КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Два сына одной войны
Непростой фильм про простые чувства
КАДР ИЗ ФИЛЬМА “КУКУШКА”
Бесхитростное название замечательного
фильма режиссера Александра Рогожкина и
продюсера Сергея Сельянова “Кукушка”
практически ни о чем не уведомляет
потенциального зрителя – просто поэтическая
вольность, свойственная искусству, как, например,
“Летят журавли”. Конечно, на войне кукушками
называют одиночных снайперов, но картина
рассказывает не о том, как ловко люди умеют
убивать себе подобных, а о том, что люди,
говорящие на разных языках, способны понять друг
друга, мирно сосуществовать, жить и любить.
Среди суровых красот Севера жила-была маленькая
крепкая самостоятельная женщина из народа саами
Анни (финская актриса Анни-Кристина Юусо). У нее
был теплый земляной дом и натуральное хозяйство.
В это одинокое гнездышко война подкинула, как
кукушат, двух мужиков из враждующих армий. Оба
были смертниками у своих собратьев по оружию, но
чудом уцелели. Практичная, как природа, женщина
помогла им выжить, найти общий язык,
подкормиться, опериться и улететь в родные края.
А у сметливой и смешливой хозяйки остались от них
два сына.
В картине органично сплетаются поэзия и проза,
бытовые слабости и мистическая сила,
естественность жизни и противоестественность
страшной войны, идущей неподалеку от тихого
одинокого рая, да и в самом раю. Финн Вилле (Вилле
Хаапсало), пацифистки настроенный и демократично
воспитанный, пытается втолковать
заидеологизированному русскому Ивану (Виктор
Бычков), что для них война окончена, что надо жить
мирно и доверять другому человеку, тем более
уважающему Толстого и Достоевского. Но советский
офицер остается непреклонным. Он точно знает, что
всех этих “белофиннов” и прочих фашистов надо
уничтожать. Актеры, широко известные по
“Особенностям национальной охоты” и другим
фильмам Рогожкина, очень убедительно ведут
напряженный диалог на разных языках. Буквальное
и фигуральное разноязычие – действенный
художественный прием, весьма украсивший образы и
картину в целом.
Фильм с первых кадров забирает зрителя,
пробуждает сопереживание достоверными
подробностями существования героев. Мы долго и
сочувственно наблюдаем, как пытается
освободиться прикованный к скале Вилле, как он
разводит огонь, чтобы раскалить камень, как
поливает его оставленной для питья водой. Когда
камень трескается, зрительская душа ликует
вместе с героем. Постепенно проникаясь понятными
заботами персонажей, мы сближаемся с ними и с
произведением. Вряд ли бы безусловно обаятельный
финн сразу полюбился нам, если бы освобождался от
оков за кадром с помощью киномонтажа.
Пристальное режиссерское внимание к деталям
человеческого быта и психологии – ценное
качество “Кукушки”. Встреча столь далеких друг
другу людей в фольклорном оазисе могла бы
показаться слишком искусственной, нарочитой,
если бы экранная действительность не была
выверена профессиональной точностью и чувством
меры. Естественность актерского поведения
помогает принять правду искусства как правду
жизни.
В ленте много юмора, хотя никто никого специально
не смешит. Улыбка таится в самой ситуации и
искренности исполнителей. Например, когда
русский, показывая Анни фотографию Есенина,
долго и красноречиво объясняет, что гораздо
более причастен к отечественной литературе, чем
какой-то “фашист”, женщина с интересом
разглядывает изображение неизвестного лица со
златокудрой шевелюрой и совершенно серьезно
соглашается: “Да, красивая у тебя жена”. Местами,
например в страшноватом эпизоде с ядовитыми
грибами, положение становится трагикомическим. А
в итоге все это разнообразие эмоций без нажима,
словно играючи, подводит зрителя к кульминации
картины, когда один из мужчин все-таки стреляет и
улыбчивая простушка Анни превращается в жрицу
неведомых духов, космических богов, ведающих
вопросами жизни и смерти.
К финалу камерная, непретенциозная, добрая
кинолента обретает силу общечеловеческой драмы.
Посмотрите “Кукушку”, чтобы стать чуточку
мудрее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|