УЧЕБНИКИ
Бес(з?) грамматической ошибки
|
|
Голуб И. Б.
Уроки русской орфографии.
О сложном просто и легко:
Учебное пособие.
– М.: Логос, 2002. – 160 с.: ил. |
Демократические преобразования
последнего времени, захлестнувшие российское
общество, неизбежно должны были коснуться и
такой сферы нашей культуры, как современный
русский язык. Чувствительный ко всем изменениям,
он довольно быстро откликнулся на
провозглашенный демократией принцип свободы,
утратив свою нормативность и консерватизм,
«обогатившись» заимствованиями (в основном
англицизмами), жаргонизмами и окказионализмами.
Вместе с тем наблюдается тенденция к упрощению
языка, что является своего рода формой его
интеграции в общемировые языковые процессы.
Тот факт, что современный русский язык обладает
очень сложной грамматической структурой, ни у
кого не вызывает сомнений. Однако противоречивые
мнения филологов и теоретиков языка, по-своему
понимающих проблемы симплификации, порождают
бесконечные споры и явно не способствуют
быстрому реформированию нашей языковой системы.
Впрочем, трудности русской орфографии были
предметом обсуждения всегда. Еще на заре
развития русской грамматической мысли
М.В.Ломоносов с В.К.Тредиаковским спорили, как
правильно писать. Дебаты не угасли до сих пор.
Но пока ученые спорят, школьникам приходится
тратить огромное количество времени на изучение
бездны правил и такого же количества исключений,
утвержденных Академией наук СССР, Министерством
высшего образования СССР, Министерством
просвещения РСФСР и опубликованных еще в 1956 году.
Прилавки наших книжных магазинов сейчас, как
никогда, заполнены многочисленными и весьма
разнообразными учебниками, пособиями, словарями
и справочниками, которые призваны помочь
современному подрастающему поколению
сориентироваться в непростом мире русского
языка. Каждый автор пытается по-новому взглянуть
на эту проблему. Не является исключением и новая
книга профессора Московского государственного
университета печати Ирины Борисовны Голуб.
И.Б.Голуб – автор, весьма популярный в кругах
российского студенчества. Ее учебники и пособия
давно уже стали настольной книгой для будущих
филологов, лингвистов, журналистов. Конечно,
помочь начинающему специалисту
систематизировать и углубить полученные в школе
знания – задача непростая, но все же выполнимая.
А как же быть тем, кто так и не справился с
правописанием? На то, чтобы таких детей было как
можно меньше, и направлена книга «Уроки русской
орфографии. О сложном просто и легко». Это
учебное пособие предназначено прежде всего для
учеников общеобразовательных учреждений и, как
считают издатели, «незаменимо при организации
внеурочных дополнительных занятий в школе и
дома». Ведь корни нашего недостаточно грамотного
владения родной речью уходят в первые уроки
русского языка в школе.
Существующая методика преподавания акцентирует
внимание учеников на механическом
«зазубривании» правил орфографии и пунктуации, а
не на глубоком их осмыслении. Отсюда такая
стойкая нелюбовь школьников к этому предмету,
которая подсознательно переносится и на сам
язык. Даже самые способные ученики, выучив
заданную норму, оказываются не в состоянии
применить грамматические правила на практике,
что ведет к многочисленным ошибкам в контрольных
работах и диктантах. В итоге вчерашний ученик
завтра станет неуверенным в себе и в своих
знаниях абитуриентом.
Несмотря на то что издатели позиционируют данное
пособие как «методику преподавания русского
языка в школе, гарантирующую безупречную
грамотность», ее отличие от устоявшейся весьма
незначительно. Считая, что «гораздо проще
выучить правила и писать так, как принято»
(вместо того чтобы «ломать традицию»), автор
пытается изложить трудности русской орфографии
«просто и весело, даже в стихах». «Даже забыв
рифму и не цитируя его (стихотворение), ученик
легко вспоминает сюжет и нужные орфограммы и
пишет их правильно».
К сожалению, авторы не указали, для школьников
какого возраста была составлена эта книга. Если
судить по красочным иллюстрациям, напоминающим
картинки из детских сказок, то – для учеников 5–6
классов. Однако терминологическая нагрузка
текста предполагает достаточно основательное
знание предмета. А в современной школе редкий
старшеклассник может с точностью сказать, чем
наречия отличаются от предложно-именных
сочетаний.
Впрочем, для детей, обладающих общей языковой
грамотностью, пособие может послужить
прекрасным дополнением к базовому учебнику.
Написанная в занимательной форме, книга поможет
ребенку отвлечься от труднозапоминаемых и еще
более трудноприменимых правил стандартного
школьного учебника и сосредоточиться на
«проблемных» темах. На это направлена и сама
структура учебника. Отступая от традиционной
схемы расположения материала, автор предлагает
начать с самых «непокорных» правил, которые и
дают наибольшее количество ошибок.
Пособие состоит из двух больших разделов:
«Правописание частей речи» и «Основные
орфографические правила». Учитывая (но не
одобряя) современную тенденцию к упрощению
русской орфографии, автор останавливается
преимущественно на тех правилах, которые, по ее
мнению, не подлежат изменению в ближайшие годы.
Каждый раздел включает в себя несколько
подразделов (глав), начиная с «короля всех
трудностей» – глагола и заканчивая
правописанием сложных прилагательных. Небольшие
по объему главы состоят из краткого, но
содержательного теоретического материала,
изложенного простым, ненаучным языком,
перемежающегося веселыми стишками методиста
Стихоплета-Веселинского на каждое сложное
правило, и закрепляющих упражнений. В конце
каждого подраздела приводятся контрольные
диктанты. Среди привычных отрывков из русской
классики и специально составленных текстов
попадаются и весьма оригинальные, например, «Что
такое МГУП?». Вероятно, Ирина Борисовна пытается
помочь абитуриентам решить проблемы не только с
правописанием…
Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает
творчество Стихоплета-Веселинского, так как
именно на его стихах основана методика данной
книги. Рифмуя «сложности», он пытается быть не
только остроумным, но и современным. Так, в главе
«Суффиксы прилагательных» для запоминания
«трудных» слов школьникам предлагаются
следующие строчки:
Традиция отцов священна:
Голландский, угличский ли сыр,
Но из напитков – неизменно
Мы водкой покоряем мир!
(Подчеркнуто мною. – А. Ж.).
А для закрепления правописания имен
числительных следующие:
...Здесь иностранцев катают на тройках,
Номер в гостинице – долларов сто!
Сам Митрофанович в баре за стойкой,
С ним не откажется выпить никто!
...Все в радость им, видно,
Раз угощает Россия сама!
Учитывая то, что автор на собственном
опыте (материал был апробирован на занятиях по
русскому языку в шестом классе, на курсах по
подготовке к поступлению в вуз и факультете
повышения квалификации при МГУП) убедилась в том,
что веселые стишки запоминаются моментально,
вызывает удивление ее стремление привить детям
подобное отношение к собственной нации.
Стихоплет-Веселинский не обходит стороной и
самые животрепещущие, откровенно недетские
вопросы современности. Так, в процессе обучения и
запоминания орфограмм дети много узнают о
проблемах нетрудоспособного населения:
...Ведь пенсия моя – копейки...
Как день рождения встречать?
От горя бабка поседела...
* * *
...Но только сильно исхудал он:
Никто не кормит холодцом,
Ни винегретом, ни блинами
Не угощают старика,
Грозят ему «силовиками»,
И так он будет жить века...
Об эмиграции:
Я эмигрировал когда-то поневоле,
А вот назад вернуться не могу...
* * *
...Лия – в Америке, Маша –
в Германии,
Родины милой уж им не видать...
О том, «кто взимает налоги»:
Он безыдейный и пустой,
Изысканны его манеры,
Но безысходною тоской
Томится он порой без меры...
В Трансиордании отец,
А мать он отыскать не может.
И безымённый молодец –
Он субинспектор на таможне.
А эти строки, видимо, о себе:
Ничем непобедима
Привычка рифмовать,
И страсть неистребима –
Писать, писать, писать...
Но пишут графоманы,
Рассудку вопреки,
Не нужные, не умные,
А глупые стихи.
Впрочем, автор признает, что он «не
гений», но и к графоманам себя причислять
отказывается, ссылаясь на то, что в его
«стихотворениях все трудные слова».
Удастся или не удастся
Ему малюток воспитать?
Поспорим?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|