КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛАД
Самая сильная слабость маэстро
Геннадий Рождественский и его питомцы
Геннадий Рождественский непредсказуем.
То отваживается, скажем, на художественное
руководство Большим театром и вскоре оставляет
его, то своими симфоническими и оперными
новшествами вызывает на себя шквальный огонь
пишущей братии и недругов, отвечая им тем же, то
эпатирует общественность книгой
“Треугольники”, в которой отражается
свободолюбивая независимость его суждений, не
претендующих на массовое признание. Однако слава
Богу, что прославленный во всем мире мастер,
несмотря на свое гипертрофированное самолюбие и
нашу бесцеремонность, временами остается
свободным от заграничных вояжей и снова начинает
работать в России.
Совсем недавно он одарил Первопрестольную
великолепным фестивалем “Геннадий
Рождественский и его ученики”, где перед
публикой Большого зала Консерватории предстал
не только сам герой события, но и его иностранные
питомцы, аспиранты и выпускники Московской
консерватории – Лижия О’Риордан (Ирландия),
Алваро Манзано (Эквадор) и Рамиро Сориано
(Боливия). Все они отнюдь не начинающие школяры,
но уже сформировавшиеся, признанные и увенчанные
наградами и званиями профессионалы.
Следуя своей счастливой слабости,
Рождественский вновь блеснул присущей ему
неординарностью. В программу фестиваля вошли все
двенадцать редко звучащих у нас Concerti grossi op. 6
Генделя, отчего гениальный немец, знаменитый
создатель классического ораториального жанра,
каким его обычно знают, явился еще и автором
оркестровых сочинений, не растерявших за долгие
столетия со дня их написания ни свежести, ни
привлекательности. В наше приземленное время
сочинения его вносят свет и гармонию чувств. Если
весь цикл Concerti grossi можно смело приравнять к
вселенной наших переживаний, то каждая из
миниатюрных частей любого Concerti подобна капле
воды, в которой отражается бездонная глубина
сиюминутного человеческого состояния.
Исполнителем шедевров Генделя стал не столь
примелькавшийся москвичам, но популярный в мире
камерный оркестр “Ансамбль XXI века”,
организованный еще в 1989 году Лижией О’Риордан и
финской скрипачкой Пией Сиирала. Он стал первым в
тогдашнем Советском Союзе международным
музыкальным коллективом: иностранцам не
разрешалось музицировать в одном оркестре с
советскими студентами.
Быть может, именно поэтому ирландка Лижия решила
остаться в России. Впрочем, были и иные, отнюдь не
второстепенные причины. Как считает Лижия,
“здесь лучшая в мире струнная школа. И самая
эмоциональная, чуткая, экзальтированная и
благодарная публика. В России люди нуждаются в
музыке, как в кислороде”.
В 1993 году в знак протеста против отмены концерта
ансамбля дирекцией Большого зала Консерватории
О’Риордан объявила голодовку – в Москве у
памятника Чайковскому.
Отстаивая свое право на независимость и
признание, коллектив выступает в городах
Австралии и Великобритании, Эстонии и Швейцарии,
Германии и Венгрии, даже в стойбищах оленеводов
на Крайнем Севере России. Ему рукоплещут
концертные залы столицы, аплодируют дети разных
племен и народов, многие из которых впервые
слышат классическую музыку в живом исполнении и
которым посчастливилось оказаться в огромной
географической орбите Международного
тихоокеанского фестиваля (масштаб – от
российского Заполярья до Чили), задуманного и
осуществленного неутомимой Лижией О’Риордан.
На фестивале “Геннадий Рождественский и его
ученики” оркестр, состоящий из молодых
музыкантов, еще раз подтвердил свой высокий
профессионализм, незаурядный вкус и умение
вступать в тесный духовный контакт со
слушателями. Этому, конечно, немало
поспособствовали его дирижеры во главе с самим
Рождественским. Развернулась впечатляющая
панорама их ярких индивидуальностей, каждая из
них внесла в бессмертную музыку Генделя свое
самобытное видение и шарм. Было и нечто общее, что
сблизило этих таких разных художников – сама
школа Геннадия Рождественского с ее
нетрадиционностью творческих решений,
завораживающим артистизмом и безупречной
дирижерской техникой, которая становилась
предметом эстетического наслаждения.
Академичный и проницательный эквадорец Алваро
Мазано, рефлексирующий и поэтичный боливиец
Рамиро Сориано, ослепительная и властная
ирландка Лижия О’Риордан и, наконец, их учитель
Геннадий Рождественский, обольстительно
ироничный и непринужденный в своей манере
дирижирования и поведения.
Обидно, что уникальный фестиваль на всех трех
концертах так и не смог привлечь должное
внимание публики: Большой зал заполнялся в
лучшем случае наполовину. (В ответе за это и
дирекция БЗК, пожаловавшая музыкантам для
выступлений дневные часы.)
Что же, такова мета времени. Люди слышат и хотят
слышать не то, что достойно быть услышанным, а то,
что уже ранее запечатлелось в их душах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|