РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Как работает стихотворение
Бродского:
Сборник статей
– М.: Новое литературное обозрение, 2002
Как заметил поэт и
литературовед Лев Лосев в предисловии к этой
книге, бродсковедение в последние годы стало
бурно развивающейся отраслью филологической
индустрии. Уже в конце 70-х годов на Западе начали
появляться статьи с анализом стихов Бродского, а
в 1984-м в «Ардисе» вышла первая посвященная поэту
монография. А потом пошло-поехало… Мемуары,
исследовательские работы, расшифрованные
интервью, выпуск Полного собрания сочинений… По
оценкам знатоков, на сегодняшний день число
бродскологических трудов в общей сложности
достигло как минимум четырех сотен. Кстати, и в
издательстве «НЛО» эта книга о Бродском не
первая…
В сборнике – 16 статей видных зарубежных
славистов (некоторые из них – выходцы из СССР).
Все авторы были знакомы с Бродским, а иные так и
вовсе дружили с ним долгие годы. Впрочем,
мемуарные мотивы не вторгаются на страницы этой
сугубо научной книги. Задача издания, как
формулирует Лев Лосев, – «всесторонне обсудить
кардинальный вопрос об искусстве Бродского как
стихотворца, стихотворца в узком смысле – как
художника, создающего отдельные стихотворения».
Поэт, отмечают составители, был гораздо меньше
склонен к циклизации своих произведений, чем
большинство русских поэтов ХХ века. А
подавляющее большинство стихотворений
Бродского, в особенности позднего периода,
вообще настолько самостоятельны, что с трудом
укладывались в авторские сборники…
Пожалуй, самое интересное в книге – наблюдения
филолого-биографического рода: например, анализ
«кенигсбергского текста» у Бродского (статья Т.Венцлова).
Как известно, в 1963 году Бродский посетил в
качестве корреспондента сверхсекретный военный
порт Балтийск (бывший Пилау), крайнюю западную
точку СССР. Город, где «русский путешественник
сталкивается с Европой». Город, который – как и
Кенигсберг, как и Тильзит – потерял при Сталине
свое имя. Историософские размышления Бродского
по этому поводу отразились, по наблюдению Т.Венцлова,
в стихотворении «В ганзейской гостинице
‘’Якорь’’…» и некоторых других текстах.
М.Лотман отслеживает «державинские» и
«суворовские» мотивы в известнейшем
стихотворении «На смерть Жукова» (причем
обнаруживает в тексте множество
«несоразмерностей и несуразностей», играющих
важнейшую стилеобразующую роль). Весьма
неожиданна и любопытна работа Е.Петрушанской о
джазовых элементах в поэзии Бродского… Столь
долгая и азартная охота филологов за
интертекстами наводит на вопрос,
сформулированный одним из авторов сборника: «Не
вчитываем ли мы таким образом в Бродского
слишком много?». Впрочем, пока бродсковеды не
унывают: аллюзий и реминисценций в стихах
нобелевского лауреата хватит еще не на одно
поколение исследователей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|