ТО-ТО И ОНО!
Кадры для сельской школы: невеселое
кино
В рамках деятельности ВНИК
«Сельская школа» в 2001–2002 годах было
осуществлено масштабное исследование под
названием «Ценностные ориентации сельских
учителей, учащихся и их родителей». Исследование
охватило 3000 респондентов из 18 регионов России.
Выяснилось, что абсолютное большинство
педагогов на селе – женщины (83,5%). Тех учителей,
кому осталось несколько лет до пенсии, не так уж
много, вопреки ожиданиям ученых – 9% среди женщин
и 5,1% среди мужчин. Учителей пенсионного возраста
– всего 1%. Молодых учителей со стажем до пяти лет
– 10%. Основная часть – пятьдесят процентов
педагогов – имеют стаж более 20 лет. Еще 9% – более
10 лет. Получается, что сельские учителя в своем
большинстве молодые люди, в среднем 35–40 лет.
Уровень образования сельских педагогов оказался
очень высок: 81,2% имеют высшее образование.
Исследование показало большую степень
привязанности сельских учителей к месту
проживания. Более трети (33,6%) из них живут в селе с
рождения, 50,6% – свыше 10 лет. Большая часть
сельских учителей имеют семьи (76,3%), детей (83%). 12%
из этих семей многодетные, несмотря на серьезные
материальные трудности: при попытке определить,
как оценивают педагоги свой уровень дохода,
стало ясно, что половина учителей считают, что
живут нищенски. И в самом деле, возможности
заработать дополнительно в селе практически нет.
Репетиторством занимаются только 1,1% педагогов.
Другой дополнительной работой – 2,6%.
Заметно пополняет учительский бюджет
выращивание овощей и фруктов на участке у дома.
Однако только 22,2% педагогов живут в собственном
доме, 31% – в ведомственных квартирах, 11% – у
родителей, а 5,4% снимают жилье. Хотя последняя
цифра совсем небольшая, за ней стоят судьбы почти
35000 семей сельских учителей, не имеющих дома.
Из-за плохих жизненных условий снижается
здоровье сельских педагогов и членов их семей.
Только 11% считают свое здоровье хорошим, 66,5% –
средним, а 19% – плохим.
Оценивая свой уровень жизни, только 10,8% учителей
признают, что ощущают себя в полной безопасности,
а 59,2% чувствуют, что их благополучию постоянно
что-то угрожает. 15,4% вообще считают жизнь в селе
опасной. К новым условиям сельской жизни
привыкли всего 4,3%. Половина учителей говорят о
том, что никак не могут смириться с недостатком
средств для покупки книг, выписывания газет и
журналов. 35,4% уверены, что государственные
реформы тяжелее всего отзываются именно на селе.
Несмотря на это, половину учителей в целом
устраивает жизнь в сельской местности –
настолько привыкли они к невзгодам. Но лишь 2%
педагогов работа в селе устраивает полностью, а
44% не устраивает совсем. Главные причины – низкая
зарплата, отсутствие условий для отдыха, плохая
медицина, бездорожье (об этом заявили треть
учителей). В итоге 85% учителей определяют свое
состояние как депрессивное. Главную
обеспокоенность у них вызывает будущее семьи (54%)
и страны (48,8%), а потом уже свое собственное. И все-таки
62,2% сельских учителей против отъезда из села.
По статье Галины Силласте «Сельское учительство:
образ жизни и адаптационный ресурс», журнал
«Социс», №9, 2002 год
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|