Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Интернет и образование

Прелести и опасности интеллектуального анархизма

Подлинная компьютерная революция произошла, когда компьютеры стали привычным и доступным инструментом. Труд легиона конструкторов и программистов эмансипировал нас от необходимости знать внутреннее устройство вычислительных машин, таинства работы операционных систем и исполняемых программ и т.п., позволяя сосредоточиться на главном – повседневном решении больших или малых вычислительных и информационных проблем. Героическая эпоха любительского программирования и самодеятельной модернизации “железа” сходит со сцены, и в современных условиях компьютерная грамотность – это вовсе не плодотворное употребление отвертки или Паскаля, а способность формализовать поставленную задачу, навык выбора и оценки применимости требуемых программ, привычка и умение пользоваться инструкциями и т.н. “помощью”. Иными словами, уверенное владение доступным арсеналом, позволяющее максимально упростить, ускорить и удешевить путь к результату.
Примерно так же дело обстоит с интернетной грамотностью. Мифологизация Интернета как многоцветного виртуального мира, полного соблазнов и приключений, имеет чисто коммерческую природу, заслоняя его истинное назначение и практическую пользу. При отсутствии разумной мотивации и элементарных навыков пребывание в Сети уподобляется упражнениям крыловской мартышки с очками или превращается в навязчивую манию.
Между тем Интернет, сохраняя свои информационные функции, все более выходит за их рамки. В него постепенно переносится почта, телефония и другие виды связи, различные виды деловой активности, включая торговлю и банковские операции, наконец, Сеть становится средой, в которой трудится все возрастающее число людей, для которых нет производственной необходимости личного присутствия “на службе”. И это только начало…
Это вовсе не виртуальный, а вполне реальный мир, в котором предстоит жить нашим детям, и задача государственного среднего образования состоит в том, чтобы подготовить их к этому, помочь избежать “синдрома Маугли”, хорошо знакомого их родителям, запоздало встретившимся с компьютерами. Разумеется, речь идет не о введении очередного учебного предмета, а о выработке системного подхода, ориентирующего школьников на использование Сети в качестве привычного и полезного инструмента.
Здесь, видимо, целесообразно остановиться на образовательных аспектах использования информационных ресурсов Интернета. Грамотное приобщение к этим ресурсам должно начинаться в школе, приобретать специализированный оттенок в вузах и стать существенным компонентом всех видов самообразования.
Техническая сторона этой грамотности заключается в умении быстро разыскать необходимые материалы. Разумеется, эта проблема не нова, и в досетевую эпоху она более или менее успешно решалась с помощью библиотечных каталогов, библиографических указателей, обзоров, списков использованной литературы в книгах и статьях и т.д. Огромное значение имели специализированные библиографические издания вроде Chemical Abstracts и Current Contents, которые делали возможной навигацию в экспоненциально растущих массивах научных публикаций. Вообще умение “работать с литературой” было и остается одним из основных критериев качества высшего образования и залогом успешной работы после его завершения.
Все это могучее хозяйство постепенно либо дублируется в Сети, либо перебирается в нее, приобретая, как правило, форму баз данных. В этой же форме реализуются информационные центры и цивилизованные электронные библиотеки. Общая тенденция состоит в такой унификации описания единиц хранения, которая будет инвариантна к их семантике, способу представления, природе носителей и т.п. и позволит создать универсальную информационную среду, обслуживаемую интеллектуальными поисковыми системами. Хотя инфраструктура этой среды находится лишь в зачаточном состоянии, тем не менее уже сейчас оправданно освоение ее возможностей с помощью специализированных курсов. В качестве удачного примера здесь можно привести биоинформатику, читаемую в Институте биомедицинской химии РАМН (Иванов А.С., Поройков В.В., http://www.ibmh.msk.su/bioinformatics/course01.htm ).
Как ни привлекательно будущее, сегодня поиск в российских сетевых ресурсах, как уже отмечалось выше, осуществляется в основном с помощью рекомендательных списков и/или универсальных поисковых систем.
При этом мы получаем в качестве образовательных материалы, которые либо кем-то отнесены к этой категории, либо удовлетворяют сделанному запросу. В первом случае мы оказываемся в зависимости от квалификации, вкусов и убеждений составителя, а во втором – от уровня “информационного шума” и нашей собственной способности и возможности его отфильтровать. В принципе это совершенно нормальная ситуация, однако ее разрешение в нынешних условиях крайне затруднительно.
До недавнего времени все материалы, которые условно можно назвать образовательными, перед публикацией подвергались рецензированию, редактированию и прочим операциям, целью которых было максимально обеспечить достоверность, соответствие принятым в литературе стандартам, наличие справочного аппарата, наконец, согласие с нормами русского языка. Коротко это можно назвать предварительной профессиональной фильтрацией. Дополнительным профессиональным фильтром служили составленные специалистами рекомендательные списки, которые, безусловно, не были особо популярны у массового читателя, но оказывали свое воздействие через учителей, преподавателей вузов, библиотекарей и т.п.
Вся эта система практически не функционирует в Сети. Значительная доля представленных в ней материалов анонимна, лишена указаний на источники, косноязычна и т.д. О каких-либо гарантиях достоверности и говорить не приходится. К тому же в силу необходимости экономить время и деньги пользователя преобладают дайджесты, познавательная ценность которых, как правило, ничтожна. Что же касается рекомендательных списков, или – на сетевом жаргоне – “списков линков”, то и они в подавляющем большинстве отражают лишь дилетантизм, если не невежество своих составителей. Даже такое, в сущности, полезное начинание, как сетевая публикация лучших работ учеников, студентов и аспирантов, выйдя из-под контроля школ и вузов, породило лишь гигантские собрания шпаргалок.
В силу специфики Сети не существует ни юридических, ни технических способов освободиться от этой виртуальной макулатуры, и все попытки в этом направлении сведутся к бессмысленной борьбе снаряда с броней. Приходится примириться с высоким уровнем “информационного шума” как расплатой за свободу самовыражения с ее неизбежными спутниками: интеллектуальным анархизмом и безответственностью. Их проявления у нас тем более естественны, что российский Интернет перескочил от любительства к коммерции, минуя научную фазу.
Преодолеть эту ситуацию можно и нужно, продвигаясь в двух, и притом встречных, направлениях.
С одной стороны, необходимо повысить эффективность фильтрации со стороны читателя. Разумеется, для этого надо обучать технике составления запросов поисковым системам. Как правило, этого достаточно при обращении к профессиональным базам данных типа MedLine или Chemical Abstracts. Что же касается универсальных поисковых систем, то “замусоренность” Сети столь высока, что при отборе материалов едва ли не большее значение имеет культурный тезаурус читателя.
Чем шире его кругозор, глубже знания, прочнее научное мировоззрение, тем с большей легкостью и уверенностью он может отбраковывать чепуху, ложь, фальсификации и т.п. Если, однако, Сеть для читателя, особенно юного, служит единственным или преобладающим источником информации, то возникает порочный круг, разорвать который не так просто. Самый надежный путь повышения личной “помехоустойчивости” – тренировка в рамках той или иной образовательной структуры, когда результаты поиска и анализа найденных материалов обсуждаются с участием квалифицированных наставников: учителей, вузовских преподавателей, старших коллег по работе и т.п. Этому должен способствовать сам характер заданий, выполняемых учащимися (доклады, обзоры, рассказ о новостях науки и культуры и т.п.).
Несомненно, существенную помощь читателю может оказать консолидация здоровых сил. В российской Сети немало первоклассных узлов и порталов, созданных научными учреждениями, вузами, библиотеками, общественными объединениями и частными лицами. В идеале, связав их паутиной гиперссылок (в том числе и на уровне отдельных материалов), можно получить открытую для расширения систему, в рамках которой вероятность встречи с халтурой значительно снижена. Этот процесс отделения тверди от хляби пока происходит вяло и спонтанно лишь потому, что он не стимулируется государственной образовательной политикой. Назрела необходимость распространить на Сеть российские законы, предусматривающие лицензирование и сертификацию образовательных учреждений. Это не цензура, а своего рода знак качества. (Заметим, что скорее всего именно коммерциализация образования будет косвенно способствовать такого рода законодательным шагам. Этого рано или поздно потребует необходимость легализации документов об успешном завершении платных курсов дистанционного обучения.) Одним из критериев такого качества, безусловно, должны быть ссылки только на добротные отдельные источники и ресурсы в целом. Этот критерий должен применяться также при предоставлении грантов фондами, созданными для поддержки образования и науки.
Встречное направление очевидно. Оно заключается в увеличении доли добротных материалов, представленных в Сети. Обсуждение всех просматриваемых здесь путей и перспектив явно выходит за рамки этой статьи, хотя к некоторым аспектам этой проблемы мы еще вернемся. Здесь же уместно коснуться лишь одного, но крайне важного момента – платности доступа. (Платность доступа была одной из тем «круглого стола», состоявшегося в конце прошлого года в РГБ, который был посвящен электронным библиотекам. О ходе обсуждения можно судить по отчетам участников (http://www.pcweek.ru/Year2000/N40/CP1251/Cats/chapt2.htm )
Нет нужды доказывать, что платежеспособность как учащихся, так и преподавателей всех уровней в большинстве низка, и любая коммерция на знаниях катастрофически скажется на числе читателей. Надо сказать, что этот рынок еще не сформировался, и можно встретить самые разные подходы. Так, например, в электронной библиотеке (http://www.elibrary.ru ), созданной при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), доступ к полным текстам открыт лишь ограниченному кругу клиентов, вне которого их нельзя получить даже за деньги (в том числе и ученым, получившим гранты от этого фонда). Во многих библиотеках и информационных центрах действуют платные службы рассылки бумажных или электронных копий. Одни информационные центры, например, Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН) ( http://www.inion.ru  ), открыли бесплатный доступ к аннотированным базам данных, а во Всероссийском институте научной и технической информации (ВИНИТИ) ( http://www.viniti.ru ) он возможен лишь в демонстрационном режиме.
Следует обратить внимание на следующее, не всем очевидное, последствие платности доступа к научной и образовательной литературе. Поневоле приходится экономить, ограничиваться лишь самым необходимым, а это приводит к исключению некоторой бессистемности чтения, которая, как ничто другое, содействует расширению кругозора, пробуждению ассоциативных механизмов и способности решать задачи, лежащие на стыке наук. Спонтанное превращение электронных библиотек в базы данных – еще один фактор (уже чисто технического свойства), объективно препятствующий умеренной бессистемности чтения. Истинно грамотные “библиотекари” это понимают и учитывают. Так, например, Ю. Гарфилд, создавая электронную версию Current Contents (CCOD) как мощную базу данных (запрос–ответ), предусмотрел в ней возможность традиционного просмотра журнальных обложек – вдруг читатель заметит что-нибудь этакое!

* * *
Любопытная задача для психолога: как сказывается менталитет детей и подростков на формах их активности в Интернете? Равно как и обратная задача: как влияет Сеть на сознание подрастающего поколения?
Пассивное общение с Сетью проходит тет-а-тет, и окружающие лишь косвенно могут судить о нем и оказывать влияние на этот процесс. Иное дело, когда вы начинаете использовать Сеть не только для получения, но и для обмена информацией. В силу открытости и публичности Сети любое действие приобретает более или менее выраженный общественный характер и доступно для внешней оценки и контроля (даже индивидуального в случае личной переписки).
Именно поэтому активная жизнь в Сети является важным полигоном для школьной педагогики. Диапазон возможностей здесь необычайно широк, поскольку понятие географического отдаления исчезает, а способы общения так же многообразны, как технические средства самовыражения.
Наблюдая за пестрым миром школьного Интернета, поражаешься неумолимости биологического закона стадийного развития. Представлены все фазы – от индивидуального и коллективного эксгибиционизма наивных “домашних страниц” до вполне зрелых и разумных проектов. Неистребимая, чисто школьная тяга к показухе проявляется в проведении бесчисленных и бессмысленных конкурсов – чей сайт лучше?
Нетрудно сообразить, что любые попытки воздействовать на эти полухаотические явления – дело безнадежное. Тем более что ученики нередко более искушены в сетевых проблемах, чем их наставники. Можно лишь рискнуть предложить для обсуждения две проблемы, имеющие достаточно общий характер.
Первая заключается в осознании школьником публичности своих сетевых упражнений. В воспитании вкуса, достоинства, чувства меры, позволяющих ему уловить тот момент, когда из своего компьютера или локальной школьной сети пора выйти в Сеть и сообщить нечто новое и полезное “граду и миру”.
Вторая знакома каждому, чьи дети посещали уроки труда. Вспомним, что воспитанники Макаренко изготовляли не макеты табуреток, а сверхсложные по тем временам фотоаппараты. Иными словами, самой полезной формой сетевой активности школьников, думается, является их приобщение к “взрослой” деятельности, например, к оформлению сайтов местных музеев, заповедников, театров и т.д. Вот только один пример – ботаническая программа-определитель, созданная при участии школьников (http://edu.mccme.ru/School/INet/sch1543/index.htm ).

Окончание статьи читайте в следующем выпуске «Учебников»

Александр ШКРОБ,
кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник
Института биомедицинской химии РАМН,
редактор-издатель сетевой образовательной библиотеки
VIVOS VOCO.

Статья А.М.Шкроба «Интернет и образование» была впервые опубликована в сетевом журнале «Электронные библиотеки» (2001, том 4, выпуск 6), редакция которого любезно разрешила воспроизвести ее в нашей газете.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru