Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОРИЕНТИРЫ

Александр АДАМСКИЙ

А что сегодня на “Эврике”?

Эксперты ФЭП впервые решили отказаться от экзаменационных процедур. А школы – представить свои отчеты для коллег по сети

Симон Львович Соловейчик когда-то заметил, что как педагогическое сообщество “Эврика” будет развиваться до тех пор, пока участие в ней для учителей будет означать выбор между общепринятым, официальным курсом развития школы и авторскими инициативами.
Один из участников «Авторской школы “Эврика”-2002», Михаил Чернышев из Иркутска, во время одной из экспертных конференций сделал сообщение об увеличении жесткости внутри системы образования, об усилении авторитарных тенденций в управлении и об укреплении идеологии вертикали власти. В этих условиях сохранение сети авторских экспериментальных школ “Эврика” – непростой выбор не только для учителей и директоров, но и для самого ведомства.
Чем очевиднее результаты инновационных эвриканских площадок, тем больше искушения для консервативной части руководства ведомства прекратить поддержку, или лишить сеть авторского статуса, или подчинить всю работу инновационных школ идеологии программы модернизации.
Последнее, кстати сказать, наиболее соблазнительно, а главное – очень просто сделать технически. Достаточно ввести в параметры технического задания и соответственно в параметры экспертной оценки соответствие авторских проектов программе модернизации системы образования. Как стало известно нашей редакции, ведомственные экспертно-аналитические центры именно такую рекомендацию и продвигают. Тогда все станет просто: инициативы, подтверждающие правильность программы модернизации, будут получать поддержку ведомства, проекты, не совпадающие с программой, будут отсекаться.
И тем не менее на сегодняшний день Министерство образования оказывает административную (через присвоение статуса “Федеральная экспериментальная площадка”) и финансовую (через средства, выделенные в рамках Федеральной программы развития образования) поддержку инновационной сети школ “Эврика” и тем самым способствует развитию профессионально-общественных инициатив.
Такова реальность на сегодняшний день. Что будет завтра, поживем – увидим, но в любом случае эта ситуация с поддержкой эвриканских ФЭПов, с нашей точки зрения, диагностична по отношению к возможностям развития образования в России.
В этом году “Авторская школа” проходила в два этапа. Первый – с 1 по 5 ноября – был посвящен отчетам ФЭП, второй – с 5 по 10 ноября – заявкам и проектам школ, которые еще только претендуют на статус “Федеральная экспериментальная площадка”.
“Авторская школа” была настолько насыщенной и интересной, что одно перечисление событий может о многом рассказать.
Итак, что было на “Эврике”?
Прежде всего новый проект “Школа “Эврика-Хогвартс”. В нем приняли участие более 200 учеников из 20 эвриканских школ Екатеринбурга, Красноярска, Заречного Пензенской области, Нововаршавки Омской области, многих других городов и сел России. Детям, увлеченным книжками про юного волшебника Гарри Поттера, показалась интересной идея, предложенная “Эврикой”, – придумать такую школу, в которой юным волшебникам хотелось бы учиться.
Многие проекты (часть из них напечатана в еженедельнике “Управление школой”) представляют собой синтез школы “Хогвартс” – той самой, где учится Гарри Поттер и его товарищи, и эвриканских школ, в которых проектирование, создание чего-то нового является основой педагогики.
1 ноября в Измайлове, 2-го утром – в московской школе № 1716 “Эврика-Огонек” открылась первая школа “Эврика-Хогвартс”. Профессора “взрослой” “Эврики” каждый день ездили в эту школу читать лекции и потом делились своими впечатлениями. Три раза в день между “Авторской школой” и “Эврикой-Хогвартс” устанавливались “магические мосты” в Интернете, а во многих школах – в Екатеринбурге, Заречном и в других – за всем происходящим следили ученики и учителя, которым не удалось попасть в Москву.
Из Германии специально, чтобы работать с детьми в этом проекте, приехал известный детский поэт и психолог Вадим Левин, ныне живущий за рубежом, но не прерывающий связи с «Эврикой».
Занятия с детьми вели и главный редактор Издательского дома “Первое сентября” Артем Соловейчик, и философ Александр Лобок, и психолог Николай Веракса, и автор этих строк.
Первая школа “Эврика-Хогвартс” завершилась тем, что ее ученики решили продолжать разработку этого проекта в сети, а летом собраться на вторую «школу».
На самой “Авторской школе” была впервые изменена система экспертизы проектов. Эксперты решили больше не устраивать привычных “экзаменационных” процедур, а применить другую тактику экспертизы отчетов и проектов ФЭПов.
Программа “Авторской школы” на этот раз была выстроена как многообразие возможностей для авторов культурно-образовательных инициатив проявить себя, свои результаты, соотнести свои позиции с другими.
А эксперты помогали представителям ФЭПов изложить свою позицию и обсудить с участниками сети «Эврика» результаты их экспериментов и инновационных образовательных программ. И одновременно уясняли для себя ценность этих результатов.
Для этого были устроены стендовые представления всех отчетов ФЭП – не столько для экспертов, сколько для своих коллег по сети, экспертные конференции по самым наболевшим проблемам развития российского образования: от стандартов до ЕТС; презентации авторских школ наиболее известных российских авторов – Е.Ямбурга, А.Тубельского, А.Лобка, М.Балабана.
Известный историк педагогики Михаил Богуславский отметил, что начался новый этап развития общественно-педагогического движения – когда «Эврика» задает новые горизонты развития для всей системы образования, а не только для себя самой. А академик РАО В.Собкин подчеркнул, что сеть стала не только инновационной, но и экспертной – своей деятельностью фэповские площадки помогают обнаружить те становящиеся общественные образовательные потребности, на которые необходимо ориентироваться системе управления образованием.
Академик Ф.Михайлов отметил, что при реализации инновационных проектов и происходит коллективное теоретическое осмысление новой образовательной деятельности.
А еще на «Эврику» приехала большая группа английских директоров школ, которые провели серию мастерских, посвященных прежде всего общественному управлению школами в Великобритании, и несколько «круглых столов» по тематике развития образования в Соединенном Королевстве. Участие деятелей образования Великобритании в «Эврике» обеспечил Британский совет и особенно руководитель образовательных программ Британского совета в Москве Елена Ленская, за что все участники были очень благодарны.
Потому что им важно было из первых рук получить информацию о том, что попечительские советы, советы управления школами в Англии действительно имеют полную власть над школами и управляют школьными бюджетами, и назначают директоров, и определяют школьную политику.
Теперь, когда «Эврика» объявит стажировку попечителей в Англии, школы будут лучше понимать, чему научатся их попечители. Не исключено, что дети из Великобритании приедут летом на вторую школу “Эврика-Хогвартс”.
А еще во время “Авторской школы” стало известно, что школа «Корифей» из Екатеринбурга, эвриканская площадка, один из лидеров проекта «Эврика-Хогвартс», стала победителем конкурса образовательных сайтов в Интернете, который проводили Институт “Открытое общество” и Федерация “Интернет-образования”. Поздравляем!
Что еще было на «Эврике»?
Как всегда – масса интересных встреч, дискуссий, новых проектов и планов на будущее.
Полная информация – на сайте “Эврики” www.eurerekanet.ru и в еженедельнике “Управление школой”.
…«Эврика» остается пространством выбора для родителей и учеников, для учителей и директоров, для управленцев и политиков.
Пока этот выбор в пользу развития школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru