КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
Душа как фактор национальной
безопасности
В начале недели Дмитрий Дибров
представил зрителям первого канала свой новый
проект. На телевидении Дибров – человек
свойский, прошел все ступеньки иерархической
лестницы, получил, когда только начинал, немало
нелестных замечаний от критиков, но постепенно
вырос в одну из самых заметных фигур на нашем ТВ.
Слов нет, он изобретательный ведущий, к тому же
доказывающий, что умеет расти, изменяться, не
застывать в наработанных штампах, чего, увы,
часто лишены примелькавшиеся лица экрана. И к
числу личных достоинств ведущего, безусловно,
можно отнести его талант вовлекать в свои
передачи интересных людей, открывать новые
имена, создавать в студии атмосферу живого и
увлекательного разговора. Такой была его
программа «Антропология», непонятно почему
вдруг исчезнувшая из эфира: казалось бы, ничто не
предвещало ее закат. Но понять, почему на
телевидении одно сменяет другое, удается далеко
не всегда. И на смену «Антропологии» пришла
«Апология».
Дибров умеет создать зрелище и знает, как
действовать беспроигрышно: победить можно
только тогда, когда имеешь сильных союзников.
Так, для дебюта с новой программой в качестве
союзницы была приглашена Людмила Гурченко. Повод
простой – ее день рождения. И он был отмечен
блистательно: с участием Эльдара Рязанова и
Никиты Михалкова, Сергея Зверева и Ренаты
Литвиновой, Филиппа Киркорова и Валентина
Юдашкина. Актриса в студии на царственном
постаменте принимала гостей и телефонные звонки,
была удивительно хороша собой и замечательно
рассуждала о жизни: любви и предательстве, славе
и забвении, цене успеха и поражения. Трудно было
поверить, что все это срежиссировано, – так
естественно выглядело появление в студии новых
гостей и так естественно возникали на другом
конце телефонного провода знакомые голоса
известных людей. Что ж, Гурченко есть Гурченко.
Как программу ни назови, но когда в ней
появляется она, появляется и успех. Так когда-то
было с «Бенефисом» Евгения Гинзбурга, так было с
«Песнями военных лет» и со многим другим, в чем
участвовала любимая актриса.
Подумалось разве что вот о чем: хватит ли для
апологетического пафоса ведущего достойных
этого персонажей, не образуется ли в результате
привычный круг привычных зрителю знаменитостей,
и они лишь будут меняться местами, представая то
в образе самого героя, то его окружения. На этот
вопрос ответила вторая передача Диброва, где
апологетике подверглась медицина. Соведущая
программы Елена Малышева, известная собственной
авторской передачей о врачевании, представляла
медиков-практиков, делающих уникальные операции.
Как же увлекательно было их слушать! Уникальны
тут не только способность глубоко проникнуть в
мозговые ткани и попытаться воздействовать на
высшие функции человеческого организма, но и
философическое осмысление жизни и смерти.
Допустимо ли тяжелобольному знать точный
диагноз? Утешать или говорить правду? Существует
ли душа? Последний вопрос задал ведущий. «А вы
верите в Бога?» – парировал собеседник. «Верю»,–
не сразу ответил Дибров. На что собеседник
сказал: «Говорить о душе можно только с тем, кто
верит». В связи с этим главный педиатр Москвы
А.Румянцев вспомнил знаменитого ученого Тимофея
Рессовского, гранинского «Зубра», в ком
материализм и идеализм сочетались самым
невероятным образом. Однажды тот сказал, что
понял, где помещается душа: ниша для нее есть в
маленьком предсердии. Дибров со страдальческим
выражением на лице прервал разговор, объяснив,
что настало время рекламы.
И на экране появились пенные пивные струи,
золотые горлышки бутылок со «Старым мельником»,
а закадровый голос проникновенно сообщил: «Мы
вкладываем в пиво душу». Как видим, представления
о душе хирургов, до мельчайшей клеточки
изучивших человеческий организм, и пивоваров
сильно отличаются. Как отличаются и
телевизионные передачи, одни из которых
стараются научить нас думать, а другие
занимаются прямо противоположным. Гость
передачи «Без протокола» Эльдар Рязанов,
вовлеченный ведущими в разговор о нынешнем
телевидении, весьма нелестно отозвался о
большинстве идущих сейчас сериалов и многих
развлекательных программ. Да, сказал он,
телевидение все больше и больше становится
развлекательным, но раз уж так сложилось, главным
для него должно стать развлекательное
просветительство. Именно просветительство, ибо
мы рискуем оказаться в дремучем лесу невежества.
Сходную мысль высказал и актер Евгений Весник в
прошедшей на канале «Культура» встрече со
зрителями. Он говорил о культуре как факторе
национальной безопасности. Тоже о душе думал.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|