Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ТО-ТО И ОНО!

Наталия ДОВЖЕНКО

Кадры для сельской школы: невеселое кино

В рамках деятельности ВНИК «Сельская школа» в 2001–2002 годах было осуществлено масштабное исследование под названием «Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей». Исследование охватило 3000 респондентов из 18 регионов России.

Выяснилось, что абсолютное большинство педагогов на селе – женщины (83,5%). Тех учителей, кому осталось несколько лет до пенсии, не так уж много, вопреки ожиданиям ученых – 9% среди женщин и 5,1% среди мужчин. Учителей пенсионного возраста – всего 1%. Молодых учителей со стажем до пяти лет – 10%. Основная часть – пятьдесят процентов педагогов – имеют стаж более 20 лет. Еще 9% – более 10 лет. Получается, что сельские учителя в своем большинстве молодые люди, в среднем 35–40 лет.
Уровень образования сельских педагогов оказался очень высок: 81,2% имеют высшее образование.
Исследование показало большую степень привязанности сельских учителей к месту проживания. Более трети (33,6%) из них живут в селе с рождения, 50,6% – свыше 10 лет. Большая часть сельских учителей имеют семьи (76,3%), детей (83%). 12% из этих семей многодетные, несмотря на серьезные материальные трудности: при попытке определить, как оценивают педагоги свой уровень дохода, стало ясно, что половина учителей считают, что живут нищенски. И в самом деле, возможности заработать дополнительно в селе практически нет. Репетиторством занимаются только 1,1% педагогов. Другой дополнительной работой – 2,6%.
Заметно пополняет учительский бюджет выращивание овощей и фруктов на участке у дома. Однако только 22,2% педагогов живут в собственном доме, 31% – в ведомственных квартирах, 11% – у родителей, а 5,4% снимают жилье. Хотя последняя цифра совсем небольшая, за ней стоят судьбы почти 35000 семей сельских учителей, не имеющих дома.
Из-за плохих жизненных условий снижается здоровье сельских педагогов и членов их семей. Только 11% считают свое здоровье хорошим, 66,5% – средним, а 19% – плохим.
Оценивая свой уровень жизни, только 10,8% учителей признают, что ощущают себя в полной безопасности, а 59,2% чувствуют, что их благополучию постоянно что-то угрожает. 15,4% вообще считают жизнь в селе опасной. К новым условиям сельской жизни привыкли всего 4,3%. Половина учителей говорят о том, что никак не могут смириться с недостатком средств для покупки книг, выписывания газет и журналов. 35,4% уверены, что государственные реформы тяжелее всего отзываются именно на селе. Несмотря на это, половину учителей в целом устраивает жизнь в сельской местности – настолько привыкли они к невзгодам. Но лишь 2% педагогов работа в селе устраивает полностью, а 44% не устраивает совсем. Главные причины – низкая зарплата, отсутствие условий для отдыха, плохая медицина, бездорожье (об этом заявили треть учителей). В итоге 85% учителей определяют свое состояние как депрессивное. Главную обеспокоенность у них вызывает будущее семьи (54%) и страны (48,8%), а потом уже свое собственное. И все-таки 62,2% сельских учителей против отъезда из села.

По статье Галины Силласте «Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс», журнал «Социс», №9, 2002 год


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru