Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ричард РОУЗ

Изворотливость и терпение

Именно эти два качества россиян были особенно востребованы в последнее десятилетие, считает шотландский социолог из Центра изучения государственной политики, который провел за эти десять лет цикл опросов в рамках проекта «Барометр новой России»

В том, до какой степени и в чем россияне себя ограничивают, наблюдается определенная закономерность, не зависящая от макроэкономических спадов и подъемов: средняя величина изменений по этим показателям за семь лет составляет не более 5%. Большинство опрошенных сообщили, что иногда не покупают необходимой одежды; иногда или редко ограничивают себя в еде; редко или никогда не отказываются от отопления жилищ. Те, кому удалось этого избежать, составляют меньшинство, однако столь же немногочисленны и те, кому подобные лишения приходилось испытывать постоянно.
Большинству приходится проявлять изворотливость. К 2001 году 34% опрошенных уже приспособились к изменившимся условиям; примерно половина из них прошла этот процесс, не испытывая лишений. 60% стали еще изворотливее, чем были в дефицитной советской экономике, и, однажды попав в ситуацию, когда им пришлось ограничивать себя в чем-либо, находили способы, чтобы вновь не оказаться в подобном положении. Лишь 6% составили обедневшую группу. Как правило, они постоянно вынуждены экономить на товарах минимум двух категорий – еде и одежде.
Секрет российской изворотливости и адаптации заключается в том, что подавляющее большинство не рассчитывают исключительно на официальный рынок. С крушением советской системы россияне не отучились пользоваться неформальными путями получения материальных благ.
Несмотря на потрясения, обрушившиеся на россиян в период трансформаций, большинство из них улучшили свое благосостояние и получили возможность приобретать товары длительного пользования. В нашем первом опросе (1992 год) каждый пятый наш собеседник был владельцем автомобиля. К 2001 году доля семей, имеющих автомобиль, увеличилась до 29%. Вторым индикатором был избран видеомагнитофон – предмет, появившийся в обиходе россиян только после крушения советской системы. Стоимость видеомагнитофона превышала в несколько раз месячную зарплату, и за него нужно было платить наличными, его нельзя было приобрести частным образом по договоренности, как, например, медицинскую помощь, и невозможно было вырастить его на дачном участке. В июле 1996 года 27% опрошенных заявили, что у них дома есть видеомагнитофон. Пять лет спустя доля его обладателей выросла до 42%. Характерно, что россияне, зачастую вынужденные отказываться от более насущных вещей, стали приобретать видеомагнитофоны и другие подобные предметы, которые повышают качественный уровень их жизни.
Грустная логика науки экономики такова, что за все надо платить, причем платить вперед. Это значит, что, для того чтобы ситуация в российском обществе улучшилась, она должна сначала ухудшиться. Полвека назад Й.Шумпетер ввел понятие «конструктивное уничтожение». Это понятие удачно объясняет, как после Второй мировой войны в течение десятилетия болезненного восстановления германская экономика из руин превратилась в самую динамичную в Европе.
Выплата зарплаты, основополагающая составляющая любой рыночной экономики, была не столь важна в СССР, так как твердые цены приводили к нехватке товаров в магазинах и к избытку денежной массы. В отсутствие предложения товаров люди аккумулировали сбережения, поскольку приобрести что-либо можно было чаще всего через знакомых, а не в соответствии с количеством имеющихся денег. Движение российской экономики к рынку было скачкообразным, о чем свидетельствуют расчеты между предприятиями на основе бартера, а также опыт принудительных займов работодателей, задерживавших выплату зарплаты работникам. От несвоевременных выплат зарплаты в основном страдали сотрудники государственных предприятий и организаций социальной сферы, таких как больницы и школы.
Когда в 1995 году проводили замеры масштабов невыплат, выяснилось, что лишь 48% работавших получали зарплату регулярно. Несмотря на то что дело шло к выборам, наблюдалась тенденция к ухудшению. К лету 1996 года лишь 22% работавших получали зарплату вовремя, одновременно росло число тех, кто вообще не получал заработанные деньги. С тех пор наметилось улучшение: к последним выборам половина работников стали получать зарплату регулярно, а в 2001 году, по нашим оценкам, более половины получали зарплату вовремя. Однако тот факт, что россиянам пришлось пережить десятилетие неуверенности в том, что им выплатят заработанное, свидетельствует о том, что построение современной рыночной экономики в России требует еще много времени.
В ситуации, когда из-за потрясений периода трансформаций уровень жизни падает, приостановление ухудшений уже трактуется как улучшение (сравни с «законом ямы» бывшего министра экономики Великобритании Д.Хили: «Если вы оказались в яме, первое, что нужно сделать, – это перестать копать»). Однако если удача не улыбнется, стабилизация может стать прелюдией к стагнации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru