Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД 
 

Иногда бывает: приходишь в соседнюю школу, и сразу, с первой минуты, с раздевалки, чувствуешь: здесь не так, как у нас! Стены – другие, объявления иначе развешаны, звонок не звенит, а поет... Как это можно объяснить? Вернее всего, мы ощутили неуловимый феномен уклада школьной жизни: здесь – такой уклад, а у нас – другой.

Овена КОРСУНОВА

Если учишь по-другому – меняется не только расписание, а вся школьная жизнь

Эти перемены разбросаны во времени и на карте.
Вот как они происходят в городе Набережные Челны...

Фото из архива школы

В школе-лицее в Набережных Челнах уклад держится на трех китах: гувернеры – у маленьких, клуб – у подростков и профессиональная проба – у старших. Так что, если вы войдете во второй класс и увидите не одного учителя, а сразу четырех, не удивляйтесь – здесь к этому привыкли.
В коридоре вывешены предвыборные программы кандидатов в школьные президенты, и около них толпятся семиклассники – тоже нормально. А еще важно, что здесь понимают: школа не только место учебы ребят. Здесь рождается масса иных инициатив, прорастающих потом во взрослую жизнь. И так, как устроена школа сегодня, так и будут дети понимать свои отношения с миром завтра.

«Пролог»

Так назывался педагогический клуб МЖК, в котором в конце 80-х встретились пятеро молодых учителей – Александр Либерман, Надежда Осипова, Дамир Гильманов, Сергей Николаев и Светлана Снегирева. Постепенно сложилось решение – объединиться и обучать детей по-своему. Надо сказать, в те годы частная образовательная деятельность входила в число запрещенных государством, в одном ряду с изготовлением взрывчатых веществ. Но это не очень смутило компанию, в 1990 году они открыли собственный экспериментальный класс как подразделение одной из школ города.
Класс – двадцать восемь человек – решили обучать по программам системы Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова. Значит, каждая тема должна разворачиваться в логике учебной задачи (постановка цели, выявление противоречия между имеющимся и необходимым знанием, построение теоретической модели, поиск и проверка способа решения, оценка и контроль). При этом значительная часть учебной работы будет вестись не фронтально, а в малых группах. Такая организация обучения требует от ребенка некоторых умений, например, умения увидеть собственное незнание или вести диалог. Но, пожалуй, более важна мотивационная готовность. Мы должны спросить: «Хочет начинающий первоклассник ходить в школу? Что он собирается в ней делать: учиться или играть?» К сожалению, среди приходящих в первый класс ребят готовыми к обучению, учитывая разные показатели, можно считать лишь 25–30%.
Родилась идея: пусть учителю-предметнику помогают в классе другие взрослые – гувернеры. Их задача – вести себя так, как вел бы «настоящий ученик», любознательный, пытливый, строящий свое понимание внутри учебной ситуации. Настоящий ученик имеет право на ошибочное суждение или действие, но со временем становится способным их обнаружить. На каждом этапе превращения в ученика актуальны разные задачи, например: сначала ребята просто учатся задавать вопросы, а потом начинают различать «умный вопрос» и вопрос не по существу. Как только меняется уровень учебной зрелости конкретного класса, должно измениться и поведение гувернеров. Они могут работать в разных стилях: поддерживающем, лидерском, провокационном.
Тогда, в самом первом первом классе, один из учителей вел урок, занимая позицию предметника, а остальные четверо становились гувернерами. На следующем занятии позиции менялись. Спорили бесконечно. Иногда сразу после урока коллеги окружали учительский стол и указывали друг другу на ошибки. Сначала дети переживали: что происходит? А потом поняли, спор – это не ссора, ничего страшного в нем нет.
Учителя пробовали, обсуждали, работали с авторами и методистами системы развивающего обучения. Опыт показал, что в первом и во втором классе гувернеров должно быть трое-четверо, по одному на каждую малую группу. С третьего года обучения в уроке обычно участвует только один гувернер, который работает как скорая помощь – организует группу в случае затруднения или конфликта, помогает отдельным детям. Четвероклассники уже работают без гувернеров.
Вне урока гувернер становится воспитателем, другом, который делит с ребенком все его радости и огорчения. Из-за того что гувернеров в первом классе несколько, у каждого новоиспеченного школьника повышаются шансы найти взрослого друга.

От прогимназии – к лицею

Позже из того – единственного – класса выросло частное учебное заведение с замысловатым названием: Центр образования «Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения». Здесь более двухсот детей: группа детского сада, прогимназия (1–5), гимназия (6) и лицей (7–11). Первый иностранный язык начинают изучать с первого класса, а второй – с пятого. Прогимназия продолжает работать по программам развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова и предлагает даже такой необычный предмет, как детская философия. Именно в прогимназии необходимы гувернеры. Переход в лицей означает, что человек уже определился, какое из направлений специализации его привлекает больше: гуманитарное (психология, философия) или лингвистическое (иностранные языки). И тем не менее вплоть до десятого класса с подростками и родителями ведется работа, позволяющая семье выбрать направление дальнейшего образования. «Математики-экономисты» уходят, а оставшиеся старшеклассники и ребята, пришедшие в десятый-одиннадцатый из других школ, имеют возможность за два года не только получить аттестат, но и начать освоение вузовских программ. Все потому, что школа активно сотрудничает с Ярославским государственным университетом и Елабужским государственным педагогическим институтом. Два раза в месяц старшеклассники проводят в вузе целый учебный день, постигая особенности студенческого учения.

Сколько человек в «семерке»?

Чтобы открыть некоторые тонкости гувернерского труда, мы отправились на уроки в 1–4 классах. Нас предупреждали, что дети будут работать в малых группах – «семерках». Но оказалось, что «семерка» – название скорее историческое, возникло оно, когда в самом первом экспериментальном классе на 28 учеников было четыре гувернера. Теперь, бывает, дети работают в группах по пять, четыре, два человека. Ребят учат распределять обязанности: кто-то сегодня выдвигает идеи, кто-то критикует их, кто-то ведет запись. Каждый со временем сможет побывать в разных позициях, освоить их, понять, что у него получается лучше. Размер групп, как правило, уменьшается ко второму классу, а гувернеры включаются в работу учеников все реже, чтобы дети не оказались беспомощными на следующий год, когда у них будет один взрослый помощник на весь коллектив.
После уроков мы встретились с гувернерами, чтобы задать несколько вопросов.

– В чем вы видите смысл и цель работы гувернера? Что вам кажется в ней самым важным?
– Цель – помочь детям понять содержание учебной задачи, то главное, над чем нужно думать. Мне также важно раскрыть положительные качества детей, сделать так, чтобы каждый был вовлечен в работу, что-то понял во время урока.
– Особая задача гувернера – вовремя увидеть готовность детей работать самостоятельно и перестать помогать.
– С какими трудностями приходится сталкиваться чаще всего?
– Бывает, что дети уходят в сторону от решения задачи, и тогда гувернер или учитель останавливают работу: что происходит? Нам удалось продвинуться дальше?
– Дети разные. Многим трудно включиться в диалог. Они поначалу не слышат взрослого, не то что сверстника, просто не обращают внимания.
– Как проводится в вашей школе обучение гувернеров? На что вы при этом обращаете особое внимание?
– Занятия для гувернеров мы проводим регулярно. Это, во-первых, тренинги, где имитируется ситуация урока и более опытные гувернеры играют роль детей. Во-вторых, это, как мы их называем, штудии – проработка психологической и педагогической литературы. Многое дает практика.
– Обращаем внимание на взаимодействие, взаимодополнение гувернера и учителя. Если гувернер не отличит свою позицию от учительской, возникнет опасность, что он будет работать с детьми достаточно жестко. Но его задача больше организационная, например фиксировать мнения, которые возникают в группе. Роль гувернера вовсе не в том, чтобы выбраковывать ошибочные ответы. К правильному решению поможет прийти общеклассная дискуссия.

Президент для галочки

Самоуправление в школе появилось три года назад, после памятной линейки, на которой педагогический коллектив пообещал «закрутить гайки»: ввести в школе форму, упорядочить передвижение по коридору (в столовую – только парами, мальчик с девочкой). Реакция получилась та, которую и ожидали. Среди старших ребят сразу раздался ропот. К директору отправилась возмущенная делегация: мы хотим по-другому! Но Александр Аронович только развел руками: «Вы хотите? Так вот и я хочу, и делаю, как хочу. А с кем я, директор, должен взаимодействовать, с толпой?»
Поняли. Осознали. Нужен орган самоуправления! И он появился – Совет школьного самоуправления, куда входят выборные представители доброго десятка округов (выборы по своим кандидатам проходят в каждом округе отдельно). Самостоятельным округом считается один класс, начиная с шестого. У взрослых тоже свои округа. Их четыре: учителя, психологи, администрация, наставники гимназических и лицейских классов. К сегодняшнему дню на счету Совета решение многих вопросов, касающихся учебы и досуга подростков. Детско-взрослая конфликтная комиссия, открытая при Совете, в первый же год работы рассмотрела серьезную проблему: взаимные права и обязанности старшеклассников и их наставников. Был и другой случай: шутников, отключивших в школе электричество, «приговорили» к выпуску плаката по технической безопасности и многочасовой отработке в школьной библиотеке. Справедливо?
Работу Совета возглавляет президент-школьник, выбираемый всеобщим тайным голосованием. В этом году вышло так, что к назначенному сроку свою президентскую программу представил только один человек – ученик десятого класса Илья. Получилось, голосование не могло быть проведено: кандидатов должно быть хотя бы трое! Тогда сторонники Ильи отправились по округам:
– Что вам стоит выдвинуть своего кандидата? Кого, не важно. Наш-то все равно победит.
– Как это не важно? Кто сказал, что ваш победит? – возмутился девятый класс. – Это наш победит!
Страсти кипели несколько дней. Наконец все три программы появились на стенде и было организовано голосование. По числу голосов победил девятиклассник Володя. Но тут обнаружилось, что среди избирательных бюллетеней есть подделки. Директор довольно потирал руки:
– Если выборы проходят гладко – это не выборы!
Пришлось переголосовывать.

Трое садятся в лодку...

Идея была в том, что школам решать проблему с подростками нужно сообща. Ведь обычно подросток – это человек, которому важно утвердить себя в обществе. Кроме того, подросток свободолюбив, его можно увлечь, но трудно принудить. Вот и нужно создать подростковые клубы – интересные. И непременно сразу на несколько школ.
С этой идеей Александр Либерман выступил в 1998 году на городском совещании для школьных директоров и завучей. Поддержали? Скорее промолчали. Но когда все закончилось, подошли Вера Патракеева (гимназия № 61) и Светлана Вишневская (гимназия № 76): “Мы думали о том же самом. Давайте работать вместе!” Вот так и получилось, что ребята из трех школ города получили возможность участвовать в жизни Межшкольного клубного пространства – МКП.

«Не плыви по течению,
не плыви против течения,
плыви туда, куда тебе нужно»

Договорившись между собой, взрослые предложили своим старшеклассникам идею знакомства и дружбы с ребятами из других школ. Идея понравилась. Для начала все вместе придумали и провели общую вечеринку, где были показаны визитки всех трех гимназий, а затем и дискотеку. После этого возник вопрос: что дальше? Какие совместные дела возможны и нужны? Чтобы это обсудить, организовали деловую игру. Ее лозунг был: “Не плыви по течению, не плыви против течения, плыви туда, куда тебе нужно”. Смешанные детские и взрослые команды предлагали свои проекты: общую газету, совместные туристические поездки, объединенный рок-клуб – да мало ли что можно придумать! Каждый проект прошел затем строгую проверку в игре “Лицензионное бюро”. Здесь участвовали директора школ, родители, педагоги, ученики, даже представители городских структур. Их задача была оценить важность проекта, его реалистичность. Среди старшеклассников – участников игры быстро выделилась группа недовольных, готовых критиковать порядки в своих школах. Они собирались создать отдельный клуб. Но взрослые подсказали: если критикуешь, то и предлагай. А защищать свои права и идеи можно, имея статус молодежной общественной организации. Ребята не отступились, взялись разрабатывать устав и структуру будущей организации, придумали название – “Перспектива”. Позже члены «Перспективы» были застрельщиками многих межшкольных дел: организовывали конкурсы, праздники, обмен учениками (это когда ребята из одной школы несколько дней учатся в другой и наоборот).
И вдруг...
– Приезжайте. «Перспектива» свое отжила...

“Перспектива” умерла?
Да здравствует “Перспектива”!

…Народ, больше ста человек, подтягивается в «Шатлык». Это одно из самых больших помещений, которые городская администрация предоставила в распоряжение детских и молодежных общественных организаций. Название в переводе с татарского значит «надежда», «радость».
Наконец все собираются в зале, гаснет свет, и на сцене появляются «перспективщики». Сегодня они рассказывают о том, с чего начиналась их организация, что хотели, что успели сделать.
Чуть позже на сцене звучит плач младенца – с этого решил начать свое выступление, посвященное «Перспективе», клуб «Лидер», который возник несколько месяцев назад как продолжение одного из «перспективных» дел. Ребята из «Лидера» мечтают стать настоящими управленцами. А управление, говорят они, – это прежде всего ответственность за то, что происходит вокруг.
С «Перспективой» прощаются и другие представители МКП: клуб межшкольного самоуправления, рок-клуб.
Ключи от штаб-квартиры передают ребятам из «Лидера».
А что будет с проектами, которые поддерживала «Перспектива»?
Их по желанию разбирают разные клубы – они готовы продолжать полюбившиеся дела.
И вдруг – снова, в ряд, «перспективщики».
– Наше название – «Перспектива» – мы решили передать всему Межшкольному клубному пространству.
Так, значит, это не конец?

...Создание подросткового клуба, детской общественной организации – тонкое дело. За детской активностью стоит серьезный труд педагогов и психологов. «Мы сами сделали!» – говорят школьники, и это лучшая награда учителям, воспитателям, вожатым, которые не спали ночами, спорили и раздумывали, чтобы состоялось это «сами».
Сколько, вы считаете, понадобилось времени, чтобы понять, что «Перспектива», как она задумывалась, уже выполнила свою задачу? Год! Год сомнений, попыток что-то создать, реанимировать, найти новые формы. А кто-то скажет: интересный, плодотворный год, во время которого появились условия для появления новых клубов (некоторые только-только начинают свою отдельную жизнь). Сегодня можно спросить: надо ли было прощаться с «Перспективой» раньше? насколько раньше? Впрочем, уже случилось: «Перспектива» ушла – «Перспектива» осталась. Межшкольное клубное пространство продолжает жить. Педагогам еще будет чему научиться.

Открытый финал

Эпилоги сейчас не в моде. В моде открытые финалы. Да и странно было бы заканчивать эпилогом рассказ о школе, в которой столько планов.
…Гувернеры решают, что же делать со «сложным» вторым классом.
…Десятиклассница Женька Ковальчук, редактор, собирается разворачивать на страницах «Школьного Бума» борьбу за приобретение компьютерного класса (читай, типографии).
…Психологи договариваются с городскими властями о поддержке новых проектов.
…А водитель Мансур мечтает о новом школьном автобусе, и обязательно с музыкой, чтобы ехать было веселее.

В беседе, посвященной работе гувернеров, принимали участие: Марина Васина, Ольга Жаренова, Елена Норина, Ольга Ожиганова, Надежда Осипова, Гузель Шамсиева.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru