ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Ну что, договорились?..
Теперь стандарт пытаются представить
как общественно-образовательный договор.
Выходит, общество само должно отдать школу во
власть ведомства?
Недавно в связи с темой стандарта
совершенно неожиданно возникла тема
общественно-образовательного договора.
Застрельщиком выступил один из соруководителей
группы разработчиков стандарта: он выдвинул
тезис, что стандарт – это и есть
общественно-образовательный договор.
Представители профсоюза тоже решили приобщиться
к построению гражданского общества и заявили,
что стандарт необходимо принять, у него нет
альтернативы как раз потому, что он олицетворяет
собой общественно-образовательный договор. А
после очередных выборов в Российской академии
образования и руководство научной цитадели
высказалось за союз с руководством новой группы
разработчиков стандарта. Дескать, нужно созидать
общественный договор в образовании...
Поскольку именно наша газета начинала в свое
время разговор об общественно-образовательном
договоре, то мы, конечно, не можем пройти мимо
столь явственной профанации. Ведь «стандарт» и
«общественный договор» – это почти то же, что «в
огороде бузина, а в Киеве дядька».
Возвращается славная традиция прикрывать
идеологическими заклинаниями сугубо
ведомственные, не приносящие пользы обществу
дела и интересы. Ведь по сути, заявляя стандарт
как общественный договор, чиновники говорят вот
что:
– Теперь у нас всего три учебника по новейшей
истории страны – это такой общественный договор!
– «Войну и мир» надо включить в федеральный
компонент – это общественный договор!
– А «Православная культура»? Это же важнейшая
составляющая общественно-образовательного
договора еще со времен князя Владимира!
– Без ОБЖ, черчения, информатики со второго
класса, иностранного языка с перинатального
периода нет, не было и не будет никакого
общественного договора!
Так и хочется сказать:
– Господа, творите что хотите –
компьютеризируйте, стандартизируйте, вводите
ОБЖ-НВП, только не трогайте идею общественного
договора, зачем она вам? Не можете обойтись без
идеологии? Не хватает аргументов?
Не хватает. Поэтому сегодня – общественный
договор, завтра пойдет в ход национальная
безопасность, в запасе еще
конкурентоспособность России на мировом рынке.
Когда заканчиваются содержательные аргументы –
в дело идут идеологемы и стенания о скорейшем и
полнейшем развале страны, если… в стране не
примут государственный образовательный
стандарт.
Самое интересное в этой истории то, что стандарт,
с нашей точки зрения, действительно имеет
отношение к общественно-образовательному
договору. Точнее, мог бы иметь. Но, к сожалению,
ведомство до сих пор понимает стандарт как
минимум содержания образования и требования к
ученику. Какое отношение все это имеет к
общественному согласию?
Общественный договор между
ведомством и государством...
Внесем ясность: содержание образования
и цели образования действительно, с нашей точки
зрения, должны быть предметом согласования между
гражданами и школой. Но заметьте – не между
ведомством и государством, как сейчас. Не между
группой разработчиков и министром, не между
академией образования и правительством, а между
гражданами и школой.
…Сейчас идет согласование списка очередной
группы доработчиков стандарта.
Сезонная забава Министерства образования:
тратить деньги Федеральной программы развития
образования на доработку стандартов. На
последнем заседании неожиданно возник список
московских учителей, составленный руководством
столичного образования. А лозунг дня теперь –
«Учителя должны участвовать в разработке
стандартов». По списку. Составленному
начальством.
Примерно таким образом некоторое время назад
пытались сформировать «сеть» федеральных
экспериментальных площадок по всей России – по
списку руководства. Для широкомасштабного
эксперимента. Под флагом «общественного
договора».
У общественного договора в области образования,
с нашей точки зрения, – другая основа. Не список
руководства, не номенклатура ведомства, не
постановление правительства и даже не закон.
Хотя и закон, и постановление правительства
могут венчать общественный договор. Но основа
его – местное сообщество и диалог граждан с
различными организациями. Например, со школой.
Контакт между определенными гражданами и
конкретной школой.
При этом не надо себе представлять дело таким
образом, что каждый родитель напряженно изучает
программу и учебные планы школы: самые богатые
нанимают экспертов, а небогатые проводят часы в
школе, пытая учителей о тонкостях учебного плана
и компетентностях на выходе. У каждой школы есть
своя история и престиж, у каждого родителя на
уровне здравого смысла есть представление о
качестве образования. Но пока школа не зависит от
суждения граждан о ее образовательной программе
– нет и общественного договора в области
образования.
Стандартизаторы делают сегодня обратное – они
устанавливают тотальную зависимость школы от
ведомства и сводят к нулю зависимость от граждан.
А называют это общественным договором. Чудно!
...или между гражданами и школой?
Еще раз: не будем представлять дело
таким образом, что граждане собственными силами
создают научно-исследовательский институт,
изучают средства и методы обучения, теорию и
историю образования, занимаются изысканием в
области образовательных программ. Вовсе нет.
Опыт эвриканских инновационных школ показывает,
что у школы всегда есть способы предъявить свои
программы родителям для согласования и
совместного принятия решений. Могу сослаться на
результаты Нововаршавской сельской гимназии,
Томской школы «Эврика-развитие», красноярской
школы № 71, гимназии «Корифей» из Екатеринбурга,
ростовской школы «Эврика-развитие» и многих
других школ сети «Эврика», которые свои
инновационные программы согласовывают с
родителями учеников. И есть самые разные
варианты: сельский сход, общешкольное собрание,
попечительский совет, родительский клуб, совет
школы, другие формы и методы согласования
образовательных программ с гражданами.
Это и есть общественно-образовательный договор.
Но для этого у школы должны быть возможности
определять свою образовательную программу, а у
граждан – общественные институты и право
принимать решения относительно этой программы. И
ее бюджета!
Есть здесь место стандарту?
Есть, но не в виде пресловутого и никому не
понятного «минимума содержания образования», а в
виде требований к учредителю относительно
условий образовательной деятельности, в виде
требований к системе ЕГЭ, в виде финансового
норматива, на который вправе рассчитывать
родители учеников со стороны государства. Если
все это имеется в наличии – школа ответственно
решает, какой будет ее образовательная
программа. И у общественного договора появляется
реальная основа.
Сам стандарт не есть общественный договор, он
лишь дает возможность, при правильной его
структуре, такому договору возникнуть. И
наоборот – если стандарт по-прежнему будет
представлять собой пресловутое минимальное
содержание и требования к ученику, то ни о каком
общественном договоре речи идти не может.
А речь может идти о воспроизводстве
ведомственной вертикалью антигражданской
системы школьной власти – сами решаем, чему
учить, сами оцениваем и сами у себя принимаем
работу.
Примерно так же, как оценивали на итоговых
заседаниях РОСРО и в Думе руководители ведомства
работу группы по стандартам – все замечательно,
только стандарт никуда не годится. А как еще
оценивать – сами себе заказчики, сами
исполнители, сами приемщики.
Будьте внимательны: это – не общественный
договор!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|