, разноцветные бусины, желуди, каштаны, косточки вишен, зерна кукурузы – все работает на ребенка. Без урока, звонков, журнала, дневника, домашних заданий! В разновозрастном коллективе, где старшие помогают младшим, а учитель перестает быть центром школьного мироздания. Его задача – инициировать процесс саморазвития, самообучения, самоопределения ребенка.
«Англичанка» Наталья Феоктистова, не без горечи вспоминавшая о своих школьных взаимоотношениях с математикой, вдруг поняла, что математика – это действительно может быть легко. И даже нашла нечто ценное для преподавания своего английского: ведь можно изучать темы, связанные с числительными, используя те же бусины, карточки и доски Сегена!
В День математики выяснилось, что московский профессор Березовская не только филолог: за ее спиной физматшкола
при МГУ, студенчество помимо филфака еще и на мехмате главного университета страны, что также легло в фундамент ее новой методики преподавания. Тема ее второй лекции – «Профессиональная компетентность педагога».
Действительно ли мы знаем изучаемый предмет? Не тексты учебников, не содержание экзаменационных билетов – глубинную суть его, логику, смысл, закономерности? И что значит постичь предметные глубины?
Действительно ли мы понимаем учеников – не тех семерых из ста, которые согласно исследованиям мыслят сходным с нами образом, в предмете чувствуют себя как рыба в воде, а остальных девяносто три процента, которые захлебываются сухопутными птицами, задыхаются рыбами на суше в часы наших уроков? И как сделать, чтобы каждый чувствовал себя комфортно в стихии занятия?
В этот день разговор по преимуществу о проблемах, которые прежде не замечались. О путях их решения – позже.

На диалог-клубе взрослые решают, как в будущем перекроить структуру марафона. Профильные дни – неоптимально, в этом за Москвой лучше не идти. А что если запустить ежедневные лаборатории по каждому предмету, чтобы все филологи, математики и так далее росли, саморазвивались изо дня в день и к финалу марафона вышли бы на глобальные находки-истины?

В актовом зале первой школы старшеклассники расставляют декорации инсценировки о «двух Хайямах» – поэте и математике. Третья школа ждет гостей на вечер «Какая песня без баяна?». Педучилище готовит урок актерского мастерства «Что наша жизнь? Игра!».
На улице ветрено, скользко, мглисто. Кончается пятница. А в субботу начинается… Нет, не понедельник (хотя атмосфера увлеченности напоминает НИИЧАВО из романа братьев Стругацких) – начинается…

День обществоведения

В детском саду «Золотой ключик» – занятия для самых маленьких, посвященные ближней окружающей среде и остальному Большому Миру. А в третьей школе кипят страсти. Урок обществознания «Смертная казнь – за и против». На доске сакраментальная фраза «Казнить нельзя помиловать». Запятую поставят только в том случае, если подавляющее большинство проголосуют одинаково. Но единомыслия нет и в помине. Правовые аспекты, нравственно-философские, этнологические, психологические, религиозные, социальные. Ссылки на исследования в тюрьмах и других местах лишения свободы (это уже пенология – наука о наказаниях). Цитаты из учебников криминологии, из художественной литературы. Пронзительные личные аргументы. Все перепуталось: кто учителя, кто ученики? Мучительный совместный поиск истины в пост-нордостовской России. Автор урока – Анна Аниховская, учитель вечерней школы со всего лишь двухлетним стажем (правда, из известной учительской династии).
Голосуем. По России «за» и «против» сегодня 70 к 30, в нашей аудитории – 40 к 60. Запятую в выражении «Казнить нельзя помиловать» ставить рано.
Еще не остыв, аудитория почти в том же составе переходит к обсуждению проблемы «Влияние СМИ на формирование жизненной позиции старшеклассников».
Представители СМИ, прибывшие с заданием поснимать сюжет для телевидения, тут же включаются в дискуссию.
Чукотская специфика и здесь: хотите сделать СМИ другими – приходите и творите, всё пойдет в эфир. Не хотите вещать на округ – выпускайте в своей школе альманах, газету, радиопередачи. Есть школьный телецентр «Умка-пресс» во Дворце детского творчества, множество старшеклассников выступают на радио «Пурга», есть газета «Дети Анадыря», радиоклуб «Розовая чайка», можно печататься в «Крайнем Севере», в новой газете «Повод», издаваемой ЧИРОиПК. Можно даже снимать свои «Ералаши» вместе с Сергеем Ткаченко.
Словом, если мы недовольны тем, что делают СМИ, как они влияют на мировоззрение и социальную ориентацию старшеклассников, можно вмешаться в ситуацию и что-то в ней изменить к лучшему.
На других площадках – урок истории «Чукотка в Великой Отечественной войне», ролевая игра «Зарождение демократии в Афинах», брейн-ринг, музейный урок для малышей…

…Фестиваль «Осенние уроки» завершается вручением дипломов всем участникам, рискнувшим выйти на дистанцию, и подарков тем, кто отличился особо.
Но марафон на этом не закончился. Он, захватив все выходные, праздники, плавно перетек в «круглые столы» и коллегию Главного управления образования, в продолжение лекций и
семинаров Татьяны Березовской, в цикл занятий Михаила Гусаковского, кандидата философских наук, доцента, директора Центра проблем детства из Белорусского университета, специально приглашенного для участия в разработке концепции образования на Чукотке, в беседы с Людмилой Поповой, директором Фонда поддержки культурно-образовательных инициатив (Москва).
…Кончились осенние каникулы. Над Чукоткой опять пурга. В Анадыре ждут возвращения участников фестиваля-конференции ФЭП-«Эврика», защищавших отчет своей экспериментальной площадки по теме «Саморазвитие педагогики саморазвития». Ждут новых идей. Наш чукотский педагогический марафон продолжается…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru