УЧЕБНИКИ
Вопросы с ответами и без
Сафронов И.К.
Задачник-практикум по информатике.
Спб.: БХВ-Петербург, 2002
Хотя рецензируемое издание и называется
“Задачник-справочник”, уже с первых страниц
становится ясно, что автору тесны рамки
обозначенного жанра и что книга имеет не
“объективный”, а отчетливо авторский характер.
Автор не только, а может быть, и не столько
стремится излагать некие справочные знания,
необходимые для решения предлагаемых задач,
сколько хочет “договориться об общих взглядах
на излагаемый предмет” (с. 1). Обучение при таком
подходе происходит в результате мысленного
экспериментирования (часто в игровой форме) над
некой моделью предмета, которая создается тут же
в рамках предваряющего каждую главу
“теоретического экскурса”. Но все же основное
содержание книги – это авторские задачи,
вопросы, примеры и практикумы.
Вообще игровой момент – излюбленный автором
прием, которому, как он специально указывает во
“Введении”, будет даже посвящена его следующая
книга “Развлечения в процессе обучения”.
Поэтому многие задания строятся как вопросы для
предполагаемых викторин или известных
телевизионных игр.
Книга адресована как учащимся, так и
преподавателям школ. И хотя автор обращается
напрямую в основном именно к школьникам, я не
думаю, что те станут действительно по ней
учиться. Во-первых, потому, что она не может
заменить учебник, который все равно придется
покупать. Во-вторых, для углубленных
самостоятельных занятий по дидактическому
материалу у школьников просто нет ни времени, ни
сил. Поэтому вся книга представляет интерес
только для преподавателей информатики, в том
числе и адресованной школьникам авторской речью,
рассматриваемой как методический образец.
“Задачник-справочник по информатике” содержит
множество примеров, задач, вопросов и тестов,
тематически разбитых на шесть глав; седьмая же
глава содержит ответы и решения многих из них.
Заданий много, и они очень разнообразны; есть
среди них и оригинальные – все это определяет
очевидную, казалось бы, ценность книги. Вместе с
тем у книги есть и весьма спорные качества, на
части из которых имеет смысл остановиться
подробнее.
Первое, что смущает, – это не всегда ясная связь
между заданиями и предваряющей их теорией.
Возьмем, например, подглаву первой главы,
называемую “Основы логической алгебры”. Теория
на двух страницах содержит самые начальные
сведения об образовании составных высказываний
и трех логических операциях. После этого чуть
более двух страниц отводится на элементарные
практикумы, где предлагаются задания на
определение истинности простых и сложных
высказываний (значений логических выражений). А
затем вдруг идут четыре страницы “логических
задач” такого, например, типа (“Четыре если”):
“Левин, Митерев и Набатов работают в банке в
качестве бухгалтера, кассира и счетовода. Если
Набатов кассир, то Митерев – счетовод. Если
Набатов счетовод, то Митерев – бухгалтер. Если
Митерев не кассир, то Левин – не счетовод. Если
Левин бухгалтер, то Набатов – счетовод. Кто какую
должность занимает?”
Такие логические задачи решаются с помощью
рассуждений, основанных на цепочках логических
следствий, – так же, например, как доказательства
геометрических теорем. Эти рассуждения и даны в
решении (другое дело, что эти рассуждения
неверны, а полученное в результате решение:
Митерев – кассир, Левин – счетовод, Набатов –
бухгалтер – хотя и верное, но не единственное;
есть и другой вариант: Левин – кассир, Набатов –
счетовод, Митерев – бухгалтер). Но как в этом
решении использовалась приведенная теория, те
самые “основы логической алгебры”? Да просто
никак.
На самом деле задачи данного типа уместно было бы
приводить в главе, посвященной моделированию,
поскольку при моделировании условий таких задач
графами удается быстрее найти решение. Казалось
бы, автор и собирался так поступить: в главе 3
“Компьютерное моделирование” даны четыре
логические задачи, подобные тем, что и в главе 1.
Однако никаких решений для всех вообще задач
третьей главы в книге не приведено, что, вообще
говоря, и неудивительно, так как в самом начале
главы автор предупреждает, что “здесь мы дадим
ряд самостоятельных заданий, выполнение которых,
на наш взгляд, очень тесно смыкается с
информационными технологиями, а именно – с
электронными таблицами и базами данных”. Как
решать такие логические задачи указанными
программными средствами, так и останется, видимо,
для читателя загадкой…
Другой пример на ту же тему. Глава 5
“Информационные технологии” никакой теории не
содержит вообще. Зато в подглаве “Обработка
графической информации” в тесте
“Сканирование” приведен, в частности, такой
вопрос: “С каким разрешением вы будете
сканировать небольшую фотографию, которую в
дальнейшем собираетесь распечатать в формате А4?
а) 600 и менее dpi;
б) максимально возможным оптическим разрешением;
в) 150–300 dpi;
г) с разрешением принтера;
д) выбор разрешения зависит от качества
фотографии”.
Я дорого бы дал хотя бы за то, чтобы узнать, какой
ответ (или какие ответы) выбран автором в
качестве правильного, но – увы! – ни одного
ответа к пятой главе, как и к третьей, не
приведено. Подозреваю, что ответ автора – в), в то
время как с точки зрения практики более правилен
д), но тема исчерпана…
Итак, вторым серьезным недостатком книги можно
указать отсутствие ответов ко многим таким
заданиям, которые явно выходят за рамки и
образовательного стандарта, и материалов
школьных учебников.
И наконец, третий недостаток – ошибки. Конечно,
от них не бывает свободна ни одна книга (а тут еще
верстальщик явно помогал – исказил два первых
варианта решения головоломки “Телефон” на с. 5).
Но все же есть некие пределы, за которые не стоит
выходить. Возвращаюсь к логической задаче
“Четыре если” и привожу начало ее решения на с.
388: “По условию получается, что если Левин
бухгалтер, то Набатов – счетовод, а если Набатов
счетовод, то Митерев – бухгалтер. Получается
явное противоречие. Следовательно, ни Левин, ни
Митерев не бухгалтеры...”
Хотя в моей оценке книги тоже возникли
определенные противоречия, я все же воздержусь
от столь сильных утверждений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|