Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

При встрече с друзьями, приехавшими издалека, мы первым делом выясняем: “А как у вас...” – про что-то знакомое и повседневное. Хочется сравнить самые обыденные вещи, возможно, чтобы острее почувствовать неумолимую пропасть расстояний и времен. Для нас, учителей, родителей, интереснее всего “А как у вас в школе?”. В далекой африканской, индийской, израильской школе, где мы скорее всего никогда не побываем. А знать хочется. Причем не только концепции и программы. Важны мелочи, передающие общую атмосферу, помогающие создать живой образ. Именно в мелочах можно “зацепить” главное, что не выразишь учеными терминами, увидеть суть реальных педагогических подходов. Частный, ненаучный, непрофессиональный взгляд многое объяснит специалисту. Тем более взгляд новичка, который уже не гость, еще не старожил. Давайте просто по-человечески поинтересуемся: “А как у вас?” – и, выслушав про далекое, подумаем о своем, близком, наболевшем.

Что значит учиться по южно-африкански?

Первые четыре года занятия здесь похожи на игру.
А как же знания? Учебный план?
Оказывается, все это можно легко наверстать в старших классах. И тоже играючи!

Школа для офицерского сына

Мы, семья бывших российских военнослужащих, сейчас живем в Намибии, которая когда-то (до 1994 года) была частью ЮАР и до сих пор сохранила общие черты. Поэтому школьные системы тоже похожи. Мы убедились в этом не только на словах, но и на деле, так как целый год прожили в ЮАР, и наш сын Стас сначала ходил в школу там, а теперь учится в Намибии, не замечая разницы.
Дети здесь идут в школу в семь лет, как и в России. Разница только в том, что не 1 сентября, а в январе. Это же южное полушарие, и в сентябре здесь зима, а летние каникулы – в декабре. Образование в Намибии необязательное, и школа ребенку не гарантирована – туда надо еще попасть, причем в хорошую, естественно, сложнее. Для этого за несколько месяцев до начала учебного года родители пишут заявление. Происходит как бы конкурсный отбор, где учитывают оценки, характеристики, а при большой конкуренции нужна еще личная рекомендация педагогов, у которых дети учились раньше.
Все школы платные. Частные школы дороже (порядка 100 долларов в месяц), государственные дешевле (7 долларов в месяц), так как большую часть расходов покрывает государство. Думаю, даже по российским меркам не слишком дорого. Мы для сына выбрали государственную школу, так как в частных намного слабее база (книги, учебные пособия, спортзал – все должны покупать родители, но они экономят). Считается, что в частных школах ребенку уделяют больше внимания, однако это спорный вопрос. Все равно есть заботливые учителя и равнодушные. Как повезет.
В стоимость обучения не входят форма (у каждой школы своя, причем до мелочей – спортивная майка, определенного цвета портфель, ботинки, носки...), учебники и тетради, ручки. Кстати, тетради, карандаши тоже должны быть стандартными.
Школы подразделяются на два уровня: начальная (с 1-го по 7 класс) и высшая (с
8-го по 12 класс). Первые три класса дети могут учиться по выбору – на английском языке или на африкаанс (разновидность фламандского, тоже наследие колонизаторов), с 4 класса – только на английском. Английский и африкаанс – самые распространенные языки в Намибии, все вывески и этикетки на продуктах пишутся на двух языках, но официальным является все-таки английский. В начальной школе нет никакой специализации, дети учат все обо всем. Высшая школа – это, по сути, множество отдельных школ, каждая в своем здании: гуманитарная, инженерная, математическая и т.д. Везде своя форма, свои традиции. После окончания высшей школы ребенок сдает письменные экзамены по своей специализации (не все предметы!) на аттестат о среднем образовании, причем работы для проверки до сих пор отсылают в Англию. Здешним педагогам не доверяют.

За высоким забором

С начальной школой мы знакомы лучше, поскольку сын сейчас «проживает» именно ее. Погода здесь, сами понимаете, довольно теплая, и сама структура школы немного другая, чем в России. Здание обычно одноэтажное, максимум двухэтажное. Двор довольно большой и оборудован всевозможными игровыми комплексами: лесенки, горки, качели. Многие школы имеют хорошие спортивные комплексы: теннисные корты, поле для регби (футбол здесь непопулярен), бассейны.
Вокруг всей территории – ограда. Дверь (или ворота) закрывается на электрический замок, и выйти из школы во время занятий или перемен невозможно, что, по-моему, очень даже практично. Я спокоен за своего ребенка.
До 4 класса, как и у нас, дети учатся в своем кабинете, потом начинают переходить каждый урок из класса в класс.
Так как общественного транспорта здесь практически нет, то родители должны отвозить детей в школу по утрам и забирать в определенное время после обеда. Возле школы старшеклассники регулируют движение до уроков и после обеда, чтобы не было столпотворения машин и детей. С этой же целью предусмотрено разное время окончания занятий в разных классах.
Занятия начинаются рано, в 7 утра, и заканчиваются в 12.30 или 13.00. Ровно в 7 утра ворота закрываются, и опоздавшие ученики должны звонить в специальный звонок, который связан с канцелярией (там расположены кабинеты директора, секретаря, приемная, учительская), и объяснять лично директору по спикерфону (вариант нашего домофона) причину опоздания. Сами понимаете, процедура неприятная. Поэтому вылетаем из дома как ошпаренные, и не мы торопим ребенка, а он нас.
Звонки здесь обычные, как в России, перемены между уроками по пять минут. Только на первый урок звонки звенят по-особому, 3 раза: 1-й раз – предупреждение, что пора строиться перед своим кабинетом, 2-й раз – надо уже быть в строю и 3-й раз – ученики вместе с учителем входят в класс.
Есть большая перемена. Примерно в десять утра. Не забудьте, что ребенок просыпается в 6, если не раньше. Дети перекусывают бутербродами, которые принесли с собой из дома, и запивают прохладительными напитками, которые каждый должен иметь с собой в обязательном порядке, так как страна жаркая и без воды нельзя никуда отправляться. Все коробки для еды и бутылки обязательно подписывают во избежание путаницы и потерь. Есть маленький магазинчик, где можно купить всякие гамбургеры, хот-доги, пирожки, чипсы, напитки. Роль продавца исполняют неработающие мамы на общественных началах, школа не в состоянии платить нормальным продавцам.
После завтрака все играют во дворе школы.

Главное – получать удовольствие от жизни!

Учебный год делится на триместры. После каждого триместра – каникулы на месяц, только летние длятся полтора месяца.
Само обучение сильно отличается от российского. Дети в младших классах учатся очень расслабленно: программу 4 класса местной школы можно сравнить разве что со 2 классом московской. Однако ребята догоняют позже, в старших классах. Просто они сохраняют желание учиться, веру в свои силы на протяжении всех 12 лет, а не только первого сентября в первом классе. Дети не учат голую теорию, а получают комплексные знания, которые можно быстро применить на практике. К примеру, изучают насекомых на этой неделе. На математике считают, сколько ног или крыльев у насекомых, складывают, умножают. На словесности читают басни, стихи о бабочках и муравьях, сочиняют сами. На биологии изучают строение... В общем, особого деления на предметы нет. Что-то похожее было в России в начале ХХ века, но не пошло. А в Африке всем нравится. Повторяю, я говорю о начальной школе, потому что до старшей пока не дорос (сын). Оценки детям никогда не объявляют вслух, просто выдают табель каждую неделю. Ребенок знает свои успехи или неудачи, но не бывает унижен двойкой при всем классе за невыученный урок. Первые три года в школе дети больше играют, чем учатся. Например, тетрадь по математике – это не страницы со стройными рядами цифр и примеров, а веселые картинки со множеством различных кружочков, квадратиков, стрелочек. Надо спасти героя, помочь ему найти что-нибудь, собрать, сосчитать. Словом, в первые годы детям легко учиться, они получают удовольствие от школы. А главной задачей начальной школы как раз и является “привить ребенку желание ходить в школу”, а заодно научить читать, писать, считать.
После уроков школа организует бесплатные спортивные занятия, которые ведут родители опять-таки на общественных началах. Уже не удивляюсь, что желающие взрослые и дети всегда находятся, никто никого не заставляет.

Родители нужны школе!

Есть еще одна замечательная черта местных школ. Мы практически нигде не встречались с денежными поборами. Нет, сбор денег, конечно, происходит, но совсем по другой системе. К примеру, в день святого Валентина ученикам разрешается прийти в школу без формы, разукрасить лицо или волосы как угодно, только надо заплатить, немного, символически. Понятно, что никто не придет в такой день в форме, значит, школа собирает значительную сумму. Или раз в году устраивают “Веселую прогулку”. Для этого несколько родителей становятся поварами. Заблаговременно готовятся салаты, десерты. Каждый класс приносит определенный вид продуктов (по 2 картофелины или немного майонезу – на всю школу получается много). И вот долгожданная “Веселая прогулка”. Снова за символическую плату приобретаются билеты. Дети с родителями идут пешком по определенному маршруту по парку или даже по городу. Полиция перекрывает дороги, поэтому получается совершенно безопасно и с почетом. Маршрут обычно 10 км. Причем через каждые 2 км надо отмечаться, чтобы никто не потерялся, а автобус едет следом и собирает тех, кто больше не может идти. Все-таки Африка, жара. Вдоль дороги стоят пункты, где можно попить бесплатно воду. Дети, которые дошли до финиша, получают бесплатную кока-колу и опускают билеты со своими именами в ящик. Впоследствии среди них устраивается розыгрыш призов – какие-нибудь школьные принадлежности или напитки (мелочь, а приятно). После похода – игры и застолье с продажей салатов, пирожных, напитков. Школа в итоге получает огромную сумму денег, а дети и родители – великолепный день на природе с развлечениями и ужином.
Полученные такими методами деньги идут на приобретение новых книг, учебных пособий и оборудования для школы. Причем всегда рассылаются родителям письма с благодарностью за участие в мероприятии и отчет о том, сколько денег было выручено, сколько потрачено и на что.
Общение родителей со школой вообще проходит по непривычному для нас сценарию. Классное родительское собрание проводится один раз в начале учебного года и длится буквально полчаса. Цель его – познакомиться с учителем (первые четыре года у детей один учитель, но он меняется каждый год, после 4 класса разные учителя по разным предметам). Оглашаются требования к школьным принадлежностям, к выполнению домашнего задания и то, какую помощь от родителей педагог ожидает – помощь в образовании детей, а не в сборе денег и не в мытье окон. В течение года обязательно проводятся индивидуальные собеседования с родителями каждого ученика. Можно спокойно и подробно обсудить с учителем все проблемы. Причем приглашают всех родителей, а не только тех, чьи дети плохо учатся. Поэтому идти в школу не стыдно. Практически каждую неделю через детей родителям передаются листочки с информацией о том, что произошло нового в школе, какая нужна помощь, каковы планы на ближайшее будущее. Таким образом, мы всегда в курсе дел сына и всей школы.
Помимо прав на информацию и сохранение достоинства у нас есть обязанности. Главная – проверка домашнего задания ребенка. Все очень серьезно. Если домашнее задание выполнено, то я ставлю свою подпись в дневнике. Дневник только для этого и нужен: запись домашнего задания и рядом подпись отца об исполнении. Четко, по-военному. Учитель уже не тратит время на проверку домашнего задания, а ученик не может завязнуть в “долгах”, не может отвертеться от ежедневного выполнения уроков (задания, кстати, небольшие и забавные), иначе он не получит подпись в дневник и сразу попадет в черный список. Что с ним будут делать потом, честно говоря, не знаю. Мы еще не попадали. Да и не хочется. Мы дорожим нашей репутацией. Пусть в африканской школе думают, что все российские дети такие умные и дисциплинированные, как наш сын.

Олег РУДЬ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru